Научное познание, его специфические свойства и закономерности развития
Понятия и предложения являются научными, если они получены посредством особых научных методов и подтверждены на практике. В этом случае понятия и предложения правильно отражают объективные законы, и такое отражение называется научным знанием. Процесс приобретения научных знаний называется научным познанием.
Научное познание существенно отличается как от донаучного (первобытного), так и от вненаучного познания (обыденного, религиозного, парапсихологического, астрологического и других).
Первой особенностью научного познания является его специальная направленность на открытие новых знаний, а не на практический результат. В то время как донаучное познание и обыденное (как наиболее изученное из всех видов вненаучного познания) непосредственно вплетены в практическую деятельность. Связь научного знания с практическими потребностями имеет опосредованный, косвенный характер. Она осуществляется через прикладные исследования.
Вторая особенность научного познания связана со специальными как материальными, так и духовными средствами. В науке специально разрабатываются приборы и оборудование, способы и методы познания, чего нет ни в донаучном, ни в обыденном познании. Так, повседневным опытом каждый человек овладевает просто в процессе жизнедеятельности, взаимодействия с другими людьми. Научное познание, научная деятельность превращаются в профессиональную для отдельных групп людей (научных работников).
Третья особенность научного познания – его системность и доказательность. Системность научного знания заключается в том, что оно объединено в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Любая наука возникает именно тогда, когда в рамках какого-то разрозненного, хаотичного знания (например, алхимии) открываются закономерности, связывающие, объединяющие его в единое целое, в систему (например, науку химию). Системность проявляется и на всех этапах процесса познания: при постановке цели исследования, при выборе средств их достижения, в ходе движения к истине, а также в полученном результате – в знании.
Доказательством в логике называется обоснование истинности знания другим знанием, истинность которого уже доказана. Научное познание опирается, в первую очередь, на логическое доказательство, а уж во вторую – на практическое. В донаучном и обыденном познании используются преимущественно либо исключительно доказательства посредством практики, либо вообще бездоказательно принимается знание на веру, со ссылкой на авторитет, традиции, обычаи и т. п. Для того, чтобы стать научным, знание должно быть обоснованным. Процесс же обоснования предполагает в качестве обязательного момента отказ от веры, от авторитетов, сомнение в имеющемся знании и критику традиционного знания.
Четвертая особенность научного познания – ориентация на открытие законов. В отличие от него обыденное познание ориентируется на практический результат. К этому стремилось и донаучное познание, которое в противоположность рационально-теоретическому, объективно-истинному научному знанию пользовалось мифологическими предсказаниями. Они же, как известно, соединяют реальное и полезное знание с мнимым и фантастическим, естественное со сверхъестественным, объективное с субъективным уподоблением человеку предметов, свойств и сил окружающей природы (антропоморфизированным).
Таким образом, научное познание можно определить как систему социально-организованной деятельности людей, осуществляемую специальными материальными и духовными средствами, способами, методами и направленную на открытие новых обоснованных знаний, на постижение существенных свойств, отношений и законов объективной действительности.
Через историю человеческого познания проходят две взаимосвязанные, тесно переплетающиеся линии развития: движение от незнания к знанию и переход от знания к науке. Первая из них характеризует развитие всех форм и видов знания. Вторая же знаменует качественный перелом в познании, который с возникновением и последующим развитием науки открывает перед человеком безграничные перспективы для совершенствования не только своего существования, но и сущности.
Современная наука выполняет по отношению к человеку и обществу три основные функции:
- культурно-мировоззренческую,
- непосредственной производительной силы,
- социальной силы.
Такая последовательность отражает исторический процесс формирования и расширения функций науки, т. е. возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период возникновения науки и становления ее как особого социального института шло в борьбе со средневековым теоцентризмом и потому первостепенное значение приобрела мировоззренческая функция науки.
Первоначально наука мало что давала практике – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. Но постепенно люди начинали видеть в науке мощный катализатор непрерывного совершенствования средств производства, а в настоящее время она выступает революционной силой, в корне меняющей облик и характер производства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые аспекты ее взаимодействия с самыми различными сторонами всей общественной жизни.
В историческом развитии науки обнаруживаются следующие закономерности.
1. Аккумуляции знания, что означает присоединение новых фактов и данных опытов к уже достигнутому знанию, систематизацию и обобщение их, выведение новых научных законов и теорий. При этом научное знание как бы уплотняется.
2. Единства эволюционного и революционного развития науки. В развитии науки происходит чередование периодов революционной постановки и решения научных задач, смены научных картин мира с периодами спокойного, «нормального» накопления новых знаний в рамках существующей картины мира.
3. Конкуренции научно-исследовательских программ. Научно-исследовательскую программу задает ее «жесткое ядро» – совокупность научных положений, принятых достаточно большой совокупностью ученых в качестве основы своих исследований. Научно-исследовательская программа не существует изолированно, а находится в конкуренции с другими научно-исследовательскими программами. Более жизненной программой является та, которая не только объясняет уже известные экспериментальные факты, но и предсказывает новые, причем хотя бы часть этих предсказаний подтверждается. Такая программа не только дает свое объяснение фактов, открытых при развитии альтернативной программы, но и предсказывает те факты, на которые альтернативная программа не указывает. Отсюда следует, что сторонники жизненных альтернативных программ постоянно критикуют друг друга.
4. Дифференциации и интеграции научного знания. Объективный мир, познаваемый научным мышлением, противоречив; он и целостен, и вместе с тем, расчленен на элементы. Отражающее его научное мышление не может быть иным, оно также представляет собой и нечто единое целое и одновременно расчлененное на части. Единство и расчлененность, цельность и дифферецированность свойственны научному познанию на любой ступени его развития. На том или ином этапе может лишь выдвигаться на передний план та или иная тенденция, но сосуществуют они всегда вместе, борются между собой, проникают друг в друга. Под дифференциацией научного знания понимается расчленение его на отдельные науки, части, разделы, темы, вопросы и т. п. Интеграция представляет собой противоположный процесс – объединение отдельных частей знания в единое целое, проникновение исследовательских методов из одних наук в другие, формирование общих основ выделившихся элементов научного знания. Например, образование биохимии в одной связи выступает как дифференциация биологии и химии, а в другой – как интеграция тех же биологии и химии. И чем дальше и глубже заходит дифференциация биологической науки, тем шире поле для ее интеграции, то есть тем более общие сущность и законы она охватывает. Соответственно то же самое можно сказать и о химии.
В своем историческом развитии наука в целом проходит три этапа:
1) классический (XVII – конец XIX вв.);
2) неклассический (конец XIX – середина ХХ вв.);
3) постнеклассический (середина ХХ в. – настоящее время).
Эти этапы выделяются не по одному, а по ряду критериев (характер объекта познания, применяемые методы, тип рациональности и т. д.), но решающим из них выступает смена философских представлений о науке: ее сути, возможностях, границах и т. д.
Билет №15