Контрольные работы и методические указания по их выполнению

Контрольные работы и методические указания по их выполнению

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Выполнение контрольной работы проводится с целью проверки научно-теоретической подготовки студента на определенном этапе их обучения. Контрольная работа является результатом учебной деятельности студентов и представляет собой детальную разработку одной из учебных систем, предложенных преподавателем.

Контрольная работа состоит из ответов на требуемые вопросы плана, списка используемой литературы. Контрольная работа представляется преподавателю для оценивания и защищается по требованиям, указанным ведущим преподавателем.

Тема работы выбирается студентом по последнему номеру зачетной книжки.

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо ознакомиться с учебной литературой, рекомендуемой к историко-философскому введению, теоретической философии или к социальной философии, помещенной после данных методических рекомендаций. Также следует ознакомиться с литературой, рекомендуемой к контрольной работе.

Используемые в основном тексте цитаты обязательно заключаются в кавычки. После цитаты проставляется в круглых скобках номер, под которым цитируемое произведение значится в «Списке литературы», а через запятую – номер страницы источника, на которой содержится цитата.

Текстовая часть контрольной работы должна быть опечатана на принтере через 1,5 интервала на одной стороне листа стандартного формата (210×297 мм, по 57-60 знаков в строке, включая пунктуационные знаки и пробелы между словами). Число страниц контрольной работы 16-20.

Все страницы контрольной работы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Образец оформления титульного листа контрольной работы приводится ниже. Первой страницей является титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер ставится в середине верхнего поля страницы.

Варианты контрольных работ предназначены для студентов заочного отделения.
Контрольная работа предоставляется для проверки преподавателю за 1 месяц до начала сессии.
Написать ее в соответствии с требованиями. Устно уметь изложить ее содержание (кратко) на зачете. Также необходимо знать вопросы к экзамену.

ВАРИАНТ № 1

Философия в системе культуры. Функции философии.

Понятие глобальных проблем. Происхождение глобальных проблем.

Понятие субстанции. Дуализм и монизм.

ВАРИАНТ № 2

1. Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия.

Философия и наука: сходство и различие функций.

Критерии разграничения форм общественного сознания.

Культура и нравственность.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

Текст 1.«…Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей»

Текст 2. «…Человек, словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог – творец всего сущего, человек же – творец великого и прекрасного царства культуры… Дар познавать и действовать, которым всемогущий Бог наделил человека, лежит в основе могущества и самого человека»

Текст 3. «…Чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес… На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке – ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит, возвыситься над небесами…»

Текст 4.«…Универсум безграничен, а бог бесконечен. Тем самым актуальной бесконечности бога универсум и мир, представляющий собой одну из его частей, противостоят как бесконечность потенциальная, как возможность перейти любую границу, любой предел. Универсум не может быть актуально бесконечным, ибо это только свойство бога, но его нельзя считать и конечным, ибо за любой далью в нем всегда открывается новая даль»

Текст 5.«…Универсальной действующей причиной в природе является универсальный разум – первая и главная сила мировой души; мировая душа – его универсальная форма. Это и есть то, что не меняется, что все наполняет, что освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим способом образовывала свои виды»

Текст 6.«…Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет!»

Текст 7.«…Божественное первоначало не находит своего исчерпывающего воплощения в природе… Никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении. Бог есть все, но он есть все в свернутом виде, все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде»

Текст 8.«…Нас обманывает воображение, когда мы представляем себе, что бог заполняет собой абсолютно все; так как в этом случае оно внушает нам, что он некоторым образом помещается в вещах. В действительности же он находится повсюду таким образом, что в нем содержится то, что именуется «повсюду», более того, что он сам и есть это «повсюду», которое охватывает собой себя и все остальное.

Бог потому не находится во всех вещах, что они находятся в нем, они не были бы нигде, и не существовали бы совсем. Не бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в боге.»

Текст 9.«…Разве движение, так сказать, спонтанное, где бы оно не происходило, не есть знак внутренней жизни? Не движение происходит в Космосе, но самодвижение – самодвижение вещей, обусловленное их одушевленностью»

Текст 10.«…Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна – едина абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, т.к. она обладает своим бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, т.к. она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, т.к. она бесконечна…Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может ее иметь, она бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого в виду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть Вселенная. Вселенная (Единое) вечна. Бесконечное многообразие ее качеств и свойств, форм и фигур, цветов и сочетаний суть внешний облик одной и той же субстанции, преходящее, подвижное, изменяющееся лицо неподвижного, устойчивого и вечного бытия»

ЗАДАНИЯ:

1)В каких фрагментах дана пантеистическая трактовка природы.

2)Выделите тексты, выраженные идеи в которых были сформированы под влиянием античной традиции.

3)Какие из фрагментов выражают принцип гилозоизма?

4)По каким признакам в некоторых из текстов можно проследить идеи гуманизма и антропоцентризма?

ВАРИАНТ № 3

ВАРИАНТ № 4

1.Диалектический и догматический методы мышления, их принципиальное различие.

Понятие материи.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

Текст 1.«…В положительном состоянии человеческий дух сознает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных фактов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение явлений, приводимое к его действительным пределам, есть отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки»

Текст 2. «…Дает ли описание все, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да! Описание есть построение фактов в мыслях, которые в опытных науках часто обусловливает возможность действительного описания… Наша мысль есть почти полное возмещение факта, и мы можем найти в ней все свойства этого последнего»

Текст 3. «…Существование вообще не может быть выражено и понятно с помощью понятия. Это такая реальность, которая не поддается объективированию. Хотя философы иногда рассуждали на тему «Я существую», однако они не отдавали отчета себе в том, что значит существовать. Они упустили из виду то важнейшее обстоятельство, что мое собственное существование дано мне вовсе не в мышлении и, следовательно, не в суждении, а в самой жизни, в чувстве, в переживании»

Текст 4. «…Как практическое, нравственное существо каждый человек не может удовлетвориться общими разговорами, он должен знать, что конкретно ему нужно делать, как он сам как данная индивидуальная личность должен поступить, по какому пути пойти. Он чувствует себя не только экземпляром рода, для которого теория предписала уже какие-то общие законы, а индивидуальным человеческим существованием, которое само должно совершить свой выбор и в конечном счете пойти к своему личному спасению»

Текст 5. «…Страх пробуждает в нас новые возможности. Он как огонь, пожирает все иллюзии и оставляет нас наедине с собой, стоящими как бы на краю бездны. Он ставит человека перед выбором, ибо теперь человек обязан совершить сознательный выбор, поэтому страх есть возможность свободы»

Текст 6. «…Смысл мира был бы навеки скрыт от нас, если бы сам исследователь был бы лишь чисто познающим субъектом. Но он сам имеет корни в этом мире, он чувствует себя в нем как индивидуум, т.е. его познание, которое является обусловливающим носителем целого мира как представления, опосредуется телом…»

Текст 7.«…Материалист думает, что мыслит материю, в то время как на самом деле он мыслит субъекта, представляющего себе мир. Ошибка его в том, что он принимает объективное за исходное, хотя оно обусловлено познающим субъектом и формами его сознания»

Текст 8.«…Тело – ставшая представлением воля, оно есть объективность воли, единственный непосредственный субъект объекта»

Текст 9. «…До сих пор понятие воли подводили под понятие силы; я же поступаю наоборот и каждую силу в природе хочу понять как волю»

Текст 10. «…Нет никаких событий в себе; то, что происходит, это группа явлений, прочитанных и связанных неким интерпретирующим существом»

Текст 11.«…В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота. Есть люди, которые хотят стать Личностью, но не знают, возможно, как надо действовать. Для них пишет философ. Но есть и такие, кто мог бы, но не пытается, боится рисковать, опасается потерять малое, что имеет. Они предпочитают оставаться в толпе, не осмеливаются реализовать в себе творца»

Текст 12.«…Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.»

Текст 13.«…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

Задания:

1)Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, различным направлениям неклассической философии (позитивизм, марксизм, иррациональная философия Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора).

2)Покажите принципиальные различия в решении проблемы сущности человека, выраженные в предложенных фрагментах.

3)Какие черты неклассической философии отражены в текстах?

4)Выделите тексты, в которых тем или иным образом прослеживается сциентистская или антисциентистская направленность идей.

ВАРИАНТ № 5

1.Понятие мировоззрения, его исторические типы.

ВАРИАНТ № 6

ВАРИАНТ № 7

ВАРИАНТ № 8

Движение и покой.

Сознание, язык, общение.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

Текст 1.«…Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса: взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроил, - на тождественный и неизменный или на имевший возникновение?…»

Текст 2.«…Воистину мы совершенно не причастны бытию, ибо всякое смертное существо, ограниченное рождением и гибелью, являет собой призрак и смутную и неверную иллюзию. Пытаться постичь его напряжением мысли все равно, что хватать воду рукой: при попытке собрать ее воедино и силою зажать в кулак, она проскользнет и оставит тебя ни с чем. Так и разум в погоне за чистой видимостью чувственных и изменчивых вещей дает промах и сбивается: в одном случае – на процесс их возникновения, в другом – на процесс уничтожения; ничего пребывающего или сущего постичь он не может»

Текст 3.«Давай я скажу тебе (а ты внимательно выслушай) речь о том,

Какие пути поиска (дознания) единственно мыслимы:

Один путь – что (нечто) есть и что невозможно не быть;

Это – путь Убеждения (ибо оно сопутствует Истине).

Другой – что (нечто) не есть и что по необходимости должно не быть.

Ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо),

Ни высказать….

Мыслить и быть одно и то же»

Текст 4.«…Истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно (истинное) состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается наличие и другого… Доказывать противоположное – не значит обнаружить истинное усмотрение».

Текст 5.«…Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре первоэлемента являются первоначалами сложных тел. И они, видя, что огонь, воздух, вода и земля переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов»

Текст 6.«…Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота»

Текст 7.«…Все сущее содержит в себе материю, всякое изменение требует субстрата, в котором оно происходит. Но так как сама материя есть лишь возможность, а не действительность, которою обладает лишь форма, то требуется деятельность формы для того, чтобы материя подлинно существовала»

Текст 8. «…Если обнаружится нечто существующее и вместе с тем не существующее, место ему будет посредине между чистым бытием и полнейшим небытием, и направленно на него будет не знание, а также и не незнание, но опять-таки нечто такое, что окажется посредине между незнанием и знанием»

Текст 9.«…А о причинах речь может идти в четырех смыслах: одной причиной мы признаем сущность и суть бытия («основание, почему» вещь такова, как она есть, восходит, в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему вещь именно такова, есть некоторая причина и начало); другой причиной мы считаем материю и лежащий в ее основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой – причину, противоположную только что названной, а именно – «то , ради чего» существует вещь, и благо, ибо благо есть цель всего возникновения и движения »

Текст 10.«…Всякая вещь либо начало, либо происходит из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также указывает на то, что его следует понимать как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому у этого начала нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и все объемлет, и всем правит»

Задания:

1) Определите, кто из известных вам философов мог быть или является автором перечисленных выше фрагментов.

2) Распределите тексты по предметно-смысловым блокам, озаглавьте их.

3) В каких текстах прослеживаются признаки известных философских принципов? Что это за принципы?

4) Выделите тексты, содержащие элементы диалектического понимания мира.

Литература для СРС

Тема 1. Предмет философии

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.4 – 48.

2. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С.3 – 62.

3. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С.13 – 70.

4. Философия в современной культуре: новые перспективы (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. №4.

5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С.25 – 62.

6. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972. – С.3 – 42.

7. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 1,2. М., 1972 – 1973.

8. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 67 – 232.

9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

10. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв: Учебное пособие. – М., 1984.

11. Богданов В.В. Курс лекций по истории философии Нового времени. – Таганрог, 1998.

12. Богданов В.В. Немецкая классическая философия: Курс лекций. – Таганрог, 2001.

13. Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания. 2002. №1,2,3.

14. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 141 – 156.

15. Русская идея /Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. – М., 1992.

16. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. С.Г. Семеновой и др. – М., 1993.

Его истории


Литература

1. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С. 505 – 517.

2. Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 13 – 83.

3. Сорокин Б. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2004. – С. 475 – 505.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 56 – 68; 85 – 96; 122 – 128.

2. Бусова Н.А. Этика блага и мораль справедливости//Человек. 2002. №3.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 657 – 587.

4. Абишева А.К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. 2002. №10.

5. Гуревич П.С. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. – М., 1998.

7. Миронов А.В. Понятие ценности: виды и иерархия ценностей// Социально-гуманитарные знания. 2007. №1.

8. Философия. Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2003. – С. 344 – 374.

5.2.Курсовой проект (работа), его (ее) содержание.

Не предусмотрена

Цели и задачи реферата

Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем.

Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:

· научиться подбирать литературу по определенной теме;

· содействовать развитию и закреплению навыков теоретического и практического использования различных источников: учебной и периодической литературы, научных работ;

· на основе полученных знаний выполнять теоретическую разработку избранной темы;

· выработать умение самостоятельно формулировать свои мысли и выводы, логично и последовательно доказывать их, уметь анализировать;

· выработать умение публичной защиты подготовленной работы (сделать доклад, дать ответы на вопросы, отстаивать свое мнение и т.д.).

7. 2. Формулировка задания и его объем

Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы.

Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой.

Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов.

Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом).

Темы рефератов

1.Взаимосвязь философии и частных наук.

2.Индийские классические философские системы древности (Санкхья, йога, вайшешика, миманса, веданта; этика джайнизма и буддизма).

3.Философское учение Конфуция.

4.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей Древнего Востока.

5.Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.

6.Эстетические и этические взгляды Аристотеля.

7.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей античности.

8.Европейская философия Средних веков: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

9.Патристика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

10.Философское учение Августина Блаженного: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

11.Схоластика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

12.Философское учение Фомы Аквинского: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

13.Европейская философия эпохи Возрождения: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

14.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах европейских мыслителей эпохи Возрождения.

15.«Небулярная» космогоническая гипотеза И.Канта и её значение.

16.Категорический императив как нравственный закон в этике И.Канта.

17.Разработка Г.Гегелем категорий и законов диалектики.

18.Г.Гегель о сущности духа и этапах его развития.

19.Гуманистическая сущность и ограниченность атеистических и этических взглядов Л.Фейербаха.

20.Понятие метафизики в аристотелевском и гегелевском смыслах. Метафизика как метод мышления, её влияние на развитие естествознания и философии 16-18 веков.

21.Исторические этапы развития диалектики.

22.Специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в живой природе.

23.Противоречия в обществе. Специфика проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессах общественного развития.

24.Взаимосвязь законов диалектики в процессах общественного развития.

25.Действие закона отрицания отрицания в общественном познании.

26.Сущность и принципы системного подхода, его роль в современном развитии.

27.Синергетика и социосинергетика как теории самоорганизации систем.

28.Необходимость, вероятность, случайность. Роль случайности в эволюции живой природы и в общественном развитии.

29.Проявление взаимосвязи единичного и общего в развитии систем различной природы.

30.Эволюция мироздания и гипотезы происхождения Вселенной.

31.Проблема бесконечности и безграничности мироздания.

32.Противоречия движения. Апории Зенона.

33.Эволюция форм отражения действительности.

34.Сознание как высшая форма отражения действительности.

35.Познание как предмет философского анализа.

36.Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого общества. Сущность этногенеза.

37.Техногенная эра, современная социально-экологическая проблема и пути её решения.

38.Изменения структуры экономической жизни в процессе исторического развития.

39.Понятие социальной сферы жизни, её структурные компоненты и роль в обществе.

40.Мораль и право, их взаимосвязь и функции в обществе.

41.Понятие общественной психологии и общественной идеологии, их взаимосвязь.

42.Изменение характера труда в процессе автоматизации и роботизации производства.

43.Воздействие НТР на систему образования и воспитания в обществе.

44.Особенности кодирования и хранения информации в механизмах индивидуальной и общественной памяти.

45.Роль социальной информации в развитии общества.

46.Сущность нравственной культуры.

47.Элитарная и массовая культура.

48.Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы.

49.Основные черты техногенной цивилизации.

50.Общество и его структура.

51.Происхождение и сущность государства.

52.Материальная сфера общества.

53.Диалектика производительных сил и производственных отношений.

54.Базис и надстройка: взаимосвязь и взаимодействие.

55.Социальные отношения и их структура.

56.Социальное равенство и социальная справедливость.

57.Политическая сфера общественной жизни.

58.Современные политические отношения и политические действия.

59.Гражданская активность и гражданское общество.

60.Гражданская активность личности.

61.Духовная жизнь общества.

62.Искусство и его роль в обществе.

63.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

64.Общественное сознание.

65.Формы общественного сознания.

66.Уровни сознания.

67.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание.

68.Политическое и правовое сознание.

69.Индивид, личность, индивидуальность.

70.Личность и ее социальные роли.

7.4. Основное содержание реферата

Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:

· титульный лист;

· оглавление (план);

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованной литературы.

Образец титульного листа к реферату дан в Приложении А.

Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы.

Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база.

В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется.

В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо.

При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.

Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений.

В заключении даются общие выводы, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему.

Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу: литература даётся в алфавитном порядке; допускается разделение монографий и статей.

Примером правильного оформления библиографии служит список рекомендуемой литературы, данный в конце методических указаний.

7.5. Общие требования к оформлению реферата

Реферат относится к текстовым документам и должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 2.106 – 96. Он выполняется на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210×297 мм) без рамки, нелинованного. По всем четырем сторонам листа делаются следующие отступы: с левой стороны – 30 мм, с правой – 15 мм, снизу и сверху – по 20 мм.

Текст выполняется либо в рукописном варианте, либо на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам. Все пункты плана выделяются в тексте. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце. Введение, заключение и список литературы рекомендуется начинать с нового листа.

Текст должен быть кратким и не допускать различных толкований. Он должен быть изложен кратко, логично без общих рассуждений и частого повторения одних и тех же слов и оборотов речи, в нем должна прослеживаться четкая связь между всеми частями работы. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Приложения следует помещать после текстового материала и обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с А.

Рекомендации по организации работы над рефератом

Подготовка реферата – это особый вид работы с литературой, прежде всего научной. Изучение литературы к теме следует начинать с учебников и учебных пособий, которые более доступны и позволяют определить круг рассматриваемых вопросов избранной темы. Однако эти источники не могут быть использованы в качестве теоретической основы реферата. Являясь самостоятельным исследованием, он должен опираться на научную, монографическую литературу, а также журнальные статьи. Работа с монографиями включает ознакомление с заглавиями, аннотациями, предисловиями, в которых содержатся данные о структуре издания, его актуальности и отличии от других работ. Что касается периодической печати, то следует просмотреть, начиная с 2000 года, двенадцатые номера таких журналов, как «Вопросы философии», «Полис», «Социс», «Общественные науки и современность», выбрать статьи, относящиеся к теме реферата. Подобный подход позволяет за максимально короткий срок определить ценность библиографических источников и составить их список.

Предварительное общее знакомство с литературой чрезвычайно полезно. Проведя систематизацию изученных работ, студент одновременно определяет способы будущей обработки того или иного материала. Изучение вопросов темы лучше начинать с основных обобщающих работ, постепенно переходя к специальным исследованиям. При изучении научной литературы надо обязательно обращать внимание на научно-справочный аппарат: примечания, подстрочные ссылки, библиографию, приложение и т.д.

Изучение специальной литературы может производиться двумя способами. В каждой научной работе материал, относящийся к теме, прочитывается и осмысливается сразу по всем вопросам. В этом случае после изучения каждого такого источника у студента складывается более или менее цельное представление о содержании реферата. Но при таком способе труднее акцентировать внимание на каждом его вопросе в отдельности. Поэтому применяем и другой способ – изучение литературы по каждому отдельному вопросу.

При изучении литературы нужно записывать все встречающиеся спорные вопросы, выявлять точки зрения различных авторов, с тем чтобы, сопоставив их, получить правильное представление об исследуемом объекте.

Изучив необходимую по данной проблеме литературу, автор должен разобраться в имеющихся точках зрения, показать умение обобщать, систематизировать, сопоставлять, кратко и концептуально излагать и оценивать идеи различных авторов и на этой основе формулировать собственную точку зрения или присоединяться к одной из изложенных в научных работах.

После ознакомления с литературой студент составляет план реферата. План работы есть отображение ее структуры, под которой понимается порядок построения и взаимосвязь ее частей. Следует отметить, что часто встречается такой недостаток, как несоразмерность глав, разделов темы, что объясняется увлечением какой-то одной проблемой в ущерб другим.

Порядок выполнения реферата заключается:

· в изучении литературных источников;

· составлении плана;

· сборе, обобщении и анализе теоретического материала;

· промежуточных консультациях с научным руководителем;

· оформлении текста и представлении его для рецензирования научному руководителю;

· подготовке к защите.

Срок выполнения реферата зависит от избранной темы, так как его защита проводится на том семинарском занятии, на который выносится сходный круг учебных вопросов. Во время подготовки реферата студент должен консультироваться с научным руководителем, причем делается это поэтапно: после подбора литературы к теме и составления плана. Лишь после этого наступает стадия оформления материала и представления на рецензирование окончательного варианта.

Порядок защиты реферата

Написание реферата – важная, но не единственная составляющая процесса его подготовки. Защита проводится перед научным руководителем и студентами группы и заключается в кратком изложении результатов исследования, в ответах на вопросы и в пояснении своих выводов дополнительными аргументами. В ходе защиты студент совершенствует свои навыки общения с коллективом и умение установить «обратную связь», то есть контакт и взаимопонимание. По качеству защиты можно судить не только о степени усвоения студентом исследуемой проблемы, но и о его грамотности, мировоззрении, общей культуре и умении излагать свои мысли. Студенты, подготовившие наиболее удачные рефераты, могут быть рекомендованы к участию в студенческих научных конференциях.

Оценивается реферат по системе «зачтено», «незачтено» и зависит от знания студентом существа проблемы и умения грамотно отвечать на вопросы и критические замечания.

Список рекомендуемой литературы

Наши рекомендации