Субъект и объект научного познания.

Житейское знание, как правило, сводится к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопрос «как», «почему», доказательно, обосновано. Сущность - в понимании действительности в ее прошлом, настоящем, будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным находится закономерное, за единичным – общее. Предсказательная сила – один из главных критериев для оценки научной теории.

Подлинно научное познание бесконечно, так как бесконечен объект познания - природа.

Результат научного познания – целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные исследования и законы, а также методы исследования.

Научное познание – относительно самостоятельная, целенаправленная познавательная деятельность, которая состоит из взаимодействия следующих компонентов: объект, субъект, предмет, спец методы и средства, формы познания я языковые средства, результаты и цели познания.

Субъект – личность (группа людей), имеющих определенный уровень знаний, навыков, мировоззрения и методологических установок по поводу своей деятельности. Это существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир.

Объект – фрагмент объективного мира, на который направлены мысли и действия субъективного познания. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального мира; их отражение в сознании может быть также объектом изучения.

В истории философии постоянно ставился и рассматривался по-разному вопрос о том, что же является объектом и субъектом познания. Современный материализм исходит из того, что объяснить мир можно только в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в практической деятельности. В широком смысле субъектом научного познания является общество, а объектом — весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует. Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта, и поэтому в нашем знании всегда содержится два момента, две его составляющие: субъективная форма (субъективный момент) и объективное содержание. Вся современная наука учитывает их взаимодействие (например, система отсчета в теории относительности вводится как момент субъективный, в квантовой механике — приборы и т. п.).

Научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания.

Процесс познаний, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). В XVII в. сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем узнаёт его. Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.

Цель научного познания (Античность) – в созерцании природы, (Средневековые традиции) – в постижении Бога, (Ф.Бэкон) – в принесении пользы и выгоды человечеству. У Бэкона человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. С появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. (Кант): познание является главным видом человеческой деятельности. Вопрос о диалектике познания – два понятия: субъект и объект познания, эти понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания. Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект, обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта в свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Два уровня: 1) Психологический уровень познания - качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность, любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный (трансцендентный) – в нем существуют такие задатки как чувство пространства и времени, чувство дома и т.п.

Материализм: материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта.

Идеализм (Г.Гегель): объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм).

Домарксистский материализм: отношение субъекта и объекта в познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания.

Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен идеалистами и получил свое наиболее полное выражение у Г. Гегеля, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В конце процесса труда получается то, что ранее было лишь в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом. С другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об объекте оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека. И в практике и в познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом.


Наши рекомендации