Глава двенадцатая. Предания о предопределении

250. Му‘авийа ибн ‘Амр рассказывал со слов Заиды, что Сулейман аль-А‘маш рассказывал, что Зейд ибн Вахб рассказывал, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который говорил одну только правду и в чьей правдивости мы не сомневаемся, сказал: «Воистину, образ каждого из вас формируется в утробе матери в течение сорока дней. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови, а затем столько же пребывает в виде кусочка мяса. Затем Аллах отправляет ангела с четырьмя повелениями. Этому ангелу велят записать его жизненный срок, его пропитание, его деяния и то, счастливым он будет или несчастным. Затем в него вдыхают душу. Клянусь Аллахом, кроме которого нет иного божества! Любой из вас может совершать деяния обитателей рая, так что ему до рая будет рукой подать, но сбывается предопределение, и он совершает поступок обитателей ада и попадает туда. Любой из вас также может совершать деяния обитателей ада, так что ему до ада будет рукой подать, но сбывается предопределение, и он совершает поступок обитателей рая и попадает туда».[392] Да поможет Аллах и нам попасть туда![393]

251. Му‘авийа ибн ‘Амр рассказывал со слов Заида о том, что Сулейман аль-А‘маш рассказывал, что Абу Салих рассказывал, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Адам и Муса пререкались друг с другом. Муса сказал: “О Адам! Аллах сотворил тебя своей рукой и вдохнул в тебя от своего духа, а ты обольстил людей и вывел их из рая”. Адам ответил ему: “О Муса! Аллах превознес тебя своими словами, а ты упрекаешь меня в поступке, который Аллах предопределил для меня еще до сотворения небес”. Так Адам убедил Мусу своими доводами».[394]

Похожий хадис также передал имам Малик со слов Абу аз-Зинада, который передал его со слов аль-А‘раджа, который передал его со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.[395]

Сказанное в этом хадисе опровергает воззрения кадаритов, которые считают, что великий и могучий Аллах узнает о происходящем только после того, как то или иное происшествие случается. Эти воззрения порочны, потому что великий и могучий Аллах повелел записать и записал все, что произойдет во вселенной, и это было бы невозможно, если бы Он не ведал об этом. Великий и могучий Аллах сказал: «Ему известно все, что на суше и в море, и даже лист не падает без Его ведома. Нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем не было бы записано в ясной книге».[396] Он также сказал: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием. Аллах знает их местопребывание и пристанище».[397] Он также сказал: «Аллах исчислил их деяния, хотя они забыли их».[398] Он также сказал: «Он подвел итог их числу и пересчитал их».[399] Он также сказал: «Веление нисходит сквозь них, чтобы вы знали, что Аллах властен над всем сущим и что Аллах объемлет своим знанием всякую вещь».[400] Он также сказал: «Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил все сущее».[401] Он также сказал: «Ему ведомо все сущее».[402] Все это однозначино свидетельствует в пользу того, что Аллах ведает обо всем сущем.

Великий и могучий Аллах поведал о том, что люди будут воскрешены и собраны на ристалище, после чего неверующие будут навечно ввергнуты в преисподнюю, а пророки и правоверные будут навечно введены в райские сады. Аллах поведал о том, что после Судного дня и воскрешения никогда не будет иного воскрешения. Это также свидетельствует о том, что Аллах знает о событиях еще до того, как они происходят. Говоря об обитателях ада, всевышний Господь сказал: «А если бы их вернули обратно, то они вновь творили бы

запрещенное».[403] Аллах поведал о том, каким будет невозможное, если оно станет возможным.

А говоря о Фараоне и Мусе, всевышний Аллах сказал: «Он спросил: “А что будет с предыдущими поколениями?” Он ответил: “Об этом ведает мой Господь, и это записано в писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению”».[404] Тот, кто не знает о событии до того, как оно происходит, не узнает о нем даже тогда, когда оно произойдет. Воистину, Аллах бесконечно далек от воззрений нечестивцев!

251. Му‘авийа ибн ‘Амр рассказывал со слов Заиды о том, что Сулейман аль-А‘маш рассказывал, что ‘Амр ибн Мурра рассказывал, что ‘Абд ар-Рахман ибн Абу Лейла рассказывал, что ‘Абдуллах ибн Раби‘а рассказывал: «Однажды мы находились возле ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, и люди стали беседовать об одном мужчине и его нравственных качествах. Кое-кто даже сказал: “Кто возьмется помочь ему?” Тогда ‘Абдуллах сказал: “Как вы думаете, сможете ли вы помочь человеку, если ему отрубили голову?” Люди ответили: “Нет”. ‘Абдуллах сказал: “Когда капля семени попадает в утробу женщины, она развивается в ней в течение сорока дней, пока в ней не возникает кровь. Затем она превращается в сгусток крови, который развивается в течение этого же промежутка времени. Затем он превращается в кусочек мяса, который развивается в течение этого же промежутка времени. Затем Аллах отправляет ангела и велит ему записать жизненный срок человека, его деяния, его пропитание, результаты его деяний, его нравственный облик и то, счастливым он будет или несчастным. И вам не удастся изменить внешность человека, пока вы не измените его внутренний облик”».[405]

252. Му‘авийа ибн ‘Амр рассказывал со слов Заиды, что Мансур рассказывал, что Са‘д ибн ‘Убейда рассказывал, что Абу ‘Абд ар-Рахман рассказывал, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды мы присутствовали на похоронах на кладбище Баки‘ аль-Гаркад, и тут к нам подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда он сел, мы уселись вокруг него. У него была палочка, которой он начал разгребать землю. Затем он поднял голову и сказал: “Место каждого из вас в раю или в аду уже предопределено. Или же записано, счастливым он будет человеком или несчастным”. Один из людей сказал: “О Посланник Аллаха! Почему бы нам

не положиться на свою книгу и не перестать трудиться? Тогда каждый, кому суждено быть счастливым, обретет счастье, а каждый, кому суждено стать несчастным, будет обречен на несчастье”. Он сказал: “Трудитесь, потому что каждому из вас облегчается его путь. Тому, кому суждено стать несчастным, облегчаются деяния, которые обрекают его на несчастье. А тому, кому суждено быть счатсливым, облегчаются деяния, которые сделают его счастливым”. Затем он прочел: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее [слово], Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в Аллахе], кто счел ложью наилучшее [слово], Мы облегчим путь к тягчайшему».[406],[407]

253. Муса ибн Исма‘ил рассказывал со слов Хаммада, что Хишам ибн ‘Урва рассказывал, что ‘Урва рассказывал, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек может совершать деяния обитателей рая, хотя в его книге записано, что он является одним из обитателей ада. Незадолго до смерти он меняется и совершает поступок обитателей ада, а когда умирает, то попадает в ад. Человек также может совершать деяния обитателей ада, хотя в его книге записано, что он является одним из обитателей рая. Незадолго до смерти он меняется и совершает поступок обитателей, а когда умирает, то попадает в рай».[408]

Эти хадисы свидетельствуют о том, что великому и могучему Аллаху известно о том, что произойдет в будущем. Он записал историю вселенной и записал, кому суждено попасть в рай, а кому суждено попасть в ад. Он сотворил людей и разделил их на две группы: одна из них окажется в раю, а другая – в огненной преисподней. Именно это сообщается в великом писании Аллаха, который сказал: «Одних из вас Аллах направил на прямой путь, а другим Он предписал заблуждение за то, что они отвергли Аллаха и признали дьяволов своими покровителями, полагая, что избрали прямой путь».[409] Всевышний также сказал: «Одна часть их попадет в рай, а другая окажется в аду».[410] Он также сказал: «И среди людей будут и несчастные, и счастливые».[411] Аллах сотворил несчастных для того, чтобы они страдали, и счастливых – для того, чтобы они получали

удовольствие. Великий и могучий Аллах сказал: «Мы сотворили много джиннов и людей для ада».[412]

254. А в одном из хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что великий и могучий Аллах сотворил обитателей как для рая, так и для ада.[413] Упаси нас Аллах от последнего!

255. Доводы в пользу предопределения.

Одним из доводов против кадаритов является высказывание Всевышнего: «Вот твой Господь вынул из чресел детей Адама их потомство и заставил их свидетельствовать против самих себя, [вопросив]: “Не Господь ли Я ваш?” Они ответили: “Да, мы свидетельствуем”. Это было ради того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не ведали об этом”. Или же ради того, чтобы вы не говорили: “Воистину, наши отцы были многобожниками до нас, а мы оказались потомками, которые пришли им на смену. Неужели ты станешь губить нас за то, что содеяли нечестивцы?”»[414]

В хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Великий и могучий Аллах провел по спине Адама и вынул оттуда его потомство, которое было подобно крошечным пылинкам. Затем Он заставил их засвидетельствовать единобожие и лишил их оправдания».[415] Всевышний сказал людям: «Не Господь ли Я ваш?» И они засвидетельствовали это для того, чтобы в День воскресения никто не мог сказать, что он был неосведомлен об истине. Это значит, что люди лишились возможности оправдаться неосведомленностью, как только появились на свет из чресел Адама. Они узнали о единобожии, но многие из них впоследствии принялись отрицать его.

256. В одном из хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также говорится: «Аллах взял одну пригоршню для рая и одну пригоршню для ада, а затем провел между ними отличия. И поэтому несчастье берет верх над теми, кому суждено стать несчастными, а счастье выпадает на долю тем, кому суждено стать счастливыми».

Великий и могучий Аллах поведал о том, что обитатели ада будут говорить: «Господи! Наше злосчастие оказалось сильнее нас, и стали мы заблудшими».[416] Обо всем этом великий и могучий Аллах знал изначально, и Он пожелал, чтобы все произошло именно так, как это произошло.

257. Му‘авийа ибн ‘Амр рассказывал со слов Заиды, что Тальха ибн Йахйа аль-Кураши рассказывал, что ‘Аиша бинт Тальха рассказывала, что мать правоверных ‘Аиша рассказывала, что однажды Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пригласили на похороны ребенка одного из ансар, чтобы он совершил заупокойную молитву. Она сказала: «О Посланник Аллаха, ему уготовано блаженство! Один из райских воробушков! Он не совершил зла и даже не постиг его». Он сказал: «О ‘Аиша! Может быть, это не так! Великий и могучий Аллах сотворил обитателей для рая, когда они еще находились во чреслах своих отцов. Он также сотворил обитателей для ада, когда они еще находились во чреслах своих отцов».[417]

Все это означает, что счастье или несчастье уже предписаны каждому человеку. И поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трудитесь, потому что каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он создан».[418]

258. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Тот, кого ведет Аллах, идет по прямому пути; тому же, кого Он вводит в заблуждение, ни за что не найти ни покровителя, ни наставника».[419] Всевышний также сказал: «Многих Он вводит ею в заблуждение, а многих ведет прямым путем»?[420] В этом аяте Аллах поведал о том, что одних Он вводит в заблуждение, а других наставляет на прямой путь. Он также сказал: «Аллах вводит в заблуждение нечестивцев. Аллах вершит то, что пожелает».[421] Он также сказал: «Он вершит то, что пожелает».[422] Аллах пожелал, чтобы неверие возникло, и это означает, что именно Аллах сотворил его, определил ему меру и придумал его. Аллах ясно изложил это в следующем откровении: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами изваяли? Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете».[423] Безусловно, поклонение язычников идолам и истуканам относится к их деяниям, и это значит, что идолопоклонство является творением

Аллаха. Всевышний сказал: «Они вечно будут обитать в раю в воздаяние за то, что вершили».[424] Он имел в виду, что неверующие получат воздаяние за свои деяния, среди которых – поклонение истуканам и неверие в Милостивого. Если бы неверующие сами предопределили для себя неверие и совершали его вопреки воле Аллаха, то получилось бы, что они не подчиняются предопределению своего Господа. А как могут люди обладать способностью предопределять и вершить дела, которые не способен совершить сам Господь? Всякий, кто предполагает подобное, фактически приписывает великому и могучему Аллаху слабость и бессилие. Воистину, Аллах бесконечно далек от высказываний тех, кто приписывает Ему такие качества!

Если предположить, что великий и могучий Аллах научил людей тому, что неизвестно Ему самому, то получится, что Аллах сделал их равными себе и наделил их знанием, которое недоступно Ему самому. И если предположить, что рабы Аллаха совершают и предопределяют то, чего не в силах совершить или предопределить Аллах, то получится, что Господь наделил их властью и возможностями, которые превосходят власть и возможности самого милостивого Господа. Воистину, Аллах бесконечно далек от клеветы, лжи и беззакония, которые проповедуют нечестивцы!

259. Мы должны спросить их: “Считают ли неверующие неверие порочным, лживым и противоречивым поступком?”

Если они ответят: “Да”, – то нам останется лишь спросить их: “Как могут неверующие считать неверие порочным, лживым и противоречивым поступком, если они считают его прекрасной, правильной и лучшей религией на свете?”

Подобное невозможно, потому что деяние можно назвать деянием в полном смысле этого слова, если тот, кто его совершает, осведомлен о его сущности. Мы также можем сказать, что деяние не может быть названо деянием, если тот, кто его совершил, не считает его деянием. Это означает, что великий и могучий Аллах сам предопределил и сотворил неверие в его порочном, лживом и противоречивом облике, благодаря чему оно так сильно отличается от истины и правой веры.

Глава тринадцатая. Упоминание о заступничестве и вызволении из ада[425]

260. Мы должны сказать, что мусульмане единодушны в том, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будет предоставлена возможность заступиться за людей. Кто же будет удостоен этого заступничества: грешники, которые совершали тяжкие грехи, или искренние праведники?

Если наши оппоненты скажут, что это будут грешники, которые совершали тяжкие грехи, то они будут правы. Если же они скажут, что заступничества будут удостоены правоверные, которым был обещан рай, то мы должны сказать им: “Если заступничества будут удостоены праведники, которым был обещан рай, и если великий и могучий Аллах никогда не нарушает своего обещания, то какой смысл в заступничестве за людей, которые не могут не попасть в рай? И какой смысл в ваших словах о том, что они заслужили, чтобы великий и могучий Аллах непременно поселил их в раю? Великий и могучий Аллах никогда не совершает даже малейшего несправедливого поступка, а воспрепятствование попаданию в рай тех, кто действительно заслужил это, было бы несправедливостью. Следовательно, согласно вашим представлениям, заступники и ходатаи будут просить великого и могучего Аллаха не поступать несправедливо. Аллах бесконечно далек от этой клеветы!”

Они могут сказать, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не будет просить великого и могучего Аллаха впустить этих людей в рай, а будет просить Его приумножить их вознаграждение.

Тогда мы должны сказать: “А разве великий и могучий Аллах не обещал поступить таким образом? Он сказал: «А тем, которые уверовали и вершили добрые дела, Он воздаст сполна и даже приумножит их награды по своей щедрости».[426] Великий и могучий Аллах не нарушает своего обещания, и если руководствоваться вашим толкованием, то получается, что заступники и ходатаи будут просить Аллаха не нарушать своего обещания. Это свидетельствует о вашем невежестве. Здравый смысл признает заступничество за тех, кто заслужил наказание, для того, чтобы они могли избежать этого наказания, а также за тех, кому Аллах ничего не обещал, для того, чтобы Аллах проявил к ним милость и великодушие. Если же Аллах уже обещал проявить милость и великодушие, то заступничество становится неуместно”.

261. Они могут спросить нас о высказывании великого и могучего Аллаха «Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах».[427]

Объяснить это можно тем, что Аллах действительно будет доволен теми, за кого будет дозволено заступаться и ходатайствовать. В одном из хадисов сообщается, что заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, будут удостоены грешники, которые совершали тяжкие грехи.[428] А в другом хадисе сообщается, что грешники будут вызволены из ада.[429]

Глава четырнадцатая. Упоминание о водоеме[430]

262. Му‘тазилиты отрицают существование водоема, хотя по этому существует много различных высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его сподвижники, да будет доволен всеми ими Аллах, также рассказывали об этом, и между ними не было противоречий по этому поводу.

‘Аффан рассказывал со слов Хаммада ибн Саламы, что ‘Али ибн Зейд рассказывал, что аль-Хасан рассказывал, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды возле ‘Убейдуллаха ибн Зийада упомянули о водоеме, и он принялся отрицать его. Об этом рассказали Анасу, на что он сказал: «Ничего страшного! Клянусь Аллахом, я улажу это!» Затем он сказал: «Что вы говорили о водоеме, и что вы отрицали по этому поводу». ‘Убейдуллах спросил: «Слышал ли ты, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал про водоем?» Он ответил, что неоднократно слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Расстояние между его берегами равно расстоянию от Эйлы до Мекки или расстоянию от Саны до Мекки, а число его бокалов превышает численность звезд на небе».[431]

Ахмад ибн ‘Абдуллах ибн Йунус рассказывал со слов Ибн Абу Заиды, что ‘Абд аль-Малик ибн ‘Умейр рассказывал, что Джундаб ибн Суфйан рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я первым окажусь у водоема».[432] По этому поводу есть много других хадисов.

Глава пятнадцатая. Упоминание о наказании в могиле[433]

263. Му‘тазилиты отрицают наказание в могиле, а мы просим Аллаха защитить нас от него! О наказании в могиле упоминается во многочисленных хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также высказываниях его сподвижников, да будет доволен всеми ими Аллах. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников отрицал наказание в могиле, и это значит, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были единодушны в этом вопросе.

Абу Бакр ибн Абу Шейба рассказывал со слов Абу Му‘авийи, что аль-А‘маш рассказывал, что Абу Салих рассказывал, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!»[434]

Ахмад ибн Исхак аль-Хадрами рассказывал со слов Вахиба, что Муса ибн ‘Укба рассказывал, что Умм Халид бинт Са‘ид ибн аль-‘Ас, да будет доволен ею Аллах, рассказывала о том, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!»[435] Упаси нас Аллах от этого!

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы я не опасался того, что вы перестанете хоронить друг друга, то я попросил бы великого и могучего Аллаха позволить вам услышать наказание в могиле, которое Он позволил услышать мне».[436]

264. Еще несколько доказательств.

В пользу истинности наказания в могиле свидетельствует высказывание великого и могучего Аллаха «Аллах защитил его от злых последствий их козней, а род Фараона поразило злое наказание – огонь, в который их ввергают утром и вечером. А в день наступления Часа подвергните род Фараона самому суровому наказанию!»[437] Аллах поведал, что в День воскресения их постигнет великое наказание, а до этого, пока существует земной мир, их будут ввергать

в огонь утром и вечером. Всевышний также сказал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины, есть лицемеры, которые упорствуют в своем лицемерии. Ты не распознаешь их. Мы же прекрасно знаем их и накажем их дважды. А затем они будут подвергнуты великому наказанию».[438] Аллах обещал наказать их дважды: в первый раз – мечом, а во второй раз – в могилах. А когда начнется будущая жизнь, они будут подвергнуты еще более ужасному наказанию.

Великий и могучий Аллах также поведал о том, что павшие мученики получают удел и наслаждаются милостью Аллаха, пока еще существует земной мир. Великий и могучий Аллах сказал: «Не считай же покойниками тех, которые пали на пути Аллаха. Нет, живы они и получают удел от своего Господа. Они радуются тому, что Аллах даровал им по милости своей и радуются тому, что не познают страха и печали те, которые еще не присоединились к ним».[439] Безусловно, речь идет об уделе, который павшие мученики получают до наступления Судного дня, потому что те, которые еще не присоединились к ним, пока еще живы и не пали на пути Аллаха.

Глава шестнадцатая. Упоминание о правлении правдивейшего Абу Бакра[440]

265. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них. Он обещал одарить их возможностью исповедовать религию, которой Он остался доволен, и одарить их спокойствием после того, как они испытали страх. Они поклоняются Мне и не приобщают ко Мне сотоварищей».[441] Великий и могучий Аллах также сказал: «Он помогает тем, которые, если Мы упрочим их на земле, будут совершать намаз, выплачивать закят, призывать к благим деяниям и удерживать от дурного».[442]

Великий и могучий Аллах похвалил мухаджиров и ансар, которые были первыми, кто обратился в ислам. Он также похвалил тех, кто принес Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, присягу довольства. Похвала в адрес мухаджиров и ансар, да будет доволен всеми ими Аллах, упоминается во многих коранических аятах. Говоря о сподвижниках, которые принесли присягу довольства, великий и могучий Аллах сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Ему было ведомо, что у них в сердцах, и Он ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой».[443]

Сподвижники, которые заслужили такую похвалу Аллаха, были единодушны, когда выбрали Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, своим правителем. Они нарекли его халифом (букв. “преемник”) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они присягнули ему на верность, исправно повиновались ему и признавали его превосходство. Он действительно был лучшим из мусульман и превосходил остальных в знаниях, набожности, здравомыслии, политическом опыте и многих других качествах, благодаря чему он более других заслуживал избрания на эту должность.

266. Еще одно кораническое свидетельство в пользу правления Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

В своем писании всевышний Аллах указал на необходимость избрания правителем Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им

Аллах. Говоря о лицемерах, которые отказались помогать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и участвовать в походе, всевышний Аллах сказал: «Если по воле Аллаха ты вернешься к группе лицемеров и если они попросят тебя дозволения выступить в поход, то скажи: “Вы никогда не выступите со мной в поход и никогда не станете сражаться вместе со мной против врага. В первый раз вы предпочли отсидеться. Так отсиживайтесь же вместе с теми, которые остаются [дома]”».[444] Всевышний также сказал: «Когда вы направитесь за [легкой] добычей, оставшиеся [в своих домах] скажут: “Разрешите нам присоединиться к вам”. Они хотят изменить постановление Аллаха».[445] Здесь имеются в виду слова «Вы никогда не выступите со мной в поход и никогда не станете сражаться вместе со мной против врага».[446] Затем всевышний Аллах сказал: «Отвечай: “Ни за что вы не присоединитесь к нам. Так сказал вам Аллах раньше”. Тогда они скажут: “Нет, вы просто завидуете нам”. Да, они мало что смыслят!»[447] А затем Аллах повелел своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи арабам-кочевникам, которые не приняли участия [в походе]: “Вас еще призовут [на войну] против грозных воинов. Вы сразитесь с ними, или же они станут мусульманами. Если вы будете послушны, то Аллах дарует вам прекрасную награду, а если вы отвернетесь, как отвернулись раньше, то Он покарает вас мучительным наказанием”».[448] На священную войну мусульман призывал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, которому великий и могучий Аллах велел сказать: «Вы никогда не выступите со мной в поход и никогда не станете сражаться вместе со мной против врага».[449] Наряду с этим Аллах сказал: «Они хотят изменить постановление Аллаха».[450] Всевышний запретил лицемерам выступать в поход и сказал, что если бы они приняли участие в походе, то это было бы изменением постановления Аллаха. А это значит, что призвать бедуинов на войну против грозных воинов должен был не Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, а мусульманский правитель после него. Одни толкователи говорили, что под грозными воинами подразумеваются персы, а другие говорили, что это – участники сражения при Йамаме. Если речь действительно идет об участниках сражения при Йамаме, то мусульмане сражались против них под предводительством

Правдивейшего Абу Бакра, который призвал мусульман на эту войну. Если речь идет о византийцах, то сражения с ними также начались во времена правления Абу Бакра. Если же речь идет о персах, то военные столкновения с ними также начались во времена Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и продолжались во времена правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который разгромил персидское государство. И если мы признаем законность правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, то мы обязаны признать законность правления Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах. А признавая законность правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, мы признаем законность правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, потому что он был назначен правителем со стороны своего предшественника. Следовательно, священный Коран предсказывал правление Правдивейшего Абу Бакра и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими обоими Аллах. И если мы признаем Абу Бакра преемником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то мы обязаны считать его лучшим из мусульман после него.

267. Еще одно свидетельство в пользу правления Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

О законности правления Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, свидетельствует тот факт, что абсолютно все мусульмане присягнули ему на верность и повиновались его повелениям. Они называли его халифом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. ‘Али ибн Абу Талиб и аль-‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, также присягнули ему на верность и признавали его власть законной.

Тем не менее рафидиты считают, что священные тексты указывают на то, что законным преемником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, должен быть стать ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. А равандиты считают, что законным преемником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, должен быть стать аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах.

Поэтому среди людей распространены три мнения относительно преемника Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Одни считают, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, назначил своим преемником Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Другие считают, что он назначил своим преемником ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. А третьи считают, что он назначил своим преемником аль-‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.

Мусульмане, которые считают Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, преемником Пророка, мир ему и благословение Аллаха, опираются на единое мнение мусульман, включая ‘Али ибн Абу Талиба и аль-‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах. Оба они принесли присягу на верность Абу Бакру и не противились его правлению. Все это означает, что он был заслуженно избран правителем мусульман после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в соответствии с единым мнением мусульман.

Никто не имеет права говорить, что ‘Али или аль-‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, скрывали свои истинные чувства. Если бы это предположение было справедливо, то мы не могли бы утверждать о едином мнении мусульман по этому вопросу. И если бы подобные предположения были допустимы, то мы могли бы предполагать нечто подобное в отношении любого единого мнения мусульман, и тогда единое мнение мусульман не имело бы юридической силы. Однако великий и могучий Аллах не велел нам строить предположения о том, что кроется в душах людей, а велел основываться на очевидных фактах. А это значит, что абсолютно все мусульмане считали правление Правдивейшего Абу Бакра законным.

268. Если мы признаем законным избрание Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, правителем мусульман, то мы обязаны признать законным правление ‘Умара ибн аль-Хаттаба,[451] да будет доволен им Аллах, потому что он был назначен на эту должность Абу Бакром и являлся лучшим из мусульман после Абу Бакра, да будет доволен ими обоими Аллах.

269. После ‘Умара, да будет доволен им Аллах, правителем мусульман стал ‘Усман ибн ‘Аффан,[452] да будет доволен им Аллах, который был избран советом, назначенным ‘Умаром, да будет доволен им Аллах. Члены совета избрали его, остались довольны своим выбором и единодушно признали превосходство и справедливость ‘Усмана,[453] да будет доволен им Аллах.

270. После ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, правителем мусульман стал ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, который был избран сподвижниками, которые принимали важные решения. Ни один из членов совета не выдвигал другой кандидатуры на эту должность.[454] Мусульмане единодушно признали его превосходство и справедливость и понимали, что во времена правления предыдущих халифов он справедливо отказывался от притязаний на власть, потому что осознавал, что его время пока еще не пришло. Когда же он пришел к власти, то он принимал справедливые и правильные решения и не допускал упущений, подобно своим предшественникам, которые также принимали справедливые и правильные решения и следовали писанию своего Господа и Сунне своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Мусульмане убеждены в превосходстве этих четырех правителей над остальными мусульманами и убеждены в их справедливости. Да будет доволен ими Аллах!

Шурейх ибн Ну‘ман рассказывал со слов Хашраджа ибн Набаты, что Са‘ид ибн Джухман рассказывал, что Сафина рассказывал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. сказал: «Халифат продлится в моей общине тридцать лет, после чего будет царствие». Затем Сафина сказал Са‘иду: «Сосчитай годы правления Абу Бакра, годы правления ‘Умара и годы правления ‘Усмана и прибавь к ним годы правления ‘Али ибн Абу Талиба».[455] Са‘ид сказал: «Они составили тридцать лет». Все это свидетельствует о законности правления четырех халифов, да будет доволен ими Аллах.[456]

271. Что касается разногласий, которые возникли между ‘Али, аз-Зубейром и ‘Аишей, да будет доволен ими Аллах, то они возникли по той причине, что каждый из этих сподвижников принимал решения на основании иджтихада.[457] ‘Али в то время был правителем, но тем не менее каждый из них обладал правом выносить самостоятельные суждения по религиозно-правовым вопросам. Задолго до этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том. что они станут

павшими мучениками и попадут в рай. И все это означает, что суждения каждого из них опирались на правильные доводы.[458]

272. Разногласия, которые имели место между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен ими обоими Аллах, также возникли по причине того, что они принимали решения на основании иджтихада.

273. Все сподвижники считаются образцами для подражания, которые заслуживают доверия и не заслуживают обвинений по вопросам религии. Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, вознаградили всех их славной похвалой и велели нам почитать, уважать и любить каждого из них, а также избегать тех, кто умаляет достоинство хотя бы одного из них. Да будет доволен всеми ими Аллах!

Таковы воззрения, которые мы исповедуем. Хвала же надлежит Аллаху прежде всякой вещи и в завершении всего!

Оглавление

Предисловие к третьему арабскому изданию.. 3

Предисловие его превосходительства шейха Хаммада ибн Мухаммада аль-Ансари ко второму арабскому изданию 5

Краткая биография имама аль-Аш‘ари. 5

Отречение имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений и возвращение к вероубеждениям первых мусульман 8

Доказательство того, что эта книга принадлежит перу имама аль-Аш‘ари, и опровержение заявлений о том, что она ложно приписывается ему 13

Предисловие к первому арабскому изданию.. 30

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! К Нему мы прибегаем за помощью… Мне достаточно Его покровительства, и как же прекрасен этот Покровитель! 35

Глава первая. Разъяснение воззрений заблудших и еретиков. 39

Глава вторая. Разъяснение воззрений приверженцев истины и Сунны. 44

Глава третья. Доказательства возможности воочию увидеть всевышнего Аллаха в будущей жизни 56

Глава четвертая. Доказательства того, что Коран является речью Аллаха и не был сотворен 69

Глава пятая. Предания о Коране. 80

Глава шестая. Критика тех, кто воздерживается от высказывания своего мнения о Коране, не говорит, что Коран является творением, но и не отрицает это. 86

Глава седьмая. Упоминание о вознесении на небесный трон. 90

Глава восьмая. Упоминание о лике, глазах, зрении и руках Аллаха. 97

Глава девятая. опровержение отрицания джахмитами знания, могущества и всех остальных качеств всевышнего Аллаха 105

Глава десятая. Обсуждение воли Аллаха и опровержение му‘тазилитских представлений по этому вопросу 113

Глава одиннадцатая. О предопределении человеческих деяний, способности, исправлении и обвинении 122

Глава двенадцатая. Предания о предопределении. 143

Глава тринадцатая. Упоминание о заступничестве и вызволении из ада. 150

Глава четырнадцатая. Упоминание о водоеме. 152

Глава пятнадцатая. Упоминание о наказании в могиле. 153

Глава шестнадцатая. Упоминание о правлении правдивейшего Абу Бакра. 155

[1] Сура “Аль ‘Имран” (“Семейство ‘Имрана”), аят 102.

[2] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 1.

[3] Сура “аль-Ахзаб” (“Сонмы”), аяты 70-71.

[4] См. “Тарих Багдад”, т. 11, стр. 346.

[5] См. “Шазарат аз-Захаб фи А‘йан ман Захаб”, т. 2, стр. 303.

[6] См. “Вафайат аль-А‘йан”, т. 2, стр. 446.

[7] См. “аль-Бидайа ва ан-Нихайа”, т. 11, стр. 186.

[8] См. “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра”, т. 2, стр. 246.

[9] См. “ад-Дибадж аль-Музаххаб”, стр. 193.

[10] См. “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин”, т. 2, стр. 3.

[11] См. “Табйин Кизб аль-Муфтари”, стр. 28.

[12] См. там же, стр. 152.

[13] См. там же, стр. 171.

[14] См. “аль-И‘тикад ва аль-Хидайа иля Сабиль ар-Рашад”, стр. 31.

[15] См. там же, стр. 32.

[16] См. там же, стр. 26

[17] См. “аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар”, стр. 160.

[18] См. “ад-Дибадж аль-Музаххаб”, стр. 193-194.

[19] См. “Шазарат аз-Захаб фи А‘йан ман Захаб”, т. 2, стр. 303.

[20] См. “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин”, т. 2, стр. 2.

[21] См. “а

Наши рекомендации