Интегрирующее отношение — Активация
Активационный коллектив пронизан ускоряющими, раскручивающими отношениями, где один обращается к другому с просьбами, поручениями и рассчитывает получить эмоциональный отклик на свое обращение. Помощь друг другу строится по формуле «ты — мне, я — тебе», всячески культивируются дружеские, неформальные связи. Причем со временем нарастает эмоциональная напряженность, ввиду того что укореняется принцип «ты не вправе мне отказать — мы же друзья». Из-за физической невозможности наладить равноценный обмен услугами и информацией участники такого коллектива истощают друг друга.
3. Интегрирующее отношение— Конфликтность
В конфликтном коллективе протекает довольно напряженная коммуникация, основанная на затрудненном понимании друг друга. В таком коллективе люди готовы к любым неприятностям, поэтому очень ценят мимолетные проблески успокоения и расслабленности. В таком коллективе умеют постоять за себя, резко делят людей на «своих» и «врагов». Эта зажатость и постоянное эмоциональное напряжение приводят к консерватизму, неверию в свои силы и стремлению выжить в одиночку. Преимущество такого коллектива в том, что он тренирует людей «выживать» в тяжелых ситуациях.
4. Интегрирующее отношение— Суперэго (уравнительность)
В уравнительном коллективе отношения складываются по принципу баланса сил. Любые усиления тех или иных людей или группировок приводят к немедленным реакциям восстановления нарушенного равновесия. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой, переговорами, обещаниями, их невыполнением и всяческими временными компромиссами. Периодически в нем разгораются кратковременные ссоры и недоразумения, которые регулируются путем позиционного торга. Люди относятся друг к другу с недоверием, с мыслью о том, что каждый преследует свои эгоистические цели.
Воспитательные коллективы
Социоанализ рекомендует создавать эти коллективы для воспитания членов, их личностного роста, самосовершенствования. Частично они подходят для исследовательско-познавательных целей, но совершенно неэффективны для производственной, коммерческой деятельности и активного физического отдыха. На эту разновидность человеческих групп следует обратить особое внимание педагогам, так как в них раскрывается самое эффективное средство воспитания личности — непрекращающееся воздействие всей атмосферы межличностного общения позитивного характера.
1. Интегрирующее отношение— Контракт (прием социального заказа)
В подзаказном коллективе царит отношение избранности, веры в значимость выполняемого дела, миссионерства. Члены коллектива искренне считают, что на их долю выпал редкий жребий быть проповедниками каких-то индивидуальных, очень ценных идей и никогда не изменять своим убеждениям. К посторонним людям они относятся, словно учитель к ученикам — сверху вниз, недооценивая их, пытаясь «обратить в свою веру». Болезненно реагируют, если их миссию отвергают, поступки искажают, а над их целями смеются.
2. Интегрирующее отношение— Ревизия
Ревизующий коллектив критически относится к разного рода смелым, нестандартным идеям, особенно тем, которые разрушают сложившуюся этическую атмосферу отношений в нем. Его участники отмечают для себя все нравственные пороки — непорядочность, безразличие и беспринципность среди людей. Однако заставляют себя прощать провинившихся, вырабатывают в себе умение принимать людей такими, какие они есть. Окружающий социум платит такому коллективу тем же — указывает на нетребовательность к себе, бездеятельность и самоуспокоенность.
3. Интегрирующее отношение— Родственность
В родственном коллективе участники действуют схожими методами, хотя и преследуют разные цели. Наблюдается тенденция давать советы друг другу, обсуждать запутанные этические ситуации. Однако настоящей психологической близости в родственном коллективе не возникает, каждый в конечном итоге надеется сам на себя. В экстремальной обстановке все же происходит сплочение на основе стремления сохранить родственный стиль жизни. Участники родственного коллектива любопытны, имеют различные интеллектуальные увлечения. Культивируются бескорыстные дружеские связи. Однако с окружающим социумом устанавливаются напряженные, конкурирующие отношения с частой сменой симпатий и увлечений.
4. Интегрирующее отношение— Мираж
Это коллектив приспособительных отношений, участники которого хорошо отслеживают эмоциональное состояние друг друга. Несмотря на попытки периодически вторгаться и навязывать свой стиль жизни, со временем люди приходят к состоянию автономии. Миражный коллектив неплохо находит общий язык с окружающими, особенно если речь идет о деловых вопросах. Обычно усилия участников в нем направлены на поиск авторитетных людей, спонсоров, покровителей, оказывающих поддержку. В целом атмосфера здесь оптимистическая, хотя и несколько тревожная из-за периодических негативных эмоциональных всплесков.
* * *
Еще раз внимательно прочитайте о разновидностях коллективов по их атмосфере и оцените, какой психологический климат сложился в вашем коллективе. Приведенные описания помогут вам установить, на что способна имеющаяся у вас группа людей. Если же вы захотите изменить атмосферу в коллективе, чтобы эффективно решать новые задачи, обратитесь к главе 6, где приведены пропорции слаженных коллективов различной ориентации.