Проблема истины в научном познании.
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
Основным вопросом в проблеме истинности знания является вопрос: можно ли выделить в знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества и если можно, то как в таком случае определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?
Существует два способа отделения в знаниях того, что не зависит от человека и человечества и того, что зависит. К первому способу относится логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Однако при таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниях о природе и обществе, потому что они не могут быть получены, а тем более проверены путём чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, а тем более не может служить средством их проверки их соответствия действительности. Чувственные образы сугубо субъективны. Они зависят от воспринимающего индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки, социально-культурных факторов. Именно это дало основание Бекону сказать, что истина – дочь времени, но это означает, что она лишена объективного содержания, не зависящего от человека и человечества. Поэтому Т.Гоббс, пытавшийся синтезировать бэконовский эмпиризм и рационализм Декарта, предложил другое определение: истина – дочь разума, подчёркивая этим независимость истины от временных, привходящих обстоятельств. Отсутствие единства в понимании истины и её критериев как раз и заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии. Из такого понимания критерия истины выводится взгляд на изменчивость истины: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, а следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится истина.
Существует понятие относительной истины. Ей называют форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень её точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Однако полное, исчерпывающее знание недостижимо – мнение агностиков. И, тем не менее, абсолютная истина существует, но лишь в понимании как того предела, той цели, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины – это лишь разные уровни или формы истины.
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное
Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. В то же время постижение истины отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.
Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающа образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.
Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня Россия — не монархия. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, в которых решаются человеческие судьбы.
Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.
Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.
Проблема истины – центральная в теории познания.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна, так как она не существует помимо человека и человечества; истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический и прасеологический.
Бытийственный аспект связан с фиксацией в истине бытия. Флоренский писал, что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно-существующее…».
Аксиологический аспект: Истина тесно связана с понятиями «правда», «справедливость», «добро», «правота».
Праксеологический аспект демонстрирует включенность в истину момента связи ее с практикой.
1. Классическая концепция истины:
Истина есть соответствие знания действительности. (Это определение восходит к Аристотелю, который в рамках логики старался дать определение истины.)
Фома Аквинский: Истина – соответствие интеллекта и вещи.
Классическим является сам принцип соответствия субъективного образа и объективной реальности.
Сам принцип соответствия входит в онтологическую картину мира (онтология – учение о бытии), то есть гносеология (учение о познании) должна быть встроена в онтологию.
Диалектико-материалистическая концепция:
Истина: объективная, абсолютная, относительная.
Объективная истина – это содержание нашего сознания, которое не зависит от субъекта.
Абсолютная истина – это то знание, которое полностью соответствует предмету. В истории науки не существует абсолютной истины, так как постоянно развивается знание предметов, то есть абсолютная истина – цель познания.
Следовательно, все остальные истины носят относительный характер (истинны в отношении к чему-то). Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.
Соотношение абсолютного и относительного в познании характеризует его как сложный процесс перехода от менее полного знания к более полному, выявляет важные особенности творческой активности познающего субъекта. Нередко сталкиваешься с трактовкой абсолютной истины как исчерпывающего знания об объективной действительности, как недостижимого, хотя и существующего идеала науки.
Марксистская концепция:
отличается признанием объективности истины. Объективна та истина, которая не зависит от субъекта. Мир объективной действительности не может быть сразу и в полном объеме познан людьми Þ истина есть процесс. А в каждый момент истинность знания обусловлена уровнем развития материальной практики, духовной культуры, способами постановки эксперимента и т.п. Þ Истина относительна Þ процесс познания бесконечен.
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.
При этом абсолютное знание - то, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Из принципа диалектического подхода к познанию Þ признание конкретности истины Þ точный учет условий нахождения объекта познания, выделение существенных свойств, связей, тенденций развития.
Прагматическая концепция:
«Прагма» – дело, действие. Чарльз Пирс (к.19 – н.20 вв.).
Главная идея: цель жизни – действие, успешное действие.
Нам нужны конкретные рассуждения, которые способствуют реализации в конкретном деле, для этого человеку нужно быть уверенным.
Цель прагматизма – показать, как в человеке формируется состояние уверенности.
Каждый человек начинает с состояния сомнения, следовательно, нужно перейти к состоянию веры.
Сомнение - чувство неуверенности.
Процесс перехода Пирс называет процессом исследования.
В прагматизме истина отождествляется с полезностью. Джеймс говорит: “Истиной прагматизм признает то, что лучше всего работает на нас, ведет нас, что лучше подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта”.
Переход от состояния сомнения к состоянию веры может происходить несколькими методами:
метод упорства
Ориентируемся на факты, которые подтверждают идею. Усомниться мы сможем, если кто-то имеет другое мнение.
метод авторитета
Существуют общие верования, которые создаются репрессивным методом (подавления ереси, т.е. инакомыслия).
априорный метод
Он основан на разуме, рациональности.
метод научных исследований
С его помощью можно перейти к более устойчивым убеждениям.
Научная истина – устойчивое убеждение, к которому пришло бы сообщество ученых, если бы оно было бесконечно во времени и пространстве.
Конвенционализм:
Истина рассматривается как результат условного соглашения между группами ученых.
Эту позицию разделял Пуанкаре.
Аксиоматику надо рассматривать как результат соглашения. Есть несколько оснований выбора: удобство использования; критерий простоты – аксиоматическая система должна быть проста; принцип целесообразности – удобство использования для решения задач. Научные законы также представляют собой некие договоренности внутри научного сообщества.
Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.
Еще Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики нашего мышления, достоверность восприятия им реальности. На этом построен наш опыт. Очевидность ощущаемого и мыслимого играет не последнюю роль в установлении истины, но не может, однако, служить единственным ее критерием. Ясность и очевидность - субъективные состояния сознания, явно нуждающиеся в опоре.
Психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Уверенность не может служить критерием истинности. В развитии науки часто встречаются ситуации, когда то, что ранее казалось ясным и очевидным, таком на самом деле не является.
Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость: т.е. истина есть то, что соответствует мнению большинства (однако уже Демокрит первым выступил против подобного утверждения). В некоторых философских системах есть и такой критерий истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины ее практической полезностью. Истинные идеи - те, которые успешно “работают”.
Þ Критерий истины не найти в мышлении самом по себе. Нет его и в действительности, взятой вне субъекта Þ
Необходимо более прочное основание. Им является практика, которая и выступает важнейшим критерием истины.
Ввести практику в раздел гносеологии предложил Маркс. На основе ощущений можно ошибиться, а на основе практики можно достичь…
Практика – это общественная, материально-преобразующая деятельность людей (воспитание, образование не являются практикой).
Этот критерий ограниченный, так как доктрину только на основании практики мы не сможем объяснить. Практика показывает, что человеческое сознание может показать соответствие научной деятельности и объективной закономерности.
Один из фундаментальных принципов научного мышления: положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно к той или иной конкретной ситуации. Этот принцип - “реализуемость”. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике.