По классической и постклассической философии

Абсолют — основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея — основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух — часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного про­странством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля — категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т. п.

Антиномии — противоречащие друг другу суждения.

Антитезис — противоположное тезису положение.

Априорный — существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» — основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.

Воля — центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Герменевтика — искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, что­бы понять мир.

Законы диалектики — законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулированы три основные закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Императив — правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.

Иррационализм — направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Категории диалектики — основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например возможность, действительность, необходимость, случайность и т. п.

Категорический императив — правило, требующее обязательного исполнения.

Любовь — согласно философии Фейербаха — главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «Ты».

Максима — правило поведения, внешне выраженная формула поведения.

Младогегельянцы — последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Неопозитивизм — отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи филосо­фии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм — философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение. Подобно томизму, неотомизм считает философию служанкой богословия.

Неофрейдизм — направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма 3. Фрейда неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

«Не-Я» — окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

Объективный дух — часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Опредмечивание — превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение — категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчужденная сущность человека — в философии Фейербаха это Бог, в других философских системах — душа, труд и др.

Позитивизм — философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследова­ние реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм — субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него — успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

Перцепция — чувственное восприятие действительности.

Распредмечивание — превращение вещи в идею, принцип.

Синтез — соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Старогегельянцы — последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Субъективный дух — категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис — первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

Тождество — категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный — существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция — доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный — выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада — метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.

Феноменология — философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т. е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни — Иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Экзистенциализм — философия существования в отличие от клас­сической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции неприменимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.

По русской философии

Богопознание — процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество — категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

Всеединство — категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Всемирная церковь — категория в философии В. С. Соловьева, означающая образованную в результате постепенного сближения об­щность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы: Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.

Диалектический материализм — направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких поту­сторонних силах.

Западники — сторонники западного пути развития России в исто­рии, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в за­падную культуру.

Марксизм — мировоззрение, родоначальниками которого считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть марксизма — в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхо­да к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Мессианизм — черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над ней и управления процессами социальной жизни.

«Москва — третий Рим» — доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.

Промысел божий — идея управления миром божественной волей по определенному плану.

Русская идея — национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Русский философский ренессанс — период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX в. и оканчивающийся в 50-х гг XX в. В этот период были разработаны философско-социальные кон­цепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т. п.

Свобода человека — категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и Бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящимися в подоснове бытия — Ungrund, существующем прежде Бога.

Славянофилы — сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям

Соборность — объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.

Философия русского просвещения — философия России XVIII в., в которой основными проблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли ди­алектика Гегеля к принципу триадичности развития?

4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

5. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

«...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его суще­ства, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?

8. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?

9. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, бого-звериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, боже­ственного и человеческого» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).

10. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место Рос­сии в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

«Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подоба­ющее место общественной свободе (действию Духа)»

«Евразия — это значит ни Европа, ни Азия, третий мир Евразия — это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

«Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет»

(Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, Г. Флоровский).

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. «Вещь в себе» у Канта означает.

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон;

4) сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1)с мышления;

2) со свободы воли;

3) с природы;

4) с общества.

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей филосо­фии:

1) Ньютон;

2) Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

4.Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг.

5. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

1) философия экзистенциализма — это учение о высшем понимании мира;

2) философия экзистенциализма — это познание причин и принципов сущего;

3) экзистенциальная философия — это учение о том, как человеку жить;

4) экзистенциализм — это учение о человеческой свободе.

6. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм;

2)позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

8.В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;

4) увлеченность языковой культурой.

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) западничество;

3) позитивизм;

4) народничество.

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и единство человека;

3) единство природы и общества;

единство Бога со всем миром.

11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:

1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

2) стремление к свободе;

3) Бог;

4) софия.

12.Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) непричинение зла другому;

4) середина между добром и злом.

13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:

1)в мессианизме;

2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в продолжении западнической политики Петра I.

Наши рекомендации