Проблема сознания в философии.

Сознание– сложный феномен, который изучается многими науками, в том числе психологией, гносеологией, философией высшей нервной деятельности, рефлексологией, историей науки и др. В силу многоаспектности с трудом поддается общесистемному определению, а поэтому любое определение без предварительного уточнения является не полным, односторонним. Среди философо-гносеологических концепций сознания на современном этапе представляется наиболее адекватной и может быть принята. В смысле сущности и структуры рассматривается концепция, в соответствии с которой сознание– это высшее свойственное только человеку и связанное с речью философия мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и целенаправленном отображении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидения их результатов в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Структура сознания.

1.Его принято называть как сфера телесно-чувствительных способностей человека и получаемых на их основе знаний. Она включает в себя ощущение, восприятие, представление как первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношении с другими телами. Главная цель и регулитив этой сферы – полезность и целесообразность человеческого тела в мире окружающих природных, социальных и других человеческих тел.

2.Логико-понятийная сфера сознания. Она включает общие понятия аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главная цель и регулитив – стремление и постижение истины. Вместе 1 и 2 сферы образуют внешне познавательную составляющую сознания, физиологи называют левой половиной сознания.

3.Эмоциональная сфера сознания. Она включает в себя инстинктивно афектные состояния (стрессы, эмоции, галлюцинации), а также чувства, отличающиеся осознанностью и наличием образной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главная цель и регулитив – принцип удовольствия.

4.Ценностно-мотивационный компонент. Включает в себя духовные идеалы и высшие мотивы личности. Главная цель и регулитив – стремление к высшим человеческим ценностям (красота, добро, правда, справедливость). Вместе 3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания или правую половину сознания.

Деление на сегменты.

Поле сознания – круг. Под над сознательным понимается связь человеческого разума с мировым (божественным и космическим). Это выход за пределы собственных телесных и сознательных границ. Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Существуют концепции, в которых выделяется сознание, а за его рамками самосознание. Между тем большинство современных исследователей рассматривают сознание как включающее в себя 3 составляющих: предметное, сознание как переживание, самосознание.

Самосознание в данном случае это есть не только познание себя, но и определенное отношение к себе, т.е. самооценка. У разных людей разная степень самосознания. У одного и того же человека в разных ситуациях, в разное время может быть разное самосознание. Самосознание это то, что делает человека личностью.

Источники сознания.

Вульгарно-материалистический подход, согласно которому мыслительные процессы отождествлялись с вещественными изменениями. Широкое применение получил объективно-идеалистический подход, т.е. знание не зависит от мозга. Феноменологический подход и современный материалистический подход. Согласно современному материалистическому пониманию выделяем 4 основных источника познания:

1)Внешний предметный и духовный мир

2)Социо культурная среда: этические и эстетические установки, социологические идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства и способы познавательной деятельности

3)Духовный мир индивида. Его собственный уникальный образ жизни, переживаний.

4)Мозг как макроструктура, природная система, т.е. сюда входят физиологические и биохимические составляющие мозга, которые оказывают влияние на характер восприятия мира.

Главная сущность современного материального подхода состоит в том, что отношение мозга и содержания сознания должно рассматриваться не как отношение причины и следствия, а как отношение органа и его функций.

Вывод: Источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), не сам по себе мозг, как у вульгарных материалистов, а объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Сознание и бессознательное.

Понятие бессознательного долгое время в нашей отечественной философии и науки находилось под запретом. Рассматривалась как буржуазное, лженаучное. И только в 70-е годы начинается процесс реабилитации. Бессознательное – это есть совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания. К бессознательным относят сновидения, гипнотические состояния и состояние невменяемости (аффекта). Все, что не находится в данный момент в фокусе сознания индивида, но может быть включено в сознание посредством памяти нельзя относить к бессознательному. Бессознательное – это также и инстинкты (безусловные рефлексы) как следствия биологической сущности человека. Инстинкты могут порождать и порождают подсознательные желания, которые позже могут попадать в сферу сознательного. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, а затем погружаться в сферу бессознательного.

Автоматизмы – достаточно сложные действия человека, осуществляющиеся первоначально под контролем сознания, но в результате повторения приобретают бессознательный характер. В этой связи можно говорить об особенном слое бессознательного, который называют подсознательным. Подсознательное – это такие психические явления, которые связаны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Как соотносится между собой сознание и бессознательное? По Фрейду психика человека состоит из 3-х сфер:

1)бессознательное (оно)

2)сознание (я, эго)

3)сверх я (сверх эго), под которым Фрейд понимает внутри личностную совесть, сознательность внутри сознания человека. Карл Юнг выделял в бессознательном архетипы – психологические осадки всего, что было пережито человеком. На этом основании Юнг сделал вывод: «Нет рожденных представлений, а есть вражденная способность представлений».

Основные выводы по соотношению сознания и бессознательного.

Бессознательное и сознание – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека. Между ними возможны конфликты, противоречия, но вместе с тем они взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Хотя в генезисе бессознательное выступает первым этапом, а сознание вторым. Тем не менее, с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, а становится относительно самостоятельным уровнем и более того под воздействием сознания бессознательное развивается, обогащается и по структуре, и по функциям, и по содержанию, т.к. бессознательное специализируется, т.е. также как и сознание становится биосоциальным.

Проблемы идеального.

Идеальное– это характерная черта, главнейший признак сознания (как индивидуального, так и общественного). К пониманию идеального существуют 2 основных подхода:

1)Идеальное рассматривается как нетождественно субъективная реальность. К идеальному относятся только образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Человек обретает идеальное только в ходе приобщения к историческому развившимся формам общественной жизнедеятельности только вместе с культурой. Идеальность – есть аспект культуры, ее свойства, но нет человека, нет идеального. Но человек при этом рассматривается не как отдельный индивид с его мозгом, а как существо социальное, как совокупность общественных отношений.

2)Заключается в неразрывной связи идеального с индивидуальным уровнем сознания, с психикой человека. Здесь обосновывается основополагающий характер по отношению к общественному сознанию. Согласно 2-го подхода идеальное охватывает всю субъективную реальность. Это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности. Идеальное – гносеологические образы (образы будущих предметов) и высшие ценности бытия человека, которые подлежат реализации в деятельности человека. Идеальное как бы двухполюсно. Опирается на материальное, и в этом оно вторично, и вместе с тем устремлено на новое материальное, и в этом оно первично.

Основные типы идеального:

1)По уровню сознания: индивидуальное и общественное.

2)По направленности: гносеологическое и агсиологическое.

3)По отношению к практике: теоретическое и практическое.

Наши рекомендации