Познание как предмет философского исследования.

В отличие от практического —материального — отношения челове­ка к миру познавательное — это духовное отношение. Будучи тесно связанным с практикой, вплетенным в ткань предметно-практической деятельности, познавательное отношение вместе с тем является специфи­ческим и даже противоположным практике отношением человека к миру.

Процесс познания человеком действительности протекает на разных уровнях и в разных формах

Предметом философского интереса к процессу познания человеком окружающей действительности являются наиболее общие его черты, свойства, стороны, тенденции, закономерности, этапы, формы и т. д.

Одни гносеологические проблемы заменяются другими, возникают принципиально новые проблемы либо старые проблемы при­обретают новое освещение и решение.

1) проблема объективного и субъективного в процессе познания, объектив­ности знания.

Она была поставлена в философии с момента ее возникно­вения.

Таким образом, историко-философское развитие проблемы объек­тивности знания связано с постоянной заботой философов об очищении процесса и результатов познания от включенности в него человека, который привносит субъективные моменты (свои чувства, настроения, индивидуальные и родовые особенности познающего субъекта, своеобра­зие жизненного пути и т. д.).

2) процесс познания осуществляется самыми различными науками. Только в тесном взаимодействии со специальными науками философия способна осмыслить новые тенденции в развитии их познавательных процедур и вычленить новое обобщенное знание о заномерностях, мето­дах и способах научного познания.

3) третьих, сугубо философской проблемой познания является ис­следование различных видов знания в их историческом развитии, вы­явление преимуществ и недостатков каждого из них, их познавательных возможностей, границ использования и роли в познавательном отно­шении человека к миру, в человеческой жизнедеятельности вообще.

4) познание выступает предметом философии еще потому, что функционирование и развитие процесса познания обусловлено дей­ствием наиболее общих противоречий, которые из-за их обобщенного характера не могут постичь специальные науки и отрасли знания. В ряду этих противоречий следует прежде всего назвать противоречие между субъектом и объектом познания. Под субъектом понимается человек во всех формах его су­ществования (индивида, малой социальной группы, большой социальной группы, исторических форм общности людей, народа, человечества), в его историческом развитии. Результатом активности субъекта является его овладение объектом — объективация, которая осуществля­ется в двух формах: в деятельности по получению знания, в самом про­цессе познания и в конечном продукте — знании.

5) Взаимодействие чувственного и рационального. Чувственное выступает исходным началом, первой ступенью познавательной деятельности, а ра­циональное — второй, процессом и результатом переработки информа­ции, полученной в ходе чувственного познания. Чувственное познание есть исходное по отношению к рациональному вследствие следующих обстоятельств.

Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания позволяет компенсировать недостатки одного достоинствами другого и в результате получить знание, воплощающее лучшие черты того и другого:

6) взаимодействие логики и интуиции. Ло­гика — это система необходимых для рационального познания в любой области знания общезначимых форм и средств мысли. Интуиция—способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью до­казательства. Интуиция представляет собой непосредственное действие единства чувственного и рационального в познании. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо логическое или фактическое дока­зательство.

Существенным противоречием всякого познания является проти­воречие отражения и творчества. Всякое творчество представляет собой деятельность, которая порождает нечто качественно новое. Она может быть продуктивной или репродуктивной. Творческом характере отражения, проявляется:

1. В исследовательском характере познания, что означает: а) форми­рование субъектом идеального образа результата познания, цели; б) оп­ределение путей достижения намеченной цели; в) проникновение в сущ­ность объекта, которое невозможно при пассивном его созерцании.

2. В проблемном характере познания, т. е. в существовании проти­воречия между субъектом и объектом, которое возникает потому, что субъект сталкивается с новыми сторонами, свойствами действительности, для освоения которых недостаточно имеющихся знаний.

3. В единстве репродуктивного и продуктивного творчества. В позна­нии происходит как воспроизведение, повторение знания, так и его пре­образование в форме углубления, создания новых познавательных обра­зов, образов будущего, мысленных условных конструкций.

В познавательном отношении человека к миру действуют и другие как общие, так и специфические, присущие одному тому или иному виду познания, противоречия.

Билет.

Наши рекомендации