Научная теория: сущность, структура, функции, цели.
Результаты познания действительности на теоретическом уровне могут выражаться в форме постановки научной проблемы , в форме гипотезы или формулировки закона .
Теория, основанная на законах, в отличие от гипотезы, представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание о конкретном предмете.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
Обозначим основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их развития.
3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом,основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
Теория - это система, в которой заданы отношения. Это значит, что теория обладает структурой.
Законы являются главной компонентой любой научной теории. В составе теории законы выполняют ряд важнейших функций:
1) Законы ограничивают предметную область, к которой могут относиться приобретаемые с их помощью эмпирические знания.
(Например, первый закон Ньютона выделяет предметную область, ограниченную инерциальными системами отсчёта.)
2) Законы содержат в себе информацию об условиях, в которых могут проводиться наблюдения и эксперименты. (Например, соблюдение таких условий требует действие закона Кулона: электрически заряженные частицы должны быть неподвижными и достаточно малыми по сравнению с расстоянием между ними.)
3) Законы позволяют осуществить формальный вывод одних единиц знания из других. Ибо от законов требуется не только соответствие их явлениям действительности, но и возможность применения к ним некоторых формальных преобразований, на основе которых можно было бы получить новые эмпирические знания, находящиеся во взаимосвязи с изучаемыми системами объектов.
4) Законы формулируют запреты и выполняют в этом смысле защитную функцию. Они указывают, какие ситуации, свойства, отношения и процессы запрещено рассматривать в рамках данной теории.
Помимо законов компонентами научной теории являются и понятия.
Специализированный научный текст насыщен терминологией, символикой , формулами и т .п . Научные понятия имеют строго фиксированное значение и вводятся в язык науки только с соответствующими обоснованиями . В составе естественнонаучной теории некоторые понятия обретают смысл через обобщение эмпирических данных , некоторые – через формулировки теоретических закономерностей , иные же – через математические операции , производимые на основе теоретических закономерностей . И , тем не менее , все понятия тесно взаимосвязаны между собой. Например, понятие “емкости ” в электростатике, с одной стороны, характеризует движение электрических зарядов на обкладках конденсатора, а с другой стороны – математическую операцию интегрирования.
В научно -философской традиции вопрос о структуре научной теории наиболее интенсивно прорабатывался в начале ХХ в . сторонники неопозитивизма , в числе которых были такие выдающиеся учёные и мыслители , как Б . Рассел , Л . Витгенштейн , Р . Карнап , К . Гемпель и др . Ими была предпринята попытка проанализировать структуру науки , опираясь главным образом на достижения в области математической логики . В результате совместных усилий сторонниками неопозитивизма была предложена так называемая “стандартная концепция ”. Согласно этой концепции любые научные утверждения и высказывания должны быть “сводимы ” к набору “протокольных “элементарных ” предложений наблюдения. По замыслу неопозитивистов научные понятия представляют собой своего рода узлы теории, а определения и гипотезы являются нитями , которые связывают эти узлы в сложную сеть , выстраивающуюся над языком наблюдений Далее, опираясь на эту концепцию , сторонники неопозитивизма предложили свести различные языки науки (химический , биологический , психологический , социологический и др .) к языку физики , а через него – к языку наблюдения . Таким образом , они попытались реализовать программу создания универсального языка науки, основывающегося на логико –математических правилах . В дальнейшем этот проект стандартизации всех языков был подвергнут критике. Концепция неопозитивистов была признана антиисторичной.
Подводя итоги отметим, что структура научной теории включает следующее.
Во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики);
во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы;
в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец,
в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.
В конце XIX начале XX в . в научных и философских кругах обсуждался и вопрос о познавательных функциях научной теории .. Мыслители и учёные стремились найти такие познавательные функции науки , которые позволили бы выделить её на фоне других форм
познания. Так , В . Дильтей – представитель неокантианства в философии – в качестве главной позитивной функции “наук о природе ” выделил объяснение . Ибо суть всех наук о природе состоит в том , чтобы подвести единичный объект под общий закон (понятие , теорию ), – а объяснение как раз и подводит единичное под общее .
Далее , французский учёный и мыслитель П . Дюгем – представитель эмпириокритицизма в философии – выделил такую познавательную функцию естественных наук как описание .
Свой выбор П . Дюгем обосновал следующими доводами . Естественнонаучная теория , согласно его убеждениям , основывается на эмпирическом материале . Именно поэтому у учёного появляется возможность оценивать правильность этой теории посредством
сопоставления её следствий с эмпирическими данными . Однако если теория будет производить не только описание , но и объяснять сущность явлений , тогда как же учёный сможет судить об истинности теории ? (Иными словами , если описание ещё позволяет определить истинность теории , – соответствует ли это описание действительности или нет , – то попытки объяснить что –либо вовлекает учёного в область неопределенного – в область , где невозможно сказать , истинно или ложно то или иное утверждение .)
Наконец , по мнению О . Конта – одного из главных представителей позитивизма в философии – основная функция научной теории состоит в предвидении . Ибо , как утверждал О . Конт , “главное назначение всех положительных законов – рациональное предвидение ”.Вероятно , не так уж и много было бы пользы от науки , если бы она ограничивалась только пределами наблюдаемого мира . Отличительная черта естественных (позитивных ) наук , по убеждению мыслителя , как раз и заключается в “прорыве ” из настоящего в будущее , в выходе за пределы изучаемого мира . Именно через научное предвидение и проявляется значимость теории.