Проблема единства и единственности мира. Понятия субстанции и акциденции.

Общество существует как взаимодействие людей, его образующих, с природой и друг с другом, как взаимодействие материальных и духовных видов их деятельности. Необходимы взгляды, рассматривающие все перечисленные факторы в целостности, взаимосвязи. Поэтому на всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира.

Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, так как состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать.

Постепенно наука переходит от стадии накопления фактов к творческому их осмыслению. Это приводит к попыткам выведения общих законов природы и общества. Но в условиях господства феодализма, религиозной идеологии, идеи креационизма эти законы еще выражаются в идеалистической форме. Фундаментальной системой такого рода, как известно, была философия Гегеля.

XIX век знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-материалистическую трактовку единства мира.

Однако до недавнего времени еще не были открыты естественнонаучные законы развития неживой природы, что не позволяло определить принципы перехода от неживой материи к живой. С созданием синергетики и других взаимосвязанных дисциплин эти вопросы начинают решаться, а это, несомненно, приведет к развитию диалектико-материалистического видения мира.

Материализм: мир состоит из материи и только из материи. Он единственен, потом что кроме материи ничего нет. Пока не дойдем до сознания. Сознание - идеально. Но оно есть просто свойсто материи. Поэтому единство и единственность мира не нарушена.

Идеализм:субъективный идеализм - монистический, раз мир существует в сознании субъективного, то он единственен и един. А у объективного идеализма? см. 10.

Субстанция– (с греч. – сущность, то, что лежит в основе) объективная реальность, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Акциденция– проявление (производная) субстанции. Джон Локк вводит понятие «субстанции» – материи, которая несет свойства предметов; и «акциденции» как проявление субстанции и именно акциденции воздействуют на наши органы чувств. Существует материальная и духовная (мыслящая) субстанции. Мы не можем и, может быть, никогда не сможем познать материальную субстанцию (элементы агностицизма («агностос» – недоступный познанию, философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.). Относительно духовной субстанции, т.е. является ли она акциденцией материальной субстанции или же существует сама по себе, есть переформулировка основного вопроса философии.

Монизм материалистический и монизм идеалистический.

Монизм– («монос» – один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Материализм отвечает на главный вопрос философии – первична материя, идеализм – сознание. И с точки зрения материалистов, и с точки зрения идеалистов существует только один единственный мир. И те, и другие признают наличие и мира, и сознания, и они являются проявлении одной сущности – субстанции, только для материалистов субстанция – это материя, а для идеалистов – сознание

Дуализм и плюрализм.

Плюрализм– («плюралис» – множественный) философское учение, согласно которому существует несколько независимых начал бытия или оснований знания.

Дуализм– («дуалис» – двойственный) учение о равноправии духа и материи. Представитель: Рене Декарт. Разновидность плюрализма.

Декарт– единственный достойный представитель дуализма. Верил в наличие двух независимых друг от друга субстанций: материальной и духовной. Сущность материальной субстанции в протяжённости, духовной – в мышлении. Человек является мыслящей духовной субстанцией. Животные, с точки зрения Декарта, являются «автоматами», чисто механистическими существами, реагирующими на внешние раздражители. В связи с этим, Декарт вводит понятия условных и безусловных рефлексов. Поскольку о нервной системе в то время никаких стоящих знаний не было, Декарт представлял её в форме «трубок». У человека тоже есть рефлексы, но есть и душа, только у человека есть воля, а также имеются врождённые идеи о Боге. Так как Бог не обманщик, то вещи объективно существуют.

Лейбницнемецкий философ, математик, физик, юрист. Лейбниц придумал учение о монадах. Монады- это самая наипростейшая и неделимая субстанция. Все монады отличны друг от друга, вместе же они составляют всё на свете. Монады не являются физическими, протяжёнными объектами, они нематериальны. Не взаимодействуют между собой, в то же время бесконечно многообразны. Сами по себе не могут возникать и исчезать, только под действием Высшей монады. Высшая монада– Бог. Одни монады обладают перцепцией (восприятием), но существуют и монады апперцепции (сознания). Все монады обладают способностью к действию и к страданию. Они всегда деятельности, они всегда активны.

kochemir:

респект тебе, анонимус 5!)

Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить

агностицизм - 2-е неосновное решение – что есть первично мы не знаем и никогда не узнаем

акциденция - производная субстанции

апостериори (a posteriori) - знание, полученное в опыте

априори (a priori) - знание, полученное без опыта, до опыта

атеизм - отрицание существования Бога, сверхъествественных сил и религии

верификация (у неопозитивистов) установление истнинность путем сопоставления предложений с фактами чувственного опыта субъекта. Предложение, не поддающиеся такой проверке, лишены научного смысла.

вещь в себе –вещь, существующая вне и независимо от сознания, воздействует на органы чувств

вещь для нас –вещь в нашем сознании, восприятии

волюнтаризм- воля как основа всего сущего, высший принцип бытия

восприятие -познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Создается комплексом ощущений (не суммой).

гносеология - наука о познании, возможности человека познать мир

дедукция – метод мышления от общего к частному

деизм -Бог создал мир и отошел от дел, не вмешивается в его развитие, а наблюдает.

детерминизм- доктрина всеобщей причинности. Учение о объективных закономерностях взаимосвязи и взаимообусловленности явлений духовного и материального мира. По Демокриту: задача познания - узнать причины всего и вся

джастификация (у неопозитивистов) оправдание, подтверждение. Не просто обоснование. Главная проблема Д. - определить, что может считаться адекватным основанием или доводом для принятия убеждения.

диалектика – 4 значения, см. ответы на вопросы

,дуализм - 1-е неосновное решение ОВФ – материя и сознание являются первичными бытиями вместе, это 2 независимые субстанции, разновидность плюрализма (Рене Декарт)

заблуждение –противоположность истины

идеализм – сознание первично, мир вторичен

Объективный

Субъективный

идеальное –свойство материального информационного процесса существовать для организма как находящийся вне предмет, проявление способности создавать субъективное из объективного.

индетерминизм -существуют состояния/события без причин, или для которых не может быть указана причина.

индукция – метод мышления от частного к общему

иррационализм -ограничивает или отрицает роль разума в познании

истина -соответствие (совпадение) между миром и человеческим сознанием

истинное– см. истина

истинность – см. истина

концептуализм -общее только в понятиях (умеренный номинализм)

критерий истины -средство проверки истинности утверждения, теории, гипотезы. Объективный КИ - опыт. Субъективные КИ - очевидность, авторитет...

материя - то, что существует вне и независимо от сознания

Материальное

материализм – мир первичен, сознание вторично

механицизм -метод познания и понимание мира как механизма

мышление (рациональное познание)

натурфилософия – раздел философии, рисующий картину природы

неопозитивизм -эмпиризм, рационализм, необходимость наблюдаемых доказательств для познания. Опора на логический и математический аппарат. Мир познаваем, но нужно избавиться от ненаблюдаемого.

номинализм– общее не существует или существует в голове

ноумен –вещь в себе

общее – логический класс, содержащий несколько понятий

объект -то, на что направлена деятельность

объективное - то, что существует вне и независимо от сознания

онтология - учение о бытии

опыт -результат деятельности в виде знаний и навыков

отдельное (единичное) – логический класс, содержащий одно понятие

ощущение -1-й образ внешнего мира, отражение отдельных св-в предметов

пантеизм -Бог есть все

позитивизм- 1) человеческое мышление занимается лишь систематизацией. Философия приводит в порядок все науки 2) единственный источник истинных знаний - эмпирические исследования. Ценность философских исследований отвергается.

понятие- обозначение общего

постпозитиивизм -критическое отношение к эпистемологическим учениям, развитым в рамках неопозитивизма. Получение знания из опыта

представление -мозговой отпечаток – энграмма. Когда энграмма возбуждается (изнутри мозга) – то видим тот предмет, что когда-то воздействовал на наши органы чувств.

прогресс -движение по направлению от высшего к низшему

разум -форма сознания, самосознающий рассудок, направленный на себя и понятийное содержание своего знания. Р. выражает себя в принципах, идеалах, идеях

рассудок -“здравый смысл” - форма мышления, способная логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения, превращать восприятие в опыт путем объединения в категории. Важнейшие характеристики: строгое отделение понятий друг от друга, способность правильно классифицировать воспринимаемое, непротиворечиво систематизировать опыт и знание. Р. отличается от самосознания, разума, духа. Р. не дает нового знания, а лишь систематизирует существующее.

рационализм -главный источник знания – разум, также существует опыт, априорные знания

реализм – общее существует в вещах или в отдельном мире

регресс -движение по направлению от высшего к низшему.

редукция -сведение всех явлений к механическому движению

редукционизм– течение, в котором сводится сложное к простому

релятивизмметодологический принцип метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания

сенсуализм –вид эмпиризма 1) органы чувств – единственный канал, по которому мы получаем знания 2) нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве

скептицизм - сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в надежности истины

спиритуализм- сущность мира - духовное первоначало; материальное как творение духа

ступени познания –чувственное (сенситивное), рациональное (мышление). Но по Аль-Кинди: 1)логика, математика (алгебра) 2) физика, химия (естествознание) 3) метафизика (философия)

субстанция - бытие, ничем не порожденное, ни в чем не нуждающееся

субъект- тот, кто ведет деятельность

унитарно-стадиальное понимание истории- взгляд на всемирную историю как единый процесс поступательного, восходящего развития человечества

фальсификация (по К. Попперу) - опровержение теории. Фальсифицируемость - критерий научности эмпирической теории: если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки некоторого эксперимента (даже если такой эксперимент не поставлен), то это научная теория.

фатализм -крайний детерминизм, вера в безличную судьбу

феномен –вещь для нас; предмет опытного знания

феноменализм (~агностицизм) - можем знать только явления, а в сущность проникнуть невозможно (Юм)

чувственное познание -самая простая и исходная форма познания. Формы ЧП: ощущения, восприятие, представление

эмпиризм – единственным источником познания является опыт

эмпириокритицизм -критика с позиций опыта. Отправный пункт теории познания это чистый опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми

эпистемология = гносеология - наука о [строго научном?] познании

эссенциализм –(противоположность феноменализму)существуют явления, есть сущность и она познаваема

Наши рекомендации