Глава 13. структура «моноцелевых» занятий, формирующих умения
«Моноцелевые» занятия, развивающие умения, могут включать либо все три этапа - ознакомление, тренировку и речевую практику, либо этапы тренировки и речевой практики. Для занятий по формированию как навыков, так и умений обязательна комплексность. Это означает, что параллельно идет работа над становлением других умений, связанных с целевым умением общим компонентом или общими интеллектуальными операциями. Совершенствуются и навыки, важные для реализации целевого умения.
Несмотря на единую основную цель, занятие, как упоминалось в главе 10, может иметь своеобразную «двуосевую» структуру, т.е. временный обрыв одной цепочки заданий и начало второй, с последующим подхватом первой через несколько заданий. В «моноцелевых» занятиях это чаще всего объясняется привлечением различного материала или различных частных проблем для развития одного и того же умения.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОБЛЕМНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФАБУЛЬНОГО ТЕКСТА
Цель занятия - обучение вычленению характеристик объекта высказывания, развитие умений оценивать, отбирать и группировать характеристики в соответствии с собственной точкой зрения, выражать согласие/несогласие и приводить аргументы. Все это -некоторые из компонентов сложного умения полемического высказывания. Ведущие операции - выбор, структурирование, обобщение, сопоставление. Занятие рассчитано на четыре часа в середине II курса языкового вуза.
Структура занятия
The aim of the lesson is to teach you to formulate your point of view and find arguments to support it.
1. Составление высказываний по подстановочнойтаблице.Give your ideas concerning people's qualities and actions.
It's (un)natural | to deliver lectures from memory. |
It's immoral | for a teacher to have an excellent memory. |
It's (hardly) necessary | for a scientist to be absent-minded. |
It's hardly possible | for a student to reproduce lectures word for word. |
It's quite (im)possible | to let others make use of your ideas. |
It's (un)desirable | to agree with every opinion your teacher expresses. |
2. Создание связной инициативной реплики (на основе заданной точки зрения) и подготовленной ответной полемической реплики.
Express your attitude to the statements giving an argument or two to explain what you mean. Let your partner respond with one or two other arguments supporting your point of view or opposing it. Don't exchange your ideas before your turn comes round!
• Absent-minded people can't be successful in research.
• A good memory is absolutely necessary for a teacher.
• An unscrupulous person can be a good teacher.
• It's no use working hard if you have no inborn abilities.
• Learning things word for word makes a student dull.
3. Характеристика персонажа фабульного текста на основе выбора качеств личности из списка и их подтверждение фактами из текста. ("Uncle Theo" - [19] или: [44, Book 3].
Characterize Mr. Hobdell making use of the following vocabulary (you may break the given pairs into separate elements and combine them in your own way). Justify your choice by giving facts from the story:
"Industrious but dull, hard-working and talented, clever but slow, absent-minded but amusing, absent-minded but able to concentrate, quick-witted and resourceful, kind but strong-willed."
4. Резюме рассказа в одном предложении по аналогии.
The story you read last week, "Sam's Boy", is a story about an orphan boy who embarrasses people by calling them "father" and "mother" and who finally gets adopted by a kind elderly couple, after a series of amusing incidents.
Give a one-sentence summary of the story "Uncle Theo" according to the above-given pattern.
5. Сопоставление двух художественных текстов по сходству и различию жизненных коллизий.
Explain whether the human situation presented in this story has anything to do with the one given in S. Maugham's story "The Ant and the Grasshopper ".
6. Аудирование и суммирование текста с опорой на вопросы.
Listen to the text on the tape ("Teachers and Actors" - [47]. См.также [2]) and answer the following questions:
a) What are the qualities of an actor a teacher needs to become a professional?
b) What are the means a teacher employs to make his approach more effective?
c) What are the differences between the work of a teacher and that of an actor?
d) What qualities can prevent a good teacher from becoming an actor?
7. Объяснительное монологическоевысказывание, связанное с этической проблематикой художественного текста и с конкретными деталями текста для аудирования.
Would you like to have Theo Hobdell for a teacher? Explain, why. Try to be objective: give your arguments and counter-arguments.
8. Монологическое высказывание полемического или объяснительного характера: формулировка точки зрения по проблеме и подробная аргументация.
Give your idea of a good lecturer. Use the questions below, the text for aural comprehension and the hints given in Tasks 1, 2 and 3:
Is it right for a lecturer to read the text of his lecture to the audience? Is he supposed to make use of his notes? Must he give lots of examples to illustrate his ideas? Is it right for a lecturer to give ready-made answers to the problems he discusses? Must he make his audience take part in the lecture? Must he always be serious or must he be amusing at times? Is it more important for a lecturer to make his students think over some problems or to make them remember the facts? Must the end of the lecture be unexpected for the listeners or must it be easily foreseen?, etc.
9. По сути, это задание состоит из однотипных полемических монологических высказываний по избранным проблемам.
Comment on some of the statements you produced when doing Tasks 1 and 2. Choose the ones that are not truisms and stand in need of detailed comment.
Занятие как бы распадается на две параллельные, хотя и связанные друг с другом линии. Обе начинаются с отбора необходимых аргументов с помощью опор и заканчиваются свободным комментарием. Одна линия связана с анализом художественного текста, а другая - с трактовкой бытовой проблематики. Обе части связаны общностью темы и направленностью на обучение аргументации. Информация намеренно дана в различных условиях предъявления (чтение/аудирование) и в различных жанрах текста (фабульный/объяснительный), так как полноценное умение формируется лишь тогда, когда сам процесс его формирования отражает разнообразие жизненных ситуаций. Для чтения предлагается именно фабульный текст, так как из него труднее извлекать аргументы для собственного высказывания: ведь в рассказе аргументы не даются в готовом виде, а требуют определенной интерпретации текста.
Задание 4 хотя внешне и сводится к резюме в одном предложении, требует значительной мыслительной активности в отборе основных характеристик. Представляя жизненную ситуацию в сжатом виде, задание учит видеть общее в частном и тем самым не только готовит к заданию 5, где сравниваются жизненные коллизии, но и помогает вычленить проблемы и прокомментировать их. Само по себе задание 5 мало помогает выполнению последующих, но зато оно связывает разные типы занятий: по обучению говорению и по интерпретации художественного текста. Здесь следует отметить, что эффективность таких заданий, как 5, 7, 9, не находится в прямой зависимости от длины составляемых высказываний: мысль может быть выражена глубоко и точно и в коротком высказывании.