Философия эпохи Возрождения (14-17 вв.)

Возникновение нового искусства, возникает естествознание, новые политические и социальные концепции, социальные утопии. Эпоха Возрождения не оставила после себя великих философских идей. Заслуга: заложила основы философии свободной от религиозно мифологических представлений. Мыслители: Данте, Леонардо да Винчи, Микилянжело, Кампанелло, Макиавелли, Николай Кузанский, Салютати.

А.Данте (1265-1321) – не отвергает учение творений и считал – всяк имеет двоякую природу – смертную и бессмертную, он среднее звено между тленным и истленным. Следовательно, человек имеет двойное предназначение, причем одна цель достигается в земной жизни и заключается проявлением собственной добродетелью, а другая достигается лишь после смерти при содействии божественной воли. Две цели, значит 2 пути:

1) возможен благодаря естественному разуму и земное предназначение человека осуществляется в групповом обществе по наставлению философии под руководством земного государя.

2)основан на вере в откровение поэтому пути к цели ведет церковь. Он признает свободу человеческой воли, как свободу, основанную на личной ответственности за содеянное и которое определяет достоинство человека. Эта идея получит свое развитие в течении экзистенционализма в середине 19 века.

Салютати(1331- 1406). Главное воспитание нового человека, обладающего гуманностью (способность проявлять добродетельные поступки). Гуманность не дана человеку от рождения, вырабатывается образованием и жизненным опытом, она – результат упорного труда, работы души. Хотя земная жизнь и дана людям Богом, их собственная задача построить ее в соответствии со знаниями добра и справедливости. Идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания, способности к добродетельным поступкам и о роли философии в этом процессе. Эти идеи краской нитью проходят через всю философию Возрождения.

Н.Кузанский (1401-1464). Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащее в свернутом виде весь мир, как микрокосм (частица Вселенной). Человек является микрокосмом на другом уровне, обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей, как действий, так и возможных. Вывод: человек предназначен для творчества, т.е. Кузанский постулирует творящую сущность человека.

Н. Макиавелли (1469-1527) – политический философ.

Основные идеи философии Возрождения.

1)Начинает утверждаться антропоцентризм

2)Постулирование творческой сущности человека

3)Утверждаются идеи гуманизма. Признание человека личностью с неотъемлемыми личными правами.

4)Эстетическое понимание действительности доминирует над научными и морально-этическими проявлениями.

Философия нового времени.

Представители: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза. Философия периода Европейских революций. Философский роялизм, либерализм, романтичный демократизм.

Ф.Бэкон (1561-1626). «Знание – сила». Основные идеи изложены в: «О достоинстве и приращении наук», «Новая Атлантида», «Новый Арганаф». Основа философии Бэкона – практическая. Цель философии – дать возможность человеку средствами науки и изобретений овладеть силами природы. В классическом понимании Бэкона – это эмпиризм. Основа познания - чувственный опыт. В вопросе отношения веры и разума Бэкон придерживался идеи двойственной истины. Истина – двойственна, т.е. существуют истинные откровения, ими занимается теология, и истина разума – это удел философии. Эти истины строго разделены и не пересекаются. Например, существование Бога доказывается разумом, и триединство божества может быть понято только через откровения. Бэкон предложил концепцию «идолов познания» - дурные привычки ума, приводящие к познавательным ошибкам. Он выделяет 4 рода Идолов познания: 1) «Идолы рода» - искажения, свойственные самой природе человека. Например, ожидание всеобщего порядка, большего, чем существует в природе, или истолкование новых идей в духе прежних. 2)«Идолы пещеры» - личные суеверия, которые возникают не от природы, а от воспитания и общения с другими людьми. «Одни обнаруживают в вещах общее, как Платон, а другие обращают внимание на частное, единичное». 3)«Идолы рынка» - привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению. Существует ли общепринятые значения у широко используемого слова – судьба? 4)«Идолы театра» - ошибки, связанные с влиянием общепринятых философских учений, а прежние философские системы есть не более чем театральные комедии о вымышленных мирах.

Бэкон выделяет типы опытов и типы путей познания. Существуют опыты плодоносные и светоносные. Плодоносные – те, которые дают реальные результаты. Светоносные – те, которые дают приращение к знаниям. Он считает равноценными и те, и другие. Рассуждая, о типах путей познания, он выделяет 3 пути: 1)Путь паука – как паук плетет паутину из самого себя, так и ученый может выводить истины из постулированных общих аксиом. 2)Путь муравья – чистый эмпиризм, получение опытов из опытов, практики из практики без теории. 3)Путь пчелы – синтез достоинств предыдущих путей познания.

Бэкон предложил классифицировать науки, и в основу он положил познавательные способности человека. Их 3: 1)память; 2)воображение; 3)рассудок. На памяти основана история; на воображении основано искусство; на рассудке основаны теоретические науки: 1)философия; 2)естественная теология, познание Бога через факты природы; 3)Философия природы; 4)Антропология. Антропологию он разделяет на философию человека и гражданскую философию (политику). Философия человека делится на: логику, психологию, этику. Вывод: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой.

Рене Декарт (1596-1650). В историю философии вошел, как опровержитель эмпиризма и обоснователь гносеологии (рационализма). Основной источник познания – человеческий разум. «Картезианское сомнение». Рассуждение о методе и метафизические рассуждения. Декарт в своей философии отвергает истинность эмпирического познания. Скептицизм в отношении эмпирического познания Декарта имеет только одно исключение: «Невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно в реальности мыслить». Из этого он делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я живу». Принцип «картезианского сомнения» означает процесс восхождения к идее, что мысль есть высшая ценность бытия. Единственная ценность и единственное измерение истины человеческой – это мысль. Декарт выводит критерии истины: «Все, что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчетливо – есть истина». Суть гносеологического рационализма Декарта - противоположность эмпиризму Бэкона, заключается в том, что чувственные познания не упорядочены и «общо нас с животными». Истинно человеческое восприятие составляет только усмотрение умом.

Б.Спиноза (1632-1677). Основные философские идеи: «Этика». Является опровержением и эмпиризму Бэкона, и Декарта.

Антология Спинозы. Он утверждал, что существует только одна субстанция как истинно существующая, как причина самой себя. Субстанция – Бог или природа. Ничто более не является самосуществующим, никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом. Ни отдельные части материи, ни общие атрибуты (свойства, мышление и т.д.), ни индивидуальность души не является вещами, все они есть аспекты божественного существа. Все в мире происходит согласно абсолютной божественной необходимости. Нет ни случайности в физическом мире, ни свободы воли в духовном мире. Если что-то произошло, оно должно было произойти и именно так, а не как-нибудь иначе. Из абсолютной божественности и обусловленности мира вечный вопрос о добре и зле абсурден. Какие могут быть добро и зло, если все одинаково в мире есть божественное благо. Истина существующая всегда божественная и положительная. Отрицательное же может лишь привидеться светлому ограниченному существу, рассматривающее части Вселенной как самостоятельные и незнающие всех нюансов божественного промысла.

Идеи гносеологии Спинозы. Существует несколько критериев совершенства познания. Он выделяет 3: 1)Знание о предмете тем совершеннее, чем шире та условность, которая этот предмет познает, т.е. определение предмета, как того, кто он есть внутри себя – ложно. Правильное определение – есть отрицание, т.е. определение того, чем предмет не является, выведение его за рамки собственной границы. 2)Познание тем совершеннее, чем менее видна положительность познаваемого предмета. 3) Правильные познания есть умение взглянуть на вещи и события с точки зрения вечности. Время существует только для человека, а Бог видит мир вневременным и вечным. Только невежда думает, что можно изменить будущее. Бог – субстанция. Он вне времени. Своей гносеологией Спиноза предлагает собственную версию веры. Вера – познавательная любовь к Богу. Познание всего как части Бога и есть любовь в Бога. Спиноза отстаивает идею бессмертия, т.к. в Боге существует идея, выражающая сущность каждого человека. Эта идея и является вечной частью души. То что я считаю смерть злом также неистинно, как любое человеческое понимание зла. Вечная часть души в последствии увидит, что смерть – благо.

Философия роялизма. Филмер (1604-1688). Теория божественного права королей. Общефилософским принципом выступают идеи об изначальной данности Богом некоторых идей и установок. Наиболее ценными знаниями душа обладает априори (вне опыта). Бог изначально даровал власть определенным лицам и эти лица, и их потомки и составляют священное и единственно законное правительство. Восстание правительству – не только преступление перед властью, но и преступление перед Богом. Идеи: сохранить общественный строй и порядок.

Философский либерализм. Д.Локк (1632-1704). Положил идею собственности. Собственность – то, что человек извлек из природы, также соединил и соединяется своим трудом. Государство и гражданское общество основывается на собственности. Основой общественного договора является учреждающее государство. Государство – социальный институт, для охраны собственности и разрешений, связанных с собственностью, противоречиями и недоразумениями. Граждане лишь те, ибо имеет собственность, но и в государстве собственность не вполне оберегаема. Например, от произвола тирании, абсолютной монархии. Для того чтобы не зависеть от воли властей, люди создают законы и законодательства. Важнейший принцип либерализма – принцип законности, который гласит: «Ни для одного человека, находящегося в обществе не может быть исключений из законов этого общества.» Чтобы не допускались волюнтаризм, свободное толкование законов, либерализм предлагает систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с передачей каждой из них особому кругу лиц. Философский либерализм предлагает критерии разрешения спорных социальных вопросов, и такой волей является не божественная воля, а воля большинства. Теория либерализма сформулировало систему демократических свобод. Для роста просвещения необходима свобода печати, для беспрепятственной конкуренции – свобода совести и веротерпимость. Для контроля над политиками необходима свобода слова и свобода количества.

Романтический демократизм. Жан Жак Руссо (1712-1778). Основные идеи изложены в «Общественном договоре». Главные идеи – прямое и безусловное народоправство. Человек по натуре своей добр, и только общество со всеми его атрибутами делает человека дурным. Прямое участие каждого гражданина, а не представительное правление как либерализм. Существует 1 способ достижения равенства – способ, при котором каждый гражданин отдает все свои права в пользу общины в целом. Руссо отстаивает идею отчуждения прав. Путь к миру лежит в отказе от всех воль, кроме всеобщей воли. Всеобщая воля – равнодействие мнений сознательного народа. Осуществление всеобщей воли невозможно, но к нему надо стремиться.

Николо Макиавелли (1469-1527). Политическая философия. Свои идеи изложил в сочинении «Государь». Цели государя – раскрыть, как власть завоевывается, как она удерживается, как и почему она теряется.

Основные положения:

1)Государю, завоевавшему власть, не следует опираться на тех, кто вместе с ними возглавлял политический переворот, они будут считать себя равными государю и никогда не станут хорошими слугами. Также не следует приближать к себе и допускать к власти тех, кто когда-либо в прошлом был обижен тобой и тех, кто будет бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат, и даже новые благодеяния не способны изгнать страх или память о старых обидах. Государь может смело приближать к себе того, кто раньше считался врагом, тот захочет делами доказать неправильность прежних мнений о себе.

2)Избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать, «Ей все равно не угодишь», а на народ. Народу нужно немного, достаточно время от времени бросать «кость», что народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше. Государю, желающему долго удерживать власть, следует заботиться о регулярной ротации (замещении) высших политических кадров, т.к. люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле начинают себя чувствовать равным ему, что грозит дурным служением или переворотом.

3)О государе судят по советникам (короля эту роль играет его свита). Они должны быть авторитетными, но не специалистами в политике, и т.д. Авторитет свиты будет умножать авторитет самого государя и не смогут влиять на принятие политических решений.

Методы:

Как пользоваться насилием и благодеянием? Насилие нужно применять сразу и единовременно, а вот благодеяние полезно оказывать мало-помалу, чтобы облагодетельствованные могли распробовать их как можно лучше.

Как обращаться с народом? Народ должен время от времени служить государю. Люди больше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое улучшение жизни, напоминать народу, что вокруг много врагов и враг беспощаден, осаживать излишне строптивых. Мудрость государя состоит в Ом, чтобы когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними победу. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли пытается сказать, что человек может все, а свергнутые государи должны осуждать не фортуну, а себя. В политике как и всюду важна сильная личность, но если личность, как правило, противостоит обстоятельствам, то политическая личность – умение приспосабливаться к обстоятельствам.

Наши рекомендации