Наука: сущность, структура, функции.

Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже пол столетия назад. Изменился весь ее облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно - мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем возникающих в жизни.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой. Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то они представляются наиболее очевидными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику.

Рассмотрим структуру науки:

· Первый уровень в структуре составляют общетеоретические проблемы науки. Сюда включаются представления о фундаментальных объектах, на основе которых строится теория, типология изучаемых объектов, общие особенности взаимодействия объектов.

· Второй уровень занимают специализированные теории. Такими теориями являются социология города, социология личности и др. Эти теории формируется в результате дифференциации общетеоретических знаний с одной стороны. С другой стороны, эти теории являются обобщением того, что накоплено на «этаже» практических наук.

· Третий уровень составляют прикладные науки. Это отрасли науки, которые непосредственно выходят на практику (агрономия, зоотехника, прикладная социология и др.)

Необходимо также рассмотреть приемы научного мышления:

Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части.

Синтез - это объединение ранее выделенных частей в целое. Его целью является познание свойств целого, путем познания свойств его частей.

Абстрагирование - процесс мысленного выделения, вычленения отдельных свойств изучаемого предмета и одновременного отвлечения от других свойств. Этот прием позволяет отвлечься от несущественного и рассматривать только существенные свойства предмета.

Индукция - процесс движения мысли от частного к общему. Вывод общего положения о предмете на основе рассмотрения его элементов.

Дедукция - процесс движения мысли от общего к частному. Вывод частного положения о предмете происходит на основе рассмотрения его как целого. Т. е. происходит вывод следствий из причины.

Аналогия. При аналогии на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве и по остальным признакам.

Моделирование. При моделировании исследование осуществляется на самом предмете (оригинале), а на его «заместителе», который сходен с ним в определенном отношении.

Наблюдение - это целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственные способности человека.

Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. В ходе эксперимента создаются специальные условия, в которых можно выявить новые свойства изучаемого предмета, изучаемое явление может воспроизводиться несколько раз. Он позволяет изолировать изучаемое явление и изучать явление в «чистом виде». Эксперимент расширяет возможности применения специального оборудования. Этот метод необходим для подтверждения уже имеющегося и получение нового знаний.

Итак, Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием «Н.» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Н.» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели Наука — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.


Наши рекомендации