Соотношения философской логики и специальных наук в энциклопедии Гегеля.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его си­стемы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, есть подлин­ные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и по­знания. Мышление - абсолютная идея. Гегель ее рассматривает не как неподвижную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, Ге­гель ставит перед логической наукой задачу исследовать наибо­лее общие закономерности развития познания.

В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения)и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о формах существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии. Хотя метод Гегеля и его система орга­нически связаны, тем не менее между ними имеется неразреши­мое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диа­лектике ставит предел развитию общества [Восток навсегда остановился в своем развитии, Европа конец мировой истории, а Азия – начало], развитию познания и извращает диалектическое понимание природы [противник эволюционных идей, многообразия изменений, происходящих в природе совершаются в рамках вечно повторяющегося круговорота, многообразие отражает шествие абсолютной идеи сквозь природу, ее постепенное освобождение от материальной формы. Этим объясняется иерархия высших и низших форм существования материи, общества и мышления].

Как и большинство домарксистских философов, Гегель пола­гал, что философия отличается от других наук тем, что она при­звана дать законченное, абсолютное знание действительности. Положения других наук основаны на наблюдениях, эксперимен­тах, доказательствах, которые всегда могут быть дополнены, из­менены или даже опровергнуты. Философия же имеет дело не с фактами, а с понятием (составляющим, согласно его учению, всеобщую сущность всего существующего); поэтому только фи­лософия есть наука об абсолютном, она дает систему абсолют­ного знания. Гегель создавал свою философию как «науку наук», т. е. как систему абсолютных истин, противопоставляя естество­знанию философию природы, истории как науке — философию истории, правоведению — философию права и т.д. Претензия Гегеля на создание всеохватывающей философ­ской системы абсолютных знаний, системы, которая не только подытоживает данные других наук, но и принципиально пред­восхищает все возможное в будущем развитие научного позна­ния, была совершенно несостоятельной. То, что науки о природе и обществе не дают системы абсолютного знания, не есть их недостаток. Напротив, в этом положительная сторона науки, ко­торая не успокаивается на достигнутом и сознает возможность и необходимость идти к новым открытиям, к познанию новых закономерностей. И философия как наука также не должна абсолютизировать достигнутые ею результаты и выдавать их за абсолютные истины в последней инстанции.

Рациональное зерно гегелевской идеали­стической диалектики. Это прежде всего гениальные догадки Гегеля о взаимосвязи, движении, развитии явлений, о противо­речии как источнике движения, развития, о превращении коли­чественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления и логических форм и категорий, посредством которых оно осуществляется. Он гениально угадал диалектику вещей.

Главное противоречие:если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобще и не имеет предела, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Предел развития общества Гегель считал установление конституционной монархии и связанные с ней буржуазно-демократические преобразования.


Наши рекомендации