Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).
Крайний номинализм (радикальный): общего нет нигде, ни в мире, ни в голове человека – это просто знаки и ничего больше. Понятий нет. А раз так – то нет мышления.
Умеренный номинализм (концептуализм): мир есть совокупность отдельных предметов, но зато в сознании есть общее, есть понятия и мышление. Сходство предметов мы обозначаем одним знаком, но общего в мире нет, ведь «общее» и «сходство» - не одно и то же.
Первые номиналисты – это те, кто боролись против Платона. Антисфен (киник), Диоген: «лошадь я вижу, а лошадности не видел никогда». Там же стояли стоики, Росцелин. Абеляр – коцептуалист. Томас Гоббс – радикальный номиналист. Беркли, Юм – радикальные. Заметим, что номинолистом может быть и агностик, и материалист, и идеалист. Яркий представитель умеренного номинализма – Джон Локк. Декарт, Гельвеций – номиналисты.
Обыватели являются наивными номиналистами (есть предметы, есть знаки, чё ещё нада, ёпт?). Но когда мы касаемся (помимо понятий «клюква», «собака») понятий без чувственно-зримого денотата – начинаются проблемы. «Стоимость». Закон стоимости действует как нечто объективное, но где стоимость как отдельный предмет? Нет такого! Значит она сущестует как общее!!!
Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.
Элиаты открыли умозрение, что есть не только чуство зрения, есть ещё и умозрение. Открыли две формы познания, а Платон открыл понятие впервые! У элиатов умозрение, как и бытие, было монолитом. А Платон этот монолит раздробил на понятия. И вот когда он открыл понятия, открылись пути к тому, чтобы открыть суждения, умозаключения, то есть создать науку о мышлении, вот ту самую формальную логику, которую создал великий ученик Платона Аристотель.
Платон был объективным идеалистом. Понял, что понятие есть общее и переместил его в особый мир, мир Эйдоса, мир идей. И этот мир Эйдоса предстал, как нечто объективное, у него же объективное содержание, это же общее на самом деле существует.
Платон впервые понял, что мышление есть не только субъективная деятельность людей, но ещё есть нечто объективное. Но только у него это объективное было неизменным, застывшим, мертвым, не двигалось, не развивалось, оставалась всегда таким. А что сделал Гегель, он её расплавил и заставил течь, и вот тогда мышление предстало как объективный процесс.
Реализм. Учение Платона о двух мирах.
Платон начал исследовать понятия. Содержанием человеческих понятий является общее. А вот это «общее» - существует только в голове человека или в мире самом по себе? Платон считал, что понятия существуют. А как существуют? Либо материально, либо духовно – поэтому он считал, что понятия суть духовное. Существует мир понятий. Мир эйдосов. В этом мире существует «мир вообще», «лес вообще», «морковка вообще», чё за «бред вообще»?. И существует мир отдельных вещей. Какой мир важнее? Все вещи приходящи (кошки умирают). А «кошка вообще» вечна. Значит, мир эйдосов – вечный мир. Существует мир эйдосов (независимо от воли и сознания людей) сам по себе, который порождает материальный мир. Называют «крайний реализм» или «платоновский реализм».
Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.
В средние века было 3 решения соотношения вещей и универсалий (понятий).
1) Универсалии существуют ante res (до вещей). Платон. У него общее имеет троякое бытие: до вещей (Эйдосы), в вещах (внутренняя основа вещей), после вещей (в наших головах).
2) Универсалии существуют in rebus (в вещах). Аристотель. Универсалии не существуют до вещей, а существуют только в вещах и в голове.
3) Универсалии существуют post res (после вещей). Умеренный номинализм.
Два вида реализма крайний и умеренный.
Крайний реализм (Платон)– существуют два мира, один из которых вечен, а другой приходящий мир. Существуют не только вещи, но существует и общее, образует особый мир. Общее существует до отдельного.
Умеренный реализм (Аристотель) – общее существует в вещах и в головах, оно идеально. Но эта точка зрения не была выдержана до конца им последовательно. Вспомним его учение о материи и форме. Материя таит в себе лишь возможность. И лишь когда форма проникает в материю – появляется вещь, которая суть единство формы и материи. Формы – идеальные, а откуда они проникают? Извне. Главная фигура – Бог, бож разум. Аристотель сам и не заметил (а может, и заметил), что сам же пришёл к миру эйдосов Платона.