Сущность ценности и ценностного отношения
Человек – деятельное творческое существо, живущее в постоянном практическом взаимодействии с предметами природной и общественной реальности. Эти предметы образуют жизненную среду человека. Во взаимодействии с нею человек не только познает все ее элементы, не только практически меняет свойства предметов, создает новые, но и наделяет их специфическими функциями, которые не просто придают природным предметам общественный характер, а выражают их общественную значимость, ценность.
Человек наделяет все предметы и явления, с которыми сталкивается, ценностным содержанием потому, что ценности образуют наряду с потребностями и интересами важнейший элемент мотивационной сферы его деятельности. Если у животных мотивация поведения обусловлена биологическими нуждами, то у человека – как потребностями и интересами (которые являются не только биофизиологическими, но и социокультурными), так и ценностями.
Важность, значимость для человека ценностей в сравнении с потребностями и интересами связана с тем, что последние имеют объективный и объективно-субъективный характер, а ценности – полностью субъективный. Это означает, что потребности и интересы как бы навязаны человеку, а ценности, при всей их зависимости от потребностей и интересов, человек все-таки избирает сам в своем свободном, творческом волеизъявлении.
Определяя специфику ценностей, необходимо, во-первых, отметить, что ценностное отношение человека к миру тесно связано с познавательной деятельностью, но по природе своей оно отлично от познания, ибо знание о предмете выступает лишь необходимой основой для определения субъектом ценности объекта. Истинное знание тоже представляет собой ценность, но эта гносеологическая ценность отличается от аксиологической ценности характером выражаемых отношений. В истине выражено субъект-объектное отношение, поскольку истина – это соответствие знаний субъекта познаваемому объекту. Сущность ценности заключается в отношении объекта к субъекту, в значении объекта для субъекта.
Во-вторых, следует различать объект, являющийся носителем ценности (предмет, явление, процесс, иногда и человек, вещь, произведение искусства и т. д.), и саму ценность как отношение данного объекта к тому или иному субъекту, которое выражается в социальной значимости объекта для субъекта.
В-третьих, ценность как значение объекта есть его полная субъективированность. Иначе говоря, существование объекта как ценности находится в полной зависимости от конкретно-исторического субъекта. Поэтому то, что имеет ценность для одного субъекта (индивида, большой социальной группы, народа), может не иметь таковой или же быть «антиценностью» для другого субъекта (индивида, большой социальной группы, народа).
И, в-четвертых, следует отличать ценность от полезности, пригодности, приятности и т. п., поскольку эти свойства выражают значение одного объекта для другого (здесь в качестве объекта может выступать и животное, и даже человек), т.е. выражают практическое объект-объектное отношение. И в этом смысле они обладают практической (праксеологической) ценностью. Аксиологическая ценность есть значение объекта только для субъекта, всегда выражает объект-субъектное отношение. Какой-либо инструмент, к примеру, обладает полезными свойствами для осуществления определенного технологического процесса, и в этом плане он не является ценностью. Но он становится ценностью для человека. Когда человек собирается использовать его в производстве какой-то продукции (технико-технологическая ценность), когда он используется в разных системах экономических отношений (экономическая ценность), когда человек воспринимает его красоту (эстетическая ценность).
Таким образом, ценность есть социальное значение вещей, явлений, процессов для конкретно-исторических субъектов (индивида, социальной группы, исторической общности людей и т. д.), основанное на знании объективных свойств вещей, явлений, процессов и субъективных интересов.
Появление, формирование ценностей происходит в процессе оценки. Ценностная оценка существенно отличается от познавательной и практической оценок. Если познавательная оценка определяет истинность знания о свойствах и явлениях мира, а практическая – полезность, пригодность вещей и их свойств, то ценностная оценка (нравственная, политическая, религиозная, эстетическая и т. д.) – субъективную значимость. Ценностная оценка осуществляется человеком как субъектом (индивидуальным или групповым), который выносит ее не отвлекаясь от своих потребностей, интересов, установок, идеалов, а именно из них-то и исходя (чего нет в познавательной и практической оценках). Поэтому отнесение к ценности есть социально-психологическая и идеологическая процедура, тогда как, например, оценка правильности решения математической задачи или эффективности конструкции машины не имеет ни социально-психологического, ни тем более идеологического смысла.
Процедура ценностной оценки представляет собой сопряжение материального и духовного бытия человека, его реального бытия с представлениями о должном, совершенном бытии. В оценке выражается субъективное отношение к тому, чем стали вещи, явления, процессы в реальном человеческом бытии, какое они приобрели для субъекта значение.
Суть оценки составляет выбор нормы, отвечающей интересам того или иного социального субъекта, в качестве определенного оценочного эквивалента, эталона и сопоставление с нею оцениваемого предмета. Каждая оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой ценности. В зависимости от того, что избирают в качестве эквивалента ценности, различают три вида оценки:
1. Оценка посредством сопоставления двух и более сравниваемых предметов.
2. Оценка с помощью нормы, которая в процессе оценки выступает как эквивалент.
3. Оценка через оценивающий символ; символ ценности становится в этом случае мерой оцениваемого предмета. Например, крепкое пожатие протянутой руки является символом дружбы, сердечности и т. п.
Процесс оценки ставит субъекта перед необходимостью решать, какому из возможных эквивалентов ценности отдать преимущество при оценке.
Общую картину оценочных суждений можно представить (на основе предложения М. С. Кагана) в виде графика, на котором на верхнем краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки физиологического типа («приятно», «удобно»), а на нижнем краю – безличные, общечеловеческие оценки познавательного и технического рода («правильно», «полезно», «рационально», «экономично» и т. п.). Между этими полюсами располагаются сверху вниз основные типы ценностных оценок: эстетическая оценка, художественная, нравственная, религиозная, философская, экономическая, политическая и юридическая оценка. Такая последовательность расположения оценок выражает переход от личностного к надличностному, от индивида к человечеству; от чисто эмоционального содержания оценки («приятно») до чисто рационального характера оценок («правильно», «полезно»); от ощущения «это мне приятно» до отвлеченного «такова истина» или «так должно быть»; от эстетических оценок, допускающих лишь качественное сравнение «больше-меньше», до юридических, которые точно измеряют количественную меру вины (к примеру, санкции статей уголовного кодекса); от возможности каждого судить о том, что прекрасно или безобразно, до исключительного права юридических работников (следственных органов, прокуратуры, суда) оценивать противоправность поведения человека.
Процесс оценки вплетен во всякую человеческую деятельность. Но поскольку виды деятельности различны, постольку и ценности в них производятся разные. В одних видах ценность производится как возможность, а в других реализуется как действительность. Возможность ценности рождается тогда, когда происходит опредмечивание сущностных качеств человека во внешнем предмете. Когда же с помощью данного предмета происходит удовлетворение тех или иных желаний индивида, то происходит превращение ценности из возможности в действительность, т. е. распредмечивание вещи реализует, превращает в действительность ее возможную ценность. Оценка же присутствует на обоих этапах существования ценностей. На первом (возможном) – оценка выступает суждением о мере воплощения человеческой сущности в предмете, процессе, явлении и т. д. На втором (действительном) – оценка выступает суждением о мере приобщения индивида к человеческой сущности через вещь, предмет, процесс, действие и т. д.
У каждого социального субъекта складывается своя, конкретно-историческая система ценностей, которая выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, ибо здесь в отличие от потребностей и интересов не физиологические и даже не столько материальные, сколько духовные факторы играют решающую роль. В системе ценностей зафиксированы те критерии признанного данным социальным субъектом поведения, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этих критериев индивидом составляет необходимую основу превращения его в социального субъекта и поддержания нормативного порядка в обществе.
Ценностные системы формируются и развиваются с историческим развитием общества. И постепенно в обществе складывается иерархия ценностных систем, где наиболее общую систему образуют общечеловеческие ценности, далее идут все более конкретные системы, разделяемые определенным кругом социальных субъектов: системы ценностей, присущие конкретно-историческому народу, историческим формам общностей людей (роду, племени, народности, этнической группе, нации), большим социальным группам и т. д.
Наличие и взаимодействие в любом обществе множества разнообразных систем ценностей порождает специфические общественные отношения – ценностные отношения. Своеобразие ценностных общественных отношений заключается, прежде всего, в том, что они не существуют в самостоятельном виде. Они всегда включены в другие общественные отношения, составляя в них важный аспект. Кроме того, характерными особенностями ценностных отношений являются: связь с эмоционально-волевыми элементами общественных отношений; неразрывная связь с познанием не только объекта, но и всех участвующих в общественном отношении субъектов; связь не только с познавательной, но и с практической стороной общественного отношения; внутренняя противоречивость ценностных отношений, порождаемая борьбой не только ценностных систем разных социальных субъектов, но и разных ценностей внутри каждой системы.
Таким образом, ценностные отношения социальных субъектов к природной и социальной действительности порождают в реальном бытии человека ценностные отношения как специфический аспект всех общественных отношений.
Билет 30