Структура итогового теста по философии
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ
Структура тестов включает в себя 8 разделов, охватывающих учебный материал дисциплины в полном объеме.
Темы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе (см. таблицу № 1).
Таблица № 1. Раскладка заданий по разделам
№ п/п | Название раздела | Кол-во заданий |
ГЕНЕЗИС и СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. | ||
2. | ОНТОЛОГИЯ. | |
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ. | ||
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | ||
6. | ГНОСЕОЛОГИЯ. | |
7. | ФИЛОСОФИЯ НАУКИ | |
8. | ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ | |
Всего: |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕСТ К РАЗДЕЛУ
РАЗДЕЛ 2. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
ОНТОЛОГИЯ
25. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;
г) Платон;
д) Сократ.
Какое из данных философских понятий возникло первым?
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.
28. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:
а) пассивную материю и активную форму;
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
29. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
г) прогресс;
д) интеграция.
30. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:
а) причинность;
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.
31. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
32. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
33. Материалисты утверждают, что материя - это:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
34. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц - атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
35. Пантеизм — это:
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
36. Гилозоизм — это:
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?
а) дух;
б) сознание;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
73. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.
74. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
а) механике;
б) кибернетике;
в) платонизме;
г) фрейдизме;
д) экзистенциализме.
75. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
76. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).
77. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
а) тождества;
б) постоянного конфликта;
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;
г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
78. Бессознательное в философии— это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
79. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
г) самосознания;
д) подсознания.
80. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
81. Выберите правильный ответ:
а) сознание возникает еще в утробе матери;
б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
в) сознание предсуществует человеку;
г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
82. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) выработка трудовых навыков;
б) общение с другими людьми;
в) обретение политической позиции;
г) взросление индивида.
83. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
а) апейрон;
б) атом;
в) логос;
г) душа;
д.) разум.
84. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
а) Маркс;
б) Демокрит;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Гоббс.
РАЗДЕЛ 3.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
· 97. Индивид в философии понимается, как:
· а) синоним понятия «человек»;
· б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
· в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
· г) совокупность физических способностей отдельного человека;
· д) социальная «маска».
· 98. Личность в философии понимается, как:
· а) синоним понятий «индивид», «человек»;
· б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
· в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
· г) совокупность физических способностей отдельного человека;
· д) социальная «маска».
· 99. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:
· а) возрастные отличия;
· б) физические отличия;
· в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;
· г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).
· 100. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
· а) индивид;
· б) индивидуальность;
· в) личность;
· г) субъект;
· д) особь.
· 101. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;
· а) исследует биологические параметры человека;
· б) исследует происхождение и становление человека;
· в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;
· г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;
· д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.
· 102. Термин «антропогенез» означает:
· а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 103. Термин «филогенез» означает:
· а) процесс развития человека от первобытности до современности;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс формирования государства;
· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 104. Термин «онтогенез» означает:
· а) процесс развития человека от первобытности до современности;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс формирования государства;
· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 105. Средневековые философы утверждали, что человек:
· а) есть результат биологической эволюции;
· б) создан по образу и подобию Божьему;
· в) есть продукт социальной действительности;
· г) есть продукт речевой активности.
· 106. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:
· а) эмоциональность;
· б) набожность;
· в) разумность, рациональность;
· г) креативность.
· 107. Биологизаторские концепции утверждают, что:
· а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;
· б) жизнь человека определена его генотипом;
· в) жизнь человека определена процессом воспитания;
· г) жизнь человека определена роком (судьбой).
· 108. Категория «деятельность» означает:
· а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;
· б) инстинктивную активность живого существа;
· в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);
· г) воздействие объекта на субъект.
· 109. Процесс социализации означает:
· а) активное участие человека в общественной жизни;
· б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;
· в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;
· г) участие человека в социалистическом движении.
· 110. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):
· а) культура - это обычай, язык;
· б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);
· в) культура - это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;
· г) культура - это, прежде всего, явление искусства.
· 111. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
· а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
· б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
· в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
· г) жить — значит из всего извлекать пользу;
· д) жизнь - это стремление к богу.
· 112.. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
· а) выбора;
· б) вины;
· в) непреодолимой силы;
· г) необходимости;
· д) предопределенности.
· 113. Дополните недостающие парные этические категории:
· а) добро - зло;
· б) свобода - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
· в) жизнь - смерть;
· г) права - ОБЯЗАННОСТИ
·
· 114. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:
· а) онтология;
· б) аксиология;
· в) эстетика;
· г) этика;
· д) антропология.
· 115. Аксиология — это учение о:
· а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
· б) о красоте;
· в) о добре и зле;
· г) о духовной культуре общества и человека;
· д) учение о сущности человеческой истории.
· 116. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:
· а) навязывания другим своего мнения;
· б) посягательства на жизнь другого человека;
· в) посягательства на имущество другого человека;
· г) командования другими людьми.
117. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира (укажите все правильные варианты):
· а) открытие клетки;
· б) создание гелиоцентрической системы мира;
· в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;
· г) теория тепловой смерти Вселенной;
· д) теория бессознательного.
· РАЗДЕЛ 4.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
· 118. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
· а) антропосоциогенез;
· б) социал-дарвинизм;
· в) космогенез;
· г) историософия.
· 119. Наиболее закрытой социальной группой является:
· а) род;
· б) класс;
· в) каста;
· г) сословие;
· д) страта.
· 120. Понятие класса является ключевым в философии:
· а) Сен-Симона;
· б) Гоббса;
· в) Маркса;
· г) Гегеля.
· 121. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:
· а) конвенциональной;
· б) социально-экономической;
· в) патерналистской;
· г) теократической;
· д) психологической.
· 122. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:
· а) Хангтинтоном;
· б) Данилевским;
· в) Шпенглером;
· г) Моисеевым.
· 123. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:
· а) конец политики;
· б) конец истории;
· в) конец экономики;
· г) конец государства;
· д) конец человека.
· 124. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:
· а) причины и следствия;
· б) вызова и ответа;
· в) борьбы классов;
· г) борьбы рас.
· 125. Составлением глобальных прогнозов занимается:
· а) информатика;
· б) евгеника;
· в) синергетика;
· г) космология;
· д) футурология.
· 126. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:
· а) духовная сфера;
· б) семиосфера;
· в) ноосфера;
· г) стратосфера;
· д) биосфера.
· 127. В современности господствующим типом культуры является:
· а) поп-культура;
· б) элитарная культура;
· в) контркультура;
· г) антикультура;
· д) маргинальная культура.
· 128. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
· а) культурология;
· б) социальная философия;
· в) гносеология;
· г) политология;
· д) экономика.
· 129. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
· а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
· б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
· в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
· г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
· 130. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
· а) семья;
· б) государство;
· в) собственность;
· г) власть;
· д) закон.
· 131. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
· а) государству;
· б) нации;
· в) экономике;
· г) науке;
· д) религии.
· 132. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):
· а) Тойнби;
· б) Шпенглер;
· в) Маркс;
· г) Конт.
· 133. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.
· а) теократическое государственное образование;
· б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;
· в) определенный уровень научно-технического развития;
· г) бесклассовое общество.
· 134. С точки зрения С.Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:
· а) конфликту;
· б) миру;
· в) самоизоляции цивилизаций;
· г) единой цивилизации;
· д) бесклассовому обществу.
· 135. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):
· а) монархическая;
· б) республиканская;
· в) судебная;
· г) исполнительная;
· д) религиозная.
· 136. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:
· а) государство есть божественное образование;
· б) государство основывается героической личностью;
· в) государство существовало всегда;
· г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.
· 137. Гражданское общество - это:
· а) ветвь государственной власти;
· б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;
· г) партийная политическая система;
· д) конституционная форма правления.
· 138. «Формация» является ключевой категорией в учении:
· а) Маркса;
· б) Платона;
· в) Канта;
· г) Ницше.
· 139. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:
· 3а) Античность | · 1. Люди, живущие в соответствии с установленным общественным договором; · |
· 4б) Средние века | · 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется · выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.); · |
· 1в) Новое время | · 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. · |
· 2г) XX в. | · 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному» |
·
·
·
· 140. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:
1) Шпенглер; |
2) Маркс; |
3) Тойнби; |
4) Конт. |
· 24а) формационный подход; |
3б) цивилизационный подход; |
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
173. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
а) точностью;
б) обоснованностью;
в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
174. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
175. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;
г) постнеклассическая.
176. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
а) мировоззренческая;
б) методологическая;
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.
177. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как (укажите все правильные ответы):
а) научное;
б) обыденно-практическое;
в) игровое;
г) философское;
д) мифологическое.
178. К основным концепциям истины относят:
а) конвенциональную;
б) прагматическую;
в) системную;
г) соответствия;
д) аналитическую.
179. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;
г) физическая жизнь;
д) истина.
180. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
2а) «Я верю, чтобы знать»;
1б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4г) «Мы живем внутри языка».
181. Установите соответствие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления 45 |
б) антисциентистские направления123 |
1) неотомизм; |
2) экзистенциализм; |
3) «философия жизни»; |
4) неопозитивизм; |
5) неокантианство |
182. Соотнесите термин с определением:
а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной; |
б) Неполное знание о предмете; |
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. |
1. Абсолютная истина В |
2. Относительная истина Б |
3. Истина как откровение А |
ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ
188. Впишите ключевое слово в определение:
Детерминизм - философское учение об объективной закономерной _ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННОЙ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
189. Впишите ключевое слово в определение:
Идеализм - философское направление, которое исходит из первичности ДУХОВНОГО по отношению к материальному.
190. Впишите ключевое слово в определение:
Материализм - философское направление, которое исходит из первичности МАТЕРИАЛЬНОГО по отношению к духовному.
191. Впишите ключевое слово в определение:
Гуманизм - философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности ЧЕЛОВЕКА и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.
192. Впишите ключевое слово в определение:
Онтология - учение о БЫТИЕ.
193. Впишите ключевое слово в определение:
Гносеология - учение оПОЗНАНИИ
194. Впишите ключевое слово в определение:
Аксиология - учение о ЦЕННОСТЯХ.
195. Впишите ключевое слово в определение:
Сциентизм - абсолютизация роли НАУКИ в обществе.
196. Впишите ключевое слово в определение:
Иррационализм - философское учение, отрицающее фундаментальное значение РАЗУМА.
197. Впишите ключевое слово в определение:
Нигилизм - философское учение, отрицающее фундаментальное значение ЦЕННОСТЕЙ.
198. Впишите ключевое слово в определение:
Сенсуализм - философское направление, выводящее все познание из ЧУВСТВА.
199. Впишите ключевое слово в определение:
Пантеизм - это представление о том, что БОГ существует повсюду в мире (природе).
200. Впишите ключевое слово в определение:
Рационализм - направление в теории познания, выдвигающее на первый план АБСТРАКТНОЕ знание.
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ
Структура тестов включает в себя 8 разделов, охватывающих учебный материал дисциплины в полном объеме.
Темы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе (см. таблицу № 1).
Таблица № 1. Раскладка заданий по разделам
№ п/п | Название раздела | Кол-во заданий |
ГЕНЕЗИС и СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. | ||
2. | ОНТОЛОГИЯ. | |
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ. | ||
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | ||
6. | ГНОСЕОЛОГИЯ. | |
7. | ФИЛОСОФИЯ НАУКИ | |
8. | ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ | |
Всего: |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕСТ К РАЗДЕЛУ