Стратегия и тактика поединка
ТХЭКВОНДО ВТФ-
КВИНТЭССЕНЦИЯ
МНОГОВЕКОВОГО
ОПЫТА
КОРЕЙСКИХ
ВОИНСКИХ ИСКУССТВ
-ТРИ ЦАРСТВА, КОРЕ
-ТХЭКВОНДО
И ТХЭКВОНДО ВТФ
В наше время трудно представить себе человека, который никогда бы не слышал о воинских (или боевых) искусствах Востока. Однако/к сожалению, знакомство с воинской традицией Востока у обывателя заканчивается японскими каратэ-до, дзюдо и шаолиньским (китайским) у-шу. История же корейских воинских искусств в отечественной литературе практически не освещалась, или освещалась, но очень скудно. Мы попытаемся пролить хоть каплю света на историю новоиспеченного олимпийского единоборства - тхэквондо ВТФ и рассказать об истории развития традиции воинских искусств Корейского полуострова.
ТРИ ЦАРСТВА КОРЕ
Принято считать, что традиция корейских воинских искусств началась с периода Трех Государств (Когуре, Пэкче и Силла), существовавших на территории Корейского полуострова с I в.н.э. по 668 г.. В государстве Когуре существовала система «сонбэ», имевшая сходство с шаолиньским у-шу. В государстве Пэкче также существовала схожая с у-шу боевая система «субак», вышедшая из китайской «борьбы на помостах» • «шоубо», собственно являющаяся ее корейской школой. Наиболее же известно в этом смысле государство Силла, в котором родилась система подготовки элитных армейских подразделений корпуса варанов. Хва-ран дословно означает «цветок-юноша». Эти юноши, отбираемые из дворянских семей, в мирное время получали многопрофильную подготовку - занимались джигитовкой, фехтованием, стрельбой из лука и субак. Помимо боевой подготовки хвараны изучали конфуцианство, буддизм, искусство медитации. Наставниками хваранов были преимущественно буддийские монахи. Летописи сохранили их имена - Вон Хье, Ван Кан. Ван Кан разработал своеобразный кодекс чести хварана • хваран-до («путь хварана»). Многие исследователи не без оснований считают, что хваран-до является прототипом хорошо известного кодекса чести самураев - буси-до. С хваранами корейские авторы связывают возникновение национальной системы фехтования и разработку нового двуручного, чуть изогнутого меча, который послужил прототипом японской катане. В старых японских хрониках катана называется корейским мечом.
Эпоха троецарствия была отмечена многочисленными войнами между государствами, и к 668 г. произошло объединение трех государств под эгидой Силла. Объединенная Силла заключила ряд договоров с Поднебесной Империей. Так же корейские школы единоборств сильно обогатились китайской техникой. В это время произошло деление субак на школы и стили. И, к образованию в 976 г. государства Коре, возникли такие стили как юсуль, тхэккен, каннек и др.
В XIII в. Корея была оккупирована монголами, которые принесли аналог японского сумо - борьбу на поясах. В 1332 г. в Корее пришла к власти династия Ли, правившая до аннексии Кореи Японией в 1910 г. За все это время корейцы приняли участие лишь в одной серьезной войне. В1592 г. в Корею вторглась японская армия, и началась Имджинская война. За полгода японцы оккупировали и обескровили страну, однако в 1598 г. с позором отступили.
После войны преподавание воинских искусств не поощрялось, а существовавшие системы были канонифицированы и оформлены в виде трактатов - «Муечебо» и «Муесинбо», в которые были включены комплексы работы с оружием и рукопашного боя. В конце XVIII в. выдающийся корейский ученый Ли Донму создал объемистый труд, включавший в себя все известные в то время знания о боевых искусствах. Поступавшие на службу должны были досконально знать все 24 формы, приведенные в этом трактате. Различие в экзамене на государственную службу для военных и для гражданских было очень невелико. Таким образом, гражданский
чиновник мог становиться военачальником и наоборот. Но это нововведение (подхваченное, кстати, в Поднебесной Империи) мало
помогло, как выяснилось впоследствии. Корея все больше подпадала под влияние Японии.
В1910 г. Корея превратилась в японскую колонию. Японцы сразу взяли политику искоренения всего национально-корейского и насаждали свой язык, культуру, обычаи и единоборства. Так, например, современные «корейские» единоборства юсуль и халюндо есть ни что иное, как синтез японских айки-до и каратэ-до и корейской техники «высокой ноги». Однако некоторые корейские школы не только не были вытеснены японскими, но даже несколько окрепли и вобрали в себя лучшие достижения японских единоборств, как, например, школа Чхондокван.
Когда в 1945 г. корейские боевые искусства вышли из подполья - оказалось, что квалифицированных преемник» корейской традиции остались единицы. Много было мастеров, учившихся у японских мастеров, например, Чхве Енегояь (учение Уэсиба Мори-хеи), основатель хапки-до. Развитие боевых искусств на имеющемся базисе подхлестнула Корейская война 1950-1953 гг. После
- окончания войны (1953 г) был создан Союз Тангсундо Кореи, который объединил три школы - Чхпдоан, Мудоккван, Юнсукван.
В1955 г. на специальном заседании под руководством генерал-лейтенанта и ведущего мастера Чае Хонхи было принято решение
о создании унифицированного корейского боевого искусства под названием ТХЭКВОНДО («у» нога I кулака»). Эта система
задумывалась как средство сближения корейских боевых искусств и как олимпийский вид споро, I то ж мрет символизирующий
«дух нации».
ТХЭКВОНДО И ТХЭКВОНДО ВТФ
После создания генерал-лейтенантом Чхве Хонхи тхэквондо была создана Мировая Федерация Тхэоонр • ИегпаВопа! Таекисп-с1о Рейегайоп (1ТР или ИТФ (1966 г.). ИТФ успешно развивалась до 1972 г., когда Чхве Хонхи был обемеи в государственной измене и был вынужден эмигрировать в Канада. Туда же была перенесена и штаб-квартира ИТФ. ИТФ практжует бесконтактный спадет в протекторах, причем контактные действия по правилам ИТФ караются вплоть до дисквалифшкацм. В настоящее время /~: сильно ослабла экономически и морально, ведь за последнее время более 300 обладателей высот данов ИТФ сменит спарринги на присвоенные в Куккивоне Академией Тхэквондо УЛТ (ВТФ). Ввиду этого ИТФ контжщрует в основном с Севеос* Кореей и не рассчитывает на широкое мировое признание.
В1973 г. в Сеуле была образована Всемирная Федерация Тхэквондо (№>г1<1 Таекууопйо Ре<1ега1юп). Председателем ее стал Клы > Енг. Для того, чтобы развитие тхэквондо не стояло на месте была организована Академия Тхэквондо • Куккивон (досюс -«палата государственной техники» (1972 г.). Также в здании Куккивона в Сеуле находится штаб-квартира и секретариат Г:
Система подготовки спортсменов, бойцов тхэквондо ВТФ отличается от ИТФ прежде всего ориентацией на бой-спарринг, проводимый в полный контакт с применением средств защиты (протекторы, шлемы). Запрещены (в спортивном бою) подсечки, удары по ногам, удары в голову рукой, броски. Система подготовки спортсменов тхэквондо ВТФ направлена на реальную «боевую» манеру ведения поединка, что ставит тхэквондо ВТФ на одну планку с боксом, кикбоксингом, тайским боксом, каратэ-до Ке-
сингом, тайским боксом, каратэ-до Ке-кусинкай. Помимо спарринга в подготовку входит знание формальных комплексов - пхумсэ, которые были специально разработаны в Куккивоне, всего их насчитывается 25.
Во время аттестации спарринг проводится между претендентом и обладателем той квалификации, на которую претендует испытуемый. Затем испытуемые исполняют 1 или 2 пхумсэ, уровень которых зависит от квалификации, на которую претендует спортсмен. По желанию аттестационной комиссии, спарринг может быть дополнен кекпха • разбивание досок, черепицы и т.д.
Каков же путь от ученика до мастера? Вначале ученик проходит 10 гыпов и его пояс меняет свой цвет в такой последовательности: белый, желтый, оранжевый, зеленый, синий, красный, коричневый. Черный пояс означает мастерскую степень и имеет 10 градаций-данов. I • III даны символизируют высшее техническое мастерство поединка. IV - VII дан присваивается за особые заслуги в тхэквондо, и экзамен на эти даны содержит в основном философско-теоретическую, а не техническую часть в отличии от более ранних ступеней. VIII и IX дан имеют всего несколько человек из высших чиновников ВТФ. X дан имеет президент ВТФ Ким Ун Енг. Для детей младше 15 лет предусмотрена аттестация на пхумы (I - Ш), которые со временем могут быть заменены на взрослые даны, но даны, начиная с IV, могут быть присвоены лишь тем, кто достиг 18 лет. С 1 июля 1988 г. Куккивон начал составление компьютерного архива, куда входят все данные о лицах, имеющих даны или пхумы.
В заключение необходимо отметить, что тхэквондо ВТФ 5 сентября 1994 г. был включен в семью олимпийских видов спорта. Проведено уже 15 чемпионатов мира, огромное количество различных первенств и региональных соревнований. В России тхэквондо ВТФ представлен Союзом Тхэквондо (ВТФ). Тхэквондо ВТФ является быстроразвивающимся видом спорта, оставаясь при этом реальной боевой системой, и хочется верить, что благодаря этому, тхэквондо ВТФ составит огромный пласт мировой культуры и поможет воспитанию многих поколений во многих странах мира и, конечно, особенно в России.
ОНТОЛОГИЯ ПОЕДИНКА
-СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОЕДИНКА
-ДЫХАНИЕ
-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕВКЛЮЧЕННОСТЬ И СИЛЬНАЯ ПСИХИКА
-КЛЮЧИ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ
- ПЕРЕДВИЖЕНИЯ-СТЕП
Переход к непосредственному методическому анализу спарринговой подготовки требует исследования общих и частных закономерностей боя, приемов и методов достижения победы над противником, то есть, говоря языком философии, исследования онтологии поединка. Поэтому в данной главе содержится описание системы тех онтологических факторов, без знания и правильного использования которых нельзя научиться побеждать на додянг (площадке). К таким факторам относятся: верная стратегия и тактика, правильное дыхание, эмоциональная невключенность и сильная психика, хорошая базовая техника в совокупности с высокой скоростью и резкостью ее исполнения, искусные и быстрые перемещения и микросмещения.
ДЫХАНИЕ
Поединок характеризуется рваным ритмом и исключает ровный темп, а, следовательно, и размеренное дыхание. Это одна из причин, по которым общая физическая подготовка, гимнастика, атлетика и даже базовая специальная подготовка далеко не всегда достаточны для спарринга Адекватно тренировать выносливость для поединка можно лишь в самом поединке. Основные требования к дыханию в спарринге - естественность и регулярность. Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание, делать глубокие вдохи и резкие выдохи, как это часто рекомендуют, чтобы якобы прокачать легкие. В результате следует перенасыщение кислородом или, наоборот, его нехватка, что одинаково плохо. Подпитка кислородом должна быть постоянной, больше или меньше в зависимости от частоты движений.
Итак, дыхание, во-первых, должно быть ровным и соотноситься с интенсивностью работы, а во-вторых, это соотнесение требует естественности и спонтанности. Мы ведь не думаем как дышать во время сна, беседы, за едой. Так зачем же обращать на это внимание во время боя? Сделать дыхание само регулируемым можно опять же только благодаря специальной и обильной спарринговой подготовке. Показателем поставленного дыхания служит тот факт, что оно, по крайней мере, не отвлекает от боя, не мешает ему на протяжении нескольких минут.
- Интересна связь дыхания с общим напряжением тела. Не секрет, что резкие выдохи сильно закрепощают мышцы, а напряженное тело, в свою очередь, вызывает перебои дыхания. Поэтому работайте в спарринге как можно более расслабленно, дышите полной грудью, легко и свободно.
Хорошим регулятором дыхания служит звукоизвержение во время технических действий или крик, сопровождающий удар. Делясь на две части, крики а-чи, э-го, а-хэ и др., извергаемые с подвижным ударением и меняющейся интонацией, заставляют гортань влиять на легкие и дозировать вдыхаемые и выдыхаемые порции воздуха соответственно с тем или иным движением. Не думайте, что, плотно сжав рот, вы экономите дыхание. Все дело в гпгцнш ной привычке, а привычка приходит в результате активных повторений. Не забывайте кричать во время схвати*
КЛЮЧИ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ
Хорошая базовая техника служит необходимым, но не достаточным условием победы. Следует сказать, что правильная «база», однако, позволяет многократно усилить удар - прием бойца и привести, на первый взгляд, к несоизмеримым с его комплекцией и физическими данными последствиям. Существует расхожее мнение,' будто сила удара зависит от накачки мышц. Это так лишь в малой степени. Мощь удара зависит от резкости и скорости его исполнения, а так же от активной работы тазобедренной области тела В свою очередь, данные факторы можно задействовать лишь при максимальной расслабленности конечностей. Уместной аналогией здесь является хлыст. Бедра - это рукоятка хлыста, конечности - его гибкий, не имеющий жесткой структуры придаток. Кроме того, мощный удар предполагает такое же прямое и возвратное поступательное волнообразное движение, как у щелкающего хлыста.
Онтология поединка 16
Важным моментом поставленной «базы» является умение наносить удары без замаха, только при помощи бедра, а так же «в узком коридоре», чтобы разрешающая способность глаза противника не позволила ему вовремя распознать и предотвратить тактику спарринг-партнера.
Получить представление о более частных условиях правильной техники, например, о работе колена при ударе в нокаут, о подсечке ноги в момент разворота через спину можно в соответствующей главе, а так же в процессе специальных наглядных тренировок.
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ-СТЕП
Даже блестящая техника вряд ли спасет от поражения бойца, стоящего на месте. С другой стороны, подвижность позволяет занять выгодную позицию, вовремя избежать атаки врага, выйти на оптимальную дистанцию для удара или контрудара. Система передвижений в тхэквондо достаточно сложна и требует специальной отработки сперва - отдельно, а потом в совокупности с ударами ног и рук. Еще более сложен и длителен процесс внедрения степов в сам спарринг, где оттачивается их реальная скорость и область применения.
Степы или микросмешения чрезвычайно необходимы также для сохранения устойчивости, равновесия бойца. Микросмешения (наряду с высокими стойками, передвижением на носочках, обилием подпрыжек и подъездов) и позволяют достичь той маневренности и скорости, которыми так выгодно отличается тхэквондо ВТФ.
БАНДАЛЬ-ЧАГИ
Бандаль-чаги представляет собой нечто среднее между ап-чаги и доллио-чаги. Его траектория похожа на полумесяц. Ударной поверхностью является подъем стопы или подушечка стопы.
Стойка - ап-соги. Резко бросаем бедром колено задней ноги вперед и вверх. При этом бьющее колено направлено не прямо вперед, а несколько в сторону, за мишень, как если бы вы хотели коснуться коленом своей груди (левым коленом - правый стороны груди, правым коленом - левой стороны груди). Совершенно расслабленная голень выхлестывается инерцией данного движения вперед и захлестывается назад с ударом пяткой по ягодице, подчиняясь диктату бедра. Бедро как бы уподобляется ручке хлыста.
После удара ногу лучше сразу научиться ставить вперед, чтобы не давать противнику перехватить инициативу атаки. При выполнении бандаль-чаги пятка опорной ноги доворачивается на 90-120 градусов по направлению к мишени, что облегчает толчок и увеличивает люфт работы таза. По мере освоения этого удара, нарастание легкости, скорости и мощи приходит в противоречие с жестким зацеплением опорной ноги с полом. Поэтому сначала следует научиться стоять на носке (подъем пятки минимальный), что облегчает скольжение. Нога как бы, подчиняясь инерции движения, осуществляет подъезд к противнику. Таким образом, регулируется дистанция, перемещение включается в удар и усиливает его. На следующем этапе обязательно учитесь при ударе слегка подтягивать опорную ногу вверх, отрывая ее от пола. Удар выполняется с легкой, почти незаметной подпрыжкой, что увеличивает его скорость, резкость, убойную силу. Не путайте легкую подпрыжку с прыжком, который увеличивает время удара, делает его заметным и вязким. Не меняйте эффективность движения на внешнюю красоту.
МОМДОЛЛИО-ДВИТ-ЧАГИ
Этот удар с разворотом через спину труден не только технически, но и психологически, поскольку обычному человеку трудно заставить себя не убегать от удара, не блокировать его, мужественно оставаясь на месте, «глядя опасности в глаза», а осуществлять уход, вроде бы подставляя противнику спину. Кроме того, эта процедура требует умения сохранять динамическое равновесие и хорошей тренированности вестибулярного аппарата.
Поэтому рекомендуется начать изучение этого движения с более простого варианта исполнения, исключающего разворот через спину. Двит-чаги. Вспомните 50-е годы, танцы, чарльстон. То же сомкнутое положение коленей, та же манера движения будто в узкой юбочке, та же скупая экономия перемещений.
Встаньте по стойке «смирно», расслабьтесь, начните поочередно подбрасывать голени в стороны, не размыкая колени и выворачивая стопу вперед. Стоящий сзади наблюдатель должен видеть внутреннюю сторону ваших голеней. Выполнив это во фронтальной стойке, скажем в моа-соги, проделайте ту же процедуру в стоике ап-сош, повернувшись под углом 45 градусов к партнеру. Пятка подсекаемой вверх ноги должна подниматься как можно выше. Пальцы ноги подожмите на себя. Теперь, оставаясь в положении ап-соги, согните ноги, сожмите колени, нагните туловище вперед, закрыв согнутыми в локтях руками голову так, чтобы тыльная часть кулаков перекрывала возможный удар в лицо, и поверните голову, обоими глазами увидев то, что происходит позади вас. Вес тела в основном приходится на ту ногу, которая отставлена дальше от противника и которой вы будете наносить удар. Смотреть назад следует как раз со стороны бьющей ноги. Вторая нога несколько отставлена назад и упирается в пол подушечкой стопы.
Подкиньте голень бьющей ноги назад и вверх (не размыкайте коленей), без паузы подхватив движение, толкните колено (высекаемой вверх ноги) тазом назад. Под действием этого толчка голень как бы пружинно выбрасывается в сторону мишени. Возвратное движение бедра возвращает и голень. Нога ставится на пол после предварительного подтягивания колена к животу. Повторяйте это упражнение, чередуя ноги, пока не достигнете понимания волнового принципа работы бедра.
На следующем этапе научитесь сохранять равновесие при резком повороте через спину. Производить удар начинайте после освоения последнего задания.
Момдоллио-двит-чаги являет собой синтез двит-чаги и разворота через спину. При выполнении удара бьющая нога слегка касается внутренней стороны колена поворачиваемой (опорной) ноги. После удара не забывайте ставить ногу на пол по кратчайшей траектории. Не зависайте в воздухе с поднятой ногой ни до, ни после момдоллио-двит-чаги. Коснувшись пола, мгновенно поворачивайтесь к противнику лицом, не застывайте с обращенной к нему спиной.
МИРО-ЧАГИ
По сути дела, миро-чаги представляет собой нечто среднее между ал-чаги и йоп-чаги. Это их спарринговая интерпретация, лишенная по возможности, недостатков одного и другого удара. Целью миро-чаги является поражение противника ударом всей стопы (подчеркнем, всей стопы, а не носком, пяткой или ребром стопы), усиленным толчком бедра. Первая фаза данного движения точь-в-точь напоминает первую фазу движения бамдаль-чаги: тот же высоким вынос колена к противоположной стороне груди, подхваченный бедром, посылающим колено вперед по принципу удара штыком. При этом колено уложено параллельно полу, перекрывая пах от контратаки, а стопа поднята носком вверх. На первый взгляд, это положение ноги крайне неудобно. К нему нужно привыкнуть. Но такт образом формируется жесткая структура, поглощающая силу противодействия от удара. Отлетает противник, вы остаетесь на месте.
Имейте в виду, что колено должно выноситься вперед не слишком далеко и не слишком близко, то есть ровно на столько, чтобы обеспечить хороший потенциал разгиба колена и в то же время не провалиться вперед с вытянутой ногой. Миро-чаги можно сравнить с пружиной, которую сначала под давлением сжимают, а потом отпускают, дают выпрямиться и выстрелить свой заостренный кончик вперед.
Не забывайте ввинчиваться своей опорной ногой в сторону противника (подчиняясь удлиняющему конечноаь толчку бедра вперед, доворачивать пятку опорной ноги по направлению к оппоненту на 90-120 градусов).
НЕРИО-ЧАГИ
Нерио-чаги представляет собой удар, наносимый стопой в голову противника сверху вниз и вперед от себя. Движение напоминает встряхивание градусника. Толчком таза подбрасываем вперед и вверх согнутую в колене ногу (если бить прямой, а не согнутой в колене ногой, то возникает опасность наткнуться на локти противника и травмировать свою конечность). Расслабленная стопа нахлестывается на поражаемую мишень, стремясь проникнуть сквозь последнюю. Потом, в результате этого тазобедренного кнутообразного встряхивания конечность снова захлестывается назад, почти ударяя по ягодице. Через такой захлест слегка согнутая в колене нога ставится на пол (в случае опускания не согнутой, а прямой ноги открывается вся область живота, куда хладнокровный и быстрый противник может направить свою атаку). Сравнение с зачерпывающим ударом кошачьей лапы очень наглядно позволяет представить данную технику.
Нанося нерио-чаги, постарайтесь отклонить голову в сторону и назад, развернув плечевой пояс на 45 градусов по отношению к бедрам. Это делается затем, чтобы избежать контрудара по голове, например, хорио-чаги. Так же не пренебрегайте подстраховкой своей головы руками, не разводите их в стороны и не опускайте, желая обеспечить более сильный нерио-чаги. Умелый противник может воспользоваться этим и провести контратаку нерио-чаги по незащищенной голове в то' время, пока ваша нога еще не достигла земли после атаки.
ХОРИО-ЧАГИ
Этот удар является одним из самых результативных действий, приводящих к нокауту. Выполняется он как удар-крюк (с сильным захлестом голени) в процессе разворота через спину. Ударной поверхностью является стопа целиком, пятка или подушечки паль-. цев ноги. Первая фаза траектории весьма напоминает момдоллио-двит-чаги, после чего следует нахлест колена, приводящий к изменению прямой траектории на круговую. Поэтому хорио-чаги целесообразно «ставить> ученикам после изучения момдоллио-двит-чаги. Выполнение хорио-чаги как двит-чаги на первой стадии движения резко сужает «коридор» атаки, уменьшает разрешающую способность глаза и делает удар особенно опасным.
Резкость удара, осуществляемого как обычно за мишень (в данном случае мишень - голова противника) увеличивается за счет реверсной работы плечевого пояса (реверсный толчок плечами против кругообразного выброса ноги в сочетании с подсечкой голени является обязательным для повышения резкости хорио-чаги).
Верхняя часть туловища и голова (прикрытая руками) отклоняются в противоположную сторону от противника тем ниже, чем выше производится удар. Этот же наклон обеспечивает уход от контратаки противника. Реверс плечами и наклон взаимосвязаны и синхронизированы. Для обеспечения еще большей скорости, резкости, легкости хорио-чаги старайтесь чуть-чуть отрывать от пола опорную ногу, согнутую в колене, подтягивать ее вверх. В случае выполнения хорио-чаги без легкой подпрыжки, опорное колено должно служить хорошим амортизатором (не забывайте правило: чем выше удар, тем ниже центр тяжести, тем мягче опорное коленог тем сильнее согнута опорная нога).
Хорио-чаги довольно сложен по технике исполнения. Поэтому сначала научитесь делать его без разворота через спину, как биту-ро-чаги. Особое внимание обратите на хлыстообразность движения. Это обеспечит сброс напряжения, быструю постановку ноги на пол с последующим изменением вашего положения.
Зависание ноги над полом (как уже отмечалось) сделает вас сильно уязвимым для контратак противника.
6 момент касания мишени носок стопы оттягивается от себя, чтобы максимально удлинить бьющую конечность. Даже если вы, резко ударив, заденете челюсть или кончик носа оппонента всего лишь подушечкой, крайней фалангой большого пальца ноги, то этого будет уже вполне достаточно для нокаута или нокдауна.
ЙОП-ЧАГИ
Большая часть сказанного о доллио-чаги с полным основанием применимо к йоп-чаги. Отличие заключается в том, что в данном случае колено бьющей ноги выносится за пределы вертикальной плоскости в сторону живота и укладывается параллельно к полу. Возврат колена после удара осуществляется так же «на, живот». Ударной поверхностью является внешнее ребро стопы или вся стопа целиком.
ДЖИРУГИ
Несмотря на то, что в тхэквондо ВТФ основной акцент сделан на технике «чаги> (удары ногами), а атакующие возможности рук ограничены областью живота и груди (момтон), тактическая роль рук в этой системе огромна. Подстраховка при уходе от атаки противника, финты, мощные встречные контрудары с выходом в ближний бой, работа в клинче, прикрытие для внезапных ударов ногами - вот далеко не полный перечень тех функций, которые выполняют руки в тхэквондо ВТФ. Четыре бьющие конечности эффективнее двух - с этой простой истиной трудно спорить. Следовательно, как бы не усложнялась и не ускорялась техника ног, было бы ошибкой и ущербом для общей системы тхэквондо игнорировать руки.
Заметим, что удары руками здесь дают очки только при условии явного и сильного поражающего воздействия. Поэтому на тренировочных занятиях ставить» их следует минимум с расчетом на нокдаун. Столь эффективно выполнить джируги можно в том случае, если удар наносится бедром при полностью расслабленной руке и плече; если в удар вкладывается вся масса, весь вес стремящегося вперед тела; если удар встречает атакующего противника, и скорость, а следовательно, и сила взаимодействия суммируется.
Как добиться реализации всех указанных условий? Во-первых, при помощи правильной техники, во-вторых, при адекватном использовании ее в конкретных ситуациях спарринга.
Начнем с базы. Стойка • фронтальная, скажем, пьенхи-соги или наранхи-соги. Сперва акцентируем внимание на работе ступней, коленей, бедер. Руки полностью расслаблены и свисают по бокам туловища как плети. Повернитесь вполоборота в одну сторону. Ступни ног образуют букву <Т», колени сомкнуты, ноги согнуты в коленях. Перебросьте круговым движением живота и таза плечевой пояс в другую сторону (например, справа налево), сохранив положение стоп и коленей как бы в зеркальном отражении. Вновь перебросьте плечевой пояс... И так далее, пока не почувствуете работу таза. Теперь согните руки в локтях и примите стойку, похожую на боксерскую. Продолжаем перебрасывать плечевой пояс из одной стороны в другую, передавая волнообразное колебание от таза в плечо, от плеча к локтю и обратно. На данной фазе отработки важно научиться «гнать волну», не закрепощая согнутую руку. В следующей фазе можно уже выбрасывать кулак вперед. Тело с бьющей конечностью должно напоминать кривошипно-шатунный механизм: кругообразное движение таза сопровождается поступательно-возвратным движением руки.
Поменяем стойку на ап-соги, то есть встанем под ром в 45 градусов и проделаем всю ту же работу. Важно помнить, что колени всегда имеют тенденцию к сближению, а кулак движется не просто вперед, а слегка вниз (в итоге равнодействующая направлена точно в точку контакта).
На очередном этапе учимся слегка отрывать одноименную с бьющей рукой ногу от пола, чтобы она не стопорила инерцию движения вперед и не мешала вложить в удар вес тела.
При ударе с передней руки передняя нога слегка приподнимается, колено вворачивается вовнутрь, а переднее бедро делает толчок вперед, подчиняясь перемещению всего тела. Вы как бы все время чуть-чуть подшагиваете к противнику.
Работа ног при ударе задней рукой гораздо сложнее. Передняя нога сперва подтягивается к задней, обеспечивая неустойчивое равновесие с тенденцией наклона тела вперед. Когда угол наклона достигает критической величины, и человек начинает падать, толчком обеих ног и таза порождается волнообразное движение, передаваемое через плечо и локоть в кулак. Бедра, плечи и бьющая рука выстраиваются почти в одной плоскости. Таким образом, вся масса падающего тела усиливает удар руки. Мешает падению лишь в последний момент выброшенная вперед задняя нога, становящаяся новой подпоркой телу. Возврат руки в исходное положение и группировка
МЕТОДИКА И ЭТАПЫ
ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА
Согласно первому методическому правилу, даже в подводящей к спаррингу части тренировки не должно быть элементов к нему безразличных. Все, начиная от разогревающей суставно-мышечной гимнастки и кончая отработкой техники ударов, следует ориентировать на поединок, соотносить с ним. Если говорить глобально, то в системе тренировка - бой» определяющим и направляющим элементом является последний, то есть показатели спортсмена на контактных соревнованиях определяют направление и вид его тренировок.
Очень схематично базовую спарринговую подготовку можно разбить на три года. Первый год посвящается освоению основных элементов базовой техники тхэквондо ВТФ. Это период знакомства с психофизической культурой данного олимпийского единоборства, адаптации к ней, наработки комплекса необходимых и устойчивых навыков тренировочного процесса и т.д. Второй год направлен на углубленное изучение специфики спарринга тхэквондо: передвижений, связок, атак и контратак, финтов и пассивных раскрытий. Третий год обучения акцентирует внимание на освоение сложной техники, включает методику специальных занятий, посвященных развитию реакции, энергетического потенциала, скоростных, взрывных и силовых качеств бойца тхэквондо ВТФ. Дальнейшее (уже во многом самостоятельное) обучение спортсмена опирается на тактическую подготовку, разработанную в соответствующей главе и совершенствование техники спарринга.
ПЕРВЫЙ
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
Тхэквондо ВТФ, как вид спорта, помимо спарринговой техники включает и другие необходимые для освоения разделы, например, формальные комплексы (пхумсэ), кекпха - разбивание досок, черепицы и т.д.
Исходя из этого, комплексная подготовка спортсменов в обязательном порядке должна органично распространяться и на эти разделы.
Рассмотрим общий план проведения каждого тренировочного занятия.
План:
1.Построение и ритуал.
2.Разминка.
2.1.Суставно-мышечная гимнастика, растяжка.
2.2.Пхумсэ как медитация.
3.Основная обучающая часть.
3. I. Спарринговая подготовка.
3.2.Кекпха.
3.3.Пхумсэ.
4.Заминка и ОФЛ.
5.Построение и ритуал.
ПОЯСНЕНИЯ К ПЛАНУ.
ПЕРВОЕ. Говоря о медитации, мы подразумеваем не пассивную (йогическую), а активную форму, практикуя которую, идущий по Пути воина, концентрируется целиком на выполнении специального комплекса движений, связанных с его профессиональной подготовкой как тхэквондоина. Он растворяет свое «Я», свою личность в великой Пустоте, не погружаясь в состояние покоя и неподвижности, а шлифуя свое мастерство в процессе исполнения пхумсэ.
ВТОРОЕ. Очередность разделов в основной обучающей части определяется психофизической динамикой тренировки, которую можно графически изобразить в виде параболы.
ТРЕТЬЕ. Раздел ОФП на спарринговых занятиях может либо совсем отсутствовать, либо должен быть минимальным и целиком определяется целью и задачами тренировки. Спарринг уже сам по себе требует колоссальных психических и физических затрат, а какие-то ресурсы должны обязательно оставаться у людей после занятия. Если в процессе специальной подготовки учитель видит серьезные недостатки в тренированности пресса, спины, слабость рук или ног, то он может отдельно посвятить несколько занятий ОФП для ликвидации выявленных спаррингами физических недоработок.
Четвертое. Время одного занятия нужно распределить таким образом, чтобы примерно 2/3 его уходило на обучение новым элементам или новому материалу, рассматриваемому в качестве темы занятия. Исключение могут составлять лишь обзорные или показательные тренировки.
Затраты
психофизической
энергии
Время.
Итак, первый год обучения посвящается наработке основных элементов базовой техники, которые по мере их освоения включаются в поединок через обусловленные, ограниченные задания. Основное внимание тренера уделяется отработке слаженных действий всей группы. Основным критерием верного выполнения заданий является внешнее сходство, иными словами, занимающиеся должны копировать действия учителя и друг друга. На этом этапе следует ущемить индивидуализм в пользу коллективизма, добиться атмосферы полного слияния личности с группой как целым, растворения единицы в общности. Тогда закладываются основы той дисциплины и контроля, которые впоследствии трансформируются в жесткую самодисциплину и самоконтроль, то есть внешняя для личности социальная установка на более зрелых этапах работы превратится во внутренний психический мотив, станет стержнем мировоззрения бойца, залогом его работоспособности и ответственности перед собой, командой, тренером.
Не рекомендуется самые первые тренировки заполнять только ОФП, сложными и трудоемкими комплексами разминки и растяжки. Это засушит ребят, отобьет у них интерес к занятиям, понизит мотивацию на достижение результата. Вспомогательные моменты следует использовать не более как подручные средства, дозировать их в соответствии с целями и задачами, планом и содержанием той или иной тренировки.
Внимание! Опытный тренер всегда действует по обстоятельствам, адаптируя свои планы и программы к конкретной группе и даже к конкретному на<