Структура итогового теста по философии

СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ

Структура тестов включает в себя 8 разделов, охватывающих учебный материал дисциплины в полном объеме.

Темы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе (см. таблицу № 1).

Таблица № 1. Раскладка заданий по разделам

№ п/п Название раздела Кол-во заданий
ГЕНЕЗИС и СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.  
2. ОНТОЛОГИЯ.  
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ.  
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.  
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
6. ГНОСЕОЛОГИЯ.  
7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ  
8. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ
Всего:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ

РАЗДЕЛ 2. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

ОНТОЛОГИЯ

25. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

а) Пифагор;

б) Гераклит;

в) Парменид;

г) Платон;

д) Сократ.

Какое из данных философских понятий возникло первым?

а) материя;

б) бытие;

в) субстанция;

г) первоначало.

28. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

а) пассивную материю и активную форму;

б) активную материю и пассивную форму;

в) активное сознание и пассивную форму;

г) пассивное сознание и активную форму.

29. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

а) деградация;

б) упадок;

в) регресс;

г) прогресс;

д) интеграция.

30. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

а) причинность;

б) детерминизм;

в) дуализм;

г) синергия;

д) индукция.

31. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

32. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

33. Материалисты утверждают, что материя - это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

34. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц - атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

35. Пантеизм — это:

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

36. Гилозоизм — это:

а) учение о природе;

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

а) дух;

б) сознание;

в) материя;

г) логос;

д) опыт.

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

73. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

74. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:

а) механике;

б) кибернетике;

в) платонизме;

г) фрейдизме;

д) экзистенциализме.

75. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

76. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:

а) божественное озарение;

б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;

в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;

г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).

77. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:

а) тождества;

б) постоянного конфликта;

в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;

д) «Я» постоянно контролирует «Оно».

78. Бессознательное в философии— это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

79. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;

б) логического познания;

в) интуитивного познания;

г) самосознания;

д) подсознания.

80. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

а) взросления человека;

б) взаимодействия человека с реальностью;

в) получения образования;

г) научного познания.

81. Выберите правильный ответ:

а) сознание возникает еще в утробе матери;

б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;

в) сознание предсуществует человеку;

г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.

82. Важнейшим условием появления сознания у человека является:

а) выработка трудовых навыков;

б) общение с другими людьми;

в) обретение политической позиции;

г) взросление индивида.

83. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:

а) апейрон;

б) атом;

в) логос;

г) душа;

д.) разум.

84. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:

а) Маркс;

б) Демокрит;

в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Гоббс.

РАЗДЕЛ 3.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

· 97. Индивид в философии понимается, как:

· а) синоним понятия «человек»;

· б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

· в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

· г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

· д) социальная «маска».

· 98. Личность в философии понимается, как:

· а) синоним понятий «индивид», «человек»;

· б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

· в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

· г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

· д) социальная «маска».

· 99. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

· а) возрастные отличия;

· б) физические отличия;

· в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

· г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

· 100. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:

· а) индивид;

· б) индивидуальность;

· в) личность;

· г) субъект;

· д) особь.

· 101. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

· а) исследует биологические параметры человека;

· б) исследует происхождение и становление человека;

· в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

· г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

· д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

· 102. Термин «антропогенез» означает:

· а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 103. Термин «филогенез» означает:

· а) процесс развития человека от первобытности до современности;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс формирования государства;

· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 104. Термин «онтогенез» означает:

· а) процесс развития человека от первобытности до современности;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс формирования государства;

· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 105. Средневековые философы утверждали, что человек:

· а) есть результат биологической эволюции;

· б) создан по образу и подобию Божьему;

· в) есть продукт социальной действительности;

· г) есть продукт речевой активности.

· 106. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

· а) эмоциональность;

· б) набожность;

· в) разумность, рациональность;

· г) креативность.

· 107. Биологизаторские концепции утверждают, что:

· а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;

· б) жизнь человека определена его генотипом;

· в) жизнь человека определена процессом воспитания;

· г) жизнь человека определена роком (судьбой).

· 108. Категория «деятельность» означает:

· а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;

· б) инстинктивную активность живого существа;

· в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

· г) воздействие объекта на субъект.

· 109. Процесс социализации означает:

· а) активное участие человека в общественной жизни;

· б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;

· в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

· г) участие человека в социалистическом движении.

· 110. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

· а) культура - это обычай, язык;

· б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);

· в) культура - это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

· г) культура - это, прежде всего, явление искусства.

· 111. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

· а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

· б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

· в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

· г) жить — значит из всего извлекать пользу;

· д) жизнь - это стремление к богу.

· 112.. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:

· а) выбора;

· б) вины;

· в) непреодолимой силы;

· г) необходимости;

· д) предопределенности.

· 113. Дополните недостающие парные этические категории:

· а) добро - зло;

· б) свобода - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· в) жизнь - смерть;

· г) права - ОБЯЗАННОСТИ

·

· 114. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

· а) онтология;

· б) аксиология;

· в) эстетика;

· г) этика;

· д) антропология.

· 115. Аксиология — это учение о:

· а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

· б) о красоте;

· в) о добре и зле;

· г) о духовной культуре общества и человека;

· д) учение о сущности человеческой истории.

· 116. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

· а) навязывания другим своего мнения;

· б) посягательства на жизнь другого человека;

· в) посягательства на имущество другого человека;

· г) командования другими людьми.

117. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира (укажите все правильные варианты):

· а) открытие клетки;

· б) создание гелиоцентрической системы мира;

· в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

· г) теория тепловой смерти Вселенной;

· д) теория бессознательного.

· РАЗДЕЛ 4.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

· 118. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

· а) антропосоциогенез;

· б) социал-дарвинизм;

· в) космогенез;

· г) историософия.

· 119. Наиболее закрытой социальной группой является:

· а) род;

· б) класс;

· в) каста;

· г) сословие;

· д) страта.

· 120. Понятие класса является ключевым в философии:

· а) Сен-Симона;

· б) Гоббса;

· в) Маркса;

· г) Гегеля.

· 121. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:

· а) конвенциональной;

· б) социально-экономической;

· в) патерналистской;

· г) теократической;

· д) психологической.

· 122. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

· а) Хангтинтоном;

· б) Данилевским;

· в) Шпенглером;

· г) Моисеевым.

· 123. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

· а) конец политики;

· б) конец истории;

· в) конец экономики;

· г) конец государства;

· д) конец человека.

· 124. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

· а) причины и следствия;

· б) вызова и ответа;

· в) борьбы классов;

· г) борьбы рас.

· 125. Составлением глобальных прогнозов занимается:

· а) информатика;

· б) евгеника;

· в) синергетика;

· г) космология;

· д) футурология.

· 126. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

· а) духовная сфера;

· б) семиосфера;

· в) ноосфера;

· г) стратосфера;

· д) биосфера.

· 127. В современности господствующим типом культуры является:

· а) поп-культура;

· б) элитарная культура;

· в) контркультура;

· г) антикультура;

· д) маргинальная культура.

· 128. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

· а) культурология;

· б) социальная философия;

· в) гносеология;

· г) политология;

· д) экономика.

· 129. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

· а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

· б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

· в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

· г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

· 130. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

· а) семья;

· б) государство;

· в) собственность;

· г) власть;

· д) закон.

· 131. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

· а) государству;

· б) нации;

· в) экономике;

· г) науке;

· д) религии.

· 132. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

· а) Тойнби;

· б) Шпенглер;

· в) Маркс;

· г) Конт.

· 133. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

· а) теократическое государственное образование;

· б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

· в) определенный уровень научно-технического развития;

· г) бесклассовое общество.

· 134. С точки зрения С.Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

· а) конфликту;

· б) миру;

· в) самоизоляции цивилизаций;

· г) единой цивилизации;

· д) бесклассовому обществу.

· 135. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

· а) монархическая;

· б) республиканская;

· в) судебная;

· г) исполнительная;

· д) религиозная.

· 136. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

· а) государство есть божественное образование;

· б) государство основывается героической личностью;

· в) государство существовало всегда;

· г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

· 137. Гражданское общество - это:

· а) ветвь государственной власти;

· б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

· г) партийная политическая система;

· д) конституционная форма правления.

· 138. «Формация» является ключевой категорией в учении:

· а) Маркса;

· б) Платона;

· в) Канта;

· г) Ницше.

· 139. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

· 3а) Античность · 1. Люди, живущие в соответствии с установленным общественным договором; ·
· 4б) Средние века · 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется · выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.); ·
· 1в) Новое время · 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. ·
· 2г) XX в. · 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному»

·

·

·

· 140. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

1) Шпенглер;
2) Маркс;
3) Тойнби;
4) Конт.
· 24а) формационный подход;
3б) цивилизационный подход;

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

173. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью;

б) обоснованностью;

в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

174. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

175. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

176. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

д) предсказательная.

177. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как (укажите все правильные ответы):

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

178. К основным концепциям истины относят:

а) конвенциональную;

б) прагматическую;

в) системную;

г) соответствия;

д) аналитическую.

179. Понятие «практика» в философии может быть обо­значено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

180. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2а) «Я верю, чтобы знать»;

1б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4г) «Мы живем внутри языка».

181. Установите соответствие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 45
б) антисциентистские направления123
1) неотомизм;
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство

182. Соотнесите термин с определением:

а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной;
б) Неполное знание о предмете;
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
1. Абсолютная истина В
2. Относительная истина Б
3. Истина как откровение А


ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ

188. Впишите ключевое слово в определение:

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной _ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННОЙ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

189. Впишите ключевое слово в определение:

Идеализм - философское направление, которое исходит из первичности ДУХОВНОГО по отношению к материальному.

190. Впишите ключевое слово в определение:

Материализм - философское направление, которое исходит из первичности МАТЕРИАЛЬНОГО по отношению к духовному.

191. Впишите ключевое слово в определение:

Гуманизм - философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности ЧЕЛОВЕКА и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

192. Впишите ключевое слово в определение:

Онтология - учение о БЫТИЕ.

193. Впишите ключевое слово в определение:

Гносеология - учение оПОЗНАНИИ

194. Впишите ключевое слово в определение:

Аксиология - учение о ЦЕННОСТЯХ.

195. Впишите ключевое слово в определение:

Сциентизм - абсолютизация роли НАУКИ в обществе.

196. Впишите ключевое слово в определение:

Иррационализм - философское учение, отрицающее фундаментальное значение РАЗУМА.

197. Впишите ключевое слово в определение:

Нигилизм - философское учение, отрицающее фундаментальное значение ЦЕННОСТЕЙ.

198. Впишите ключевое слово в определение:

Сенсуализм - философское направление, выводящее все познание из ЧУВСТВА.

199. Впишите ключевое слово в определение:

Пантеизм - это представление о том, что БОГ существует повсюду в мире (природе).

200. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм - направление в теории познания, выдвигающее на первый план АБСТРАКТНОЕ знание.

СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ

Структура тестов включает в себя 8 разделов, охватывающих учебный материал дисциплины в полном объеме.

Темы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе (см. таблицу № 1).

Таблица № 1. Раскладка заданий по разделам

№ п/п Название раздела Кол-во заданий
ГЕНЕЗИС и СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.  
2. ОНТОЛОГИЯ.  
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ.  
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.  
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
6. ГНОСЕОЛОГИЯ.  
7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ  
8. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ
Всего:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ

Наши рекомендации