Глава1. Психологические аспекты супружеских взаимоотношений.

Введение.

В психологии много исследований, посвященных изучению супружеских и внутрисемейных отношений. Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана[«Древнее общество» (1877)], М. М. Ковалевского. Последний всплeск активности в изучeнии сeмьи и брака приходится на серeдину 90-х годов XX вeка. Для этогo врeмeни характерен интерес к проблеме супружeской совместимости в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А. Н. Волкова, А. К. Дмитренко, Т. В. Галкина, Д. В. Ольшaнский, А. П. Ощепкoва, Б. М. Петухов, К. Витек, Д. Майерс и др.). Бoльшой блoк рабoт пoсвящен проблеме oриентaций супругoв в сфере семeйных рoлей (Н. Н. Обозoв, Н.Ф. Федотова, В. В. Мaтина, Е. В. Антонюк и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в сeмье на разных стадиях ее жизни, укaзывaют Ю. Е. Алешина, А.Н. Волковa, Т. М. Мишинa, Т. А. Гурко и др.

Все перечисленные исследoвания объединены общей целью: выявить и проанализировать фактoры, влияющиe на супружескую удовлетворенность браком, рассмотреть изменения супружеских отнoшений в прoцессе развития семьи.

Большинство авторов признает ведущими роль личностных, социально

обусловленных характеристик супругов в оценке успешности брака и общего здоровья семьи. Исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей, как создавших семью, так и готовящихся к этому (Торохтий В.С., 1996; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2004; Дружинин В.Н., 1998; Москвичева Н.Л., 2000; Гурова Р.Г., 2000 и др.).Но исследований влияния общения между супругами на психологический комфорт в семье очень мало, поэтому очень важно глубже разобрать эту проблему.

Проблема исследованиясостоит в противоречии между осознанием важности стиля общением между супругами и психологического комфорта , готовностью

семей принимать участие в этом процессе и отсутствием программ по улучшению психологического комфорта в семье.

Актуальность темы:

Психологический климат в семье определяет устойчивость семейных отношений. Он оказывает сильное влияние на развитие взрослых и детей.

Психологический климат семьи создается каждым членом семьи и только от них зависит, будет ли он благоприятным или неблагоприятным. Основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.

Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

В этой связи Цель данного исследованиязаключается в выявлении влияния выбора стилей общения между супругами на психологический комфорт в семье.

Объектом исследования: взаимоотношения между супругами.

Предмет исследования: влияние стилей супружеского общения на эмоциональную характеристику супружеских взаимоотношений

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Подобрать и проанализировать научную литературу по теме.

2. Изучить влияние стилей родительского общения на развитие ребенка.

3. Изучить влияние особенностей общения между супругами на психологический комфорт в семье.

4. На основе изученных источников выбрать и подготовить оптимальное исследование, которое могло бы опровергнуть или подтвердить нашу гипотезу.

5. Разработать программу, для улучшения психологического климата в семье.

Гипотеза: Мы исходим из предположения, что неконструктивные стили общения между супругами создают психологический дискомфорт в семье,

выражающийся в преобладании отрицательных эмоций над положительными, повышением уровня конфликтности между членами семьи, снижением психологической культуры.

Для решения поставленных задач в дипломе были использованы следующие методы:

-анализ литературы по данной проблеме;

-наблюдение;

-интервью ;

-анкетирование.

Эмпирические Тесты :

1.Опросник «Особенности общение между супругами» Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская, Алешина Ю. Е. и др., 1987;

2.«Тест удовлетворенность браком» В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко;

3. Тест - опросник «Стратегии семейного воспитания».

База исследования: В исследовании приняли участие 20 человек (10 супружеских пар), проживающих в г. Санкт-Петербург Приморского района, в возрасте от 23 до 30 лет с детьми (или одним ребенком), в браке от 3 - 7 лет.

Теоретическую основу исследования составили работы Ф. А. Кован и К. Н. Кован, Сысенко, В. А. Ковалева, Ю. Е. Алешиной. Философские, педагогические и социальные концепции о структуре семьи, ее определение , значение межличностных отношений в семье и браке и д.р. Составили ( Сатир В., Шнейдер Л. Б. , Кован Ф. А., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., Н. Н. Обозов .)

Труды С. В. Ковалева раскрывают классификацию типов взаимодействия в семье, так как распределение ролей и характер общения определяют формы взаимодействия и сотрудничества в семье.

Исследования Е. Т. Столин и В. В. Столин позволили рассмотреть типы неадекватного родительского отношения к ребенку, те ошибки которые допускают родители, они их даже могут не замечать.

Практическая значимость:

1. Показана необходимость деятельности специальной психологической службы по оказанию помощи супругам в выборе оптимальных стилей общения.

2. Выявлено коррелирующая связь между общением между супругами и психологическим комфортом в семье.

3. Рекомендации и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы каждой парой для улучшения психологического климата в семье.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем работы 73 стр.

Молчание

Возможность поделиться друг с другом своими эмоциями, чувствами, а также тревогами, страхами и проблемами составляет неотъемлемую часть супружеской жизни. Это существенно важно. Обычно супруги, которые не уверены в себе, мало уважают сами себя и опасаются именно быть отвергнутыми, всегда находят отговорки, оправдания, чтобы не говорить, не делиться своими чувствами. Полагая, что супруг понимает нас без слов, мы создаём себе иллюзию. В супружеских отношениях молчание обычно воспринимается плохо. Если один из партнёров не говорит, постоянно пребывает в молчании, то тем самым вызывает у другого чувство вины. Это может даже восприниматься как наказание. Многие люди впадают в отчаяние из-за того, что при их попытке обсудить проблемы супружеских отношений партнёр ограничивается односложными ответами на вопросы. К сожалению, если настаивать, стараясь узнать, что испытывает, что чувствует партнёр, то супруг всего лишь даёт ему негативную власть: власть не отвечать. Он получает возможность как бы шантажировать своего супруга, который изо всех сил старается завязать разговор, общение, и в результате это приводит к тяжёлой фрустрации для последнего. В конечном итоге супруги оказываются в высокой степени разобщёнными, что разрушает их отношения. Часто молчание является маской, скрывающей неспособность признать свою неправоту, свои слабости, страх перед реальной действительностью, безответственность и так далее.

Отдавая приказы, мы также не общаемся. Общение подразумевает принятие друг друга, одинаковые права и обязанности, равенство, понимание, честность . [44]

Обвинение

Обвинительный стиль общения - стиль общения, при котором акцент делается на выявлении недостатков или выяснении того, кто виноват в возникновении проблемы. Представляете как тяжело живеться таким людям? А как тяжело супругам, если один обвиняет, а другой становиться жертвой? А дети? О них никто не подумал! Если отец постоянно ищет повод в чем же уличить жену, то ребенок, если это мальчик , начинает считать, что все ему обязаны. А девочка - она начинает ненавидить мужчин, так как из за них мама плачет.

Игнорирование

-пренебрежение, невнимание, невнимательность, забвение, небрежение; отбрасывание; попирание, бойкот, презрение

Представте чему родители учат своих детей. Сначала они игнорируют друг друга по каким то причинам, а потом попадают под горячую руку дети. А ребенок видит ,что родители не пытаются решить проблему, и что это их устраивает, и также поступают. И что получается? Сначала он не замечает родителей, потом учителей, а в дальнейшем получаем взрослого человека который не умеет решать конфликты, убегает от трудностей, от обязанности.

Требовательность

Требовательность - высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям. Требовательность к людям - высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих - высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя. Не требовательный человек - не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.

Требовательность - один из показатель развития личности.

Обидчивость

Каждый из супругов ждет, что другой каким-то волшебным образом поймет его желания, прочитает его мысли и будет соответствовать ожиданиям. А если нет – то обижается, думая, что его специально хотели обидеть. Откуда эта вера в то, что другой может читать его мысли и, прочитав, обязан ему угодить? Классическое заблуждение состоит в том, что каждый из супругов уверен, что способен понять другого человека, и значит он может понять его. И эта ошибка повторяется из раза в раз во всех отношениях: и с родителями, и с детьми, и на работе, и в семье. И каждый раз мы разочаровываемся и обижаемся. А на самом деле наша обида – это плод нашей собственной ошибки, наших нереалистичных надежд в отношении себя и других. И за частую наши обиды могут навредить и окружающем, особенно детям, которые не понимают почему родители перестали разговаривать и спят на других кроватях. Обижаясь мы показываем , что не уступим ни кому и ни чему, не будем ничего слышать и останемся на своем. А дети делают так же, а потом родители спрашивают : «А почему мои дети обижаются на нас, как они могли?».[45]

В итоге мы рождаем на свет чистого младенца, который верит в прекрасное и радуется каждому дню. Но почему, то со временем он видит весь негативизм, который влияет вблизи его окружения. Он начинает бояться и замыкается в себе, тем самым разрушая свою личность. А ведь можно все предотвратить, всего лишь быть терпимыми друг к другу, научиться слушать и слышать, идти на уступки, ставить себя на место другого и т. д. Главное - желание сделать людей вокруг тебя счастливыми, и действовать ради счастливой жизни.

Выводы по 1 главе.

1.Семья является сферой жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей человека. Причем потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы и вне семьи, но только благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий, может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе.

2.Психологический комфорт в семье достигается в связи с удовлетворенностью браком супругами, гармоничными отношениями между ними, наличие детей, умение быть терпимыми, идти на компромиссы, желание делать все лучшее для каждого члена семьи, быть счастливым самим. Если ты

счастлив, душа твоя спокойна, то ты - это счастье даришь окружающем тебя людям. А они дарят взамен тебе! Все взаимосвязано, и все зависит только от нас.

3.Сплоченность семьи включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы».

4.С самого рождения родители - это те люди которые показывают пример ребенку, новому человеку, новой личности. Ребенок впитывает все как губка, а потом выдает это в сознательном возрасте. Если в семье родители между собой общаясь используют:доброту,внимательность друг к другу, то ребенок растет в гармонии вместе с ними. Но если общение родителей сопровождает гнев, обида, злость и не желание слушать друг друга, ребенок начинает гаснуть как внутри, так и с наружи, и он перестает развиваться, он начинает дегродировать.

5. Супружеские отношения тем лучше, чем больше самораскрытие супругов в процессе общения. Это значит, что муж и жена в успешном межличностном общении могут быть искренними, доверять друг другу самые глубокие и заветные тайны, не боясь неприятия и осуждения.

6. Наличие у супругов возможно большего числа общих ожиданий и установок, проявляющихся в процессе общения. Через общение супруги должны постоянно чувствовать свое сходство в отношении к окружающему миру и людям.

7.Чем более тонка невербальная коммуникация между супругами, тем успешнее межличностные отношения, т.е. супруги в счастливых браках не только правильно понимают то, что они говорят друг другу, но и «правильно читают» позы, взгляды, жесты, выражения лица.

8.Важным фактором успешности межличностных отношений супругов является наличие в их общении общих символов, которые могут выступать в самой разной форме, — это свой, никому другому не понятный, язык, наличие ласковых прозвищ и обращений, семейные традиции и обряды и др.

9. Чем чаще успешное межличностное общение между супругами, тем лучше их межличностные отношения в целом. Это значит, что счастливые пары достаточно часто беседуют и оценивают разговоры как «по-настоящему задушевные», доверительные, являющиеся для них ярким свидетельством единства и взаимопонимания.

10.В успешных браках через межличностное общение супруги постоянно подтверждают свое сходство в восприятии супружеских ролей, а также позиций, занимаемых ими в семье в целом, и тех функций и обязанностей,которые каждый из них выполняет ежедневно.

11.Важнейшей характеристикой успешных супружеских отношений является наличие между супругами глубокого взаимопонимания. Это означает, что каждый партнер принимает и не осуждает взгляды и поведение другого, даже если оно не во всем соответствует его собственному, ему не требуется что-то объяснять или оправдываться.

12. Межличностное общение супругов тем успешнее, чем больше взаимной эмпатии они проявляют в нем. Несомненно, что без сопереживания сочувствия, соучастия успешное межличностное общение между супругами невозможно.

Глава 2. Организация диагностического исследования влияние стилей общения между супругами на психологический комфорт в семье.

2.1. Организация и методы исследования.

Для изучения влияния общения между супругами на психологический комфорт в семье были рассмотрены следующие факторы:

1) Типовые состояния семьи:

-эмоциональное состояние семьи

-психологический климат в семье

-особенности общения друг с другом в семье

2) Стиль семейного воспитания:

-либеральный

-демократический

-авторитарный

-индифферентный

Первая часть практической работы по изучению влияния общения между супругами на психологический комфорт в семье, проводилась с помощью следующих психодиагностических методик:

1. Беседа с супругами.

2. Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)

3. Тест - опросник «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).

4. Тест - опросник «Стратегии семейного воспитания».

5. Наблюдение.

Исследование проводилось в г. Санкт-Петербурге. Нами были отобраны 10 семей (10 мужчин и 10 женщин), всего 20 человек. Основными условиями выбора семей являлось:

- зарегистрированный брак

- в браке от 3-7 лет

- наличие одного или более детей

- возрастное ограничение от 23-30.

Репрезентативная выборка :Таблица № 1

№ пары Ф.И.О. Возраст Количество детей Возраст в браке
Валя Николай 29 лет 30 лет 6 лет
Оксана Глеб 24 года 27 лет 5 лет
Евгения Михаил 25 лет 26 лет 6 лет
Анна Игорь 28 лет 30 лет 6 лет
Галина Артем 28 лет 28 лет 5 лет
Ксения Илья 28 лет 30 лет 5 лет
Ольга Сергей 26 лет 30 лет 7 лет
Юлия Костя 24 года 28 лет 4.5 лет
Ира Сергей 29 лет 29 лет 6 лет
Анна Алексей 28 лет 27 лет 4 года

2.2. Характеристика объекта исследования.

В исследование принимало участие 10 пар - 20 человек, в возрасте от 23 до 30 лет. Участие в данном исследовании было добровольным и конфиденциальным. Все испытуемые были проинформированы заранее. Личные данные каждого участника в бланках ответов закодированы. Доступ к данной информации имеет только организатор исследования. Выборка носила случайный характер.

Первая пара.

Валя и Николай.

Валя работает менеджером в салоне красоты, образование высшее. Николай получил средне — техническое образование , в настоящий момент работает и обеспечивает свою семью. С помощью интервью было выявлено, что взаимоотношения между супругами конфликтные.

Результаты теста «Удовлетворенность браком» говорят о средней удовлетворенности браком

Вторая пара.

Оксана и Глеб. Оксана не работает, домохозяйка, Глеб-водитель экспедитор. С помощью интервью были выявлены особенности в их взаимоотношениях друг с

другом. Свои семейные отношения оценивает как благополучные. Тест «Удовлетворенность браком» позволяет утверждать о удовлетворенности браком выше среднего.

Третья пара.

Евгения и Михаил. Евгения закончила кулинарный колледж и работала поваром. Сейчас домохозяйка, делает торты на заказ. Михаил получил высшее образование и в настоящее время работает. Свои семейные отношения оценивают как благополучные.

Четвертая пара.

Анна и Игорь. Анна получила высшее образование. В настоящий момент получает второе высшее образование. Анна недовольна распределением ролей в их с Игорем семье, испытывает постоянный стресс в связи с нехваткой денег. Игорь начал работать сразу после школы. Считает, что женщина должна работать наравне с мужчиной и пополнять семейный бюджет. Недоволен тем, что в связи с обучением Анна не может работать в полную силу и зарабатывать больше.

Пятая пара.

Галина и Артем. Галина работает в туристической фирме; оператор по бронированию гостиниц. Муж работает в торговой компании по продаже полуфабрикатов; торговый представитель. Оба с высшим образованием . Тест «Удовлетворенность браком» позволяет утверждать о удовлетворенности браком выше среднего. С помощью интервью было выявлено, что взаимоотношения между супругами конфликтные.

Шестая пара.

Ксения и Илья. Ксения ждет второго ребенка и ведет домашнее хозяйство. Илья - директор авто - солона. Отношение в семье очень гармоничные. Свои семейные отношения оценивают как благополучные. Тест «Удовлетворенность браком» позволяет утверждать о высокой степени удовлетворенности браком.

Седьмая пара.

Ольга и Сергей. Ольга работает в ГКБ№4 медсестрой. Муж Сергей предприниматель. С помощью интервью было выявлено, что взаимоотношения между супругами конфликтные. Что также отражается на остальных членов семьи.

Восьмая пара.

Юля и Константин. Жена продавец в продуктовом магазине, муж менеджер по работе с клиентами. С помощью интервью было выявлено, что взаимоотношения между супругами конфликтные. Результаты теста «Удовлетворенность браком» говорят о неудовлетворенности браком.

Девятая пара.

Ира и Сергей. Ира - преподаватель начальных классов. Сергей работает на фурах, перевозит грузы. С помощью интервью было выявлено, что взаимоотношения между супругами конфликтные. Результаты теста «Удовлетворенность браком» говорят о средней удовлетворенности браком.

Десятая пара.

Анна и Алексей. Анна не работает, занимается ребенком. Алексей работает на 2 работах. Отношение в семье очень гармоничные. Свои семейные отношения оценивают как благополучные. Тест «Удовлетворенность браком» позволяет утверждать о высокой степени удовлетворенности браком.

2.3. Описание методик.

1. Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы:

-установить контакт с семьей

-получить основные данные о семье.

Для установления контакта мы создали анкету для получения первичных данных. (См. Приложение 6)

2. С целью выявления взаимоотношений между супругами нами был проведен «Тест на удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).

Этот тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно. (См.Приложение 4 )

3. Далее супругами был выполнен тест-опросник «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).

Тест состоит из 48 вопросов и утверждений. Так же даны варианты ответов , под буквами а), б), в), г).

Цель: выявить проблемные зоны во взаимоотношениях между супругами.

Методика может с успехом использоваться во всех случаях, когда необходимо описать и проанализировать процесс внутрисемейного общения. Она дает возможность численного выражения важных характеристик общения между супругами.(См.Приложение 1 )

4. Следующий тест, который был предложен супругам, был тест-опросник «Стратегии семейного воспитания».

Цель: выявить преобладающий стиль воспитания.

В тесте 10 утверждений, направленных на взаимоотношения родителей с детьми. Варианты ответов: А, Б, В и Г. С помощью таблицы выявляется преобладающий стиль воспитания.(См.Приложение 2)

5. На основании полученных данных, многие пары захотели изменить свое положение, и поинтересовались, есть ли определенная программа для улучшения их взаимоотношений друг с другом. В связи с этим мы составили программу, направленную на повышение психологического комфорта в семье через культуру общения.

2.4. Корректирующая программа, направленная на повышение психологического комфорта в семье через культуру общения.

Цель:повысить психологический комфорт в семье через культуру общения.

Объект: семейные пары

Задачи:

1. Приобретение навыка применять конструктивные методы в общении между супругами.

2. Возможность осознать ценность и важность каждого партнера.

3. Приобретение таких качеств как: терпимость, умение уступать другому, сопереживание, желание помочь, а не навредить и т.д.

Коррекционная программа рассчитана на 6 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программа занятий.

Занятие 1. «Моя проблема в общении»

Занятие 2. «Учусь слушать»

Занятие 3. «Принятие»

Занятие 4. «Радость»

Занятие 5. «Мне обидно»

Занятие №6 «Заключительное»

Занятие №1.

Занятие №2.

Занятие №3

Упражнение «Принятие».

Цель: Научиться принимать не только положительные качества,но и отрицательные стороны портнера.

Материалы: ручка, бумага.

Ход упражнения:

Каждому из супругов требуется написать 10 пунктов того , что один супруг принимает в другом партнере, но это включает как положительные так и отрицательные аспекты.

Вопросы для обсуждения:

1. Сложно ли было выполнять упражнение?

2. Написали ли вы все 10 пунктов?

3. Как вы себя чувствуете, приняв то, с чем раньше не могли смириться?

4. Помогло ли вам проще относиться к партнеру?

Общая продолжительность занятия «Принятие» - 60 минут.

Занятие№4.

Упражнение «Радость».

Цель:Научиться доставлять другому человеку положительные эмоции.

Методологическая основа: Л. Короткова .

Материалы: лист бумаги, ручка.

Ход упражнения:
Все занятия начинаться с психологической «зарядки».
- «Закончи предложение». Супруги вспоминают самый счастливый момент в их совместной жизни, их может быть и не сколько. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость – это», «Для взрослого радость -это…», «Для мамы радость - это…», «Для воспитателя (учителя) радость- это…».

«Моя радость - это..», «Счастье для меня-это...»
«Беседа»
После разминки обсуждаем с супругами, как и когда, можно доставить приятное другому супругу и как формы выражение имеются(рассмешить, погладить, сказать добрые слова и т.д.).
«Скажи мишке добрые слова».
Перед супругами стоит задача: каждый выбирает себе , тот не одушевленный предмет которому он бы хотел сказать приятные слава. После выбора он озвучивает и в конце комментирует, что он при этом чувствовал. Затем каждому из супругов требуется представить, что другой это , тот предмет который они выбрали, и говорить приятные слова супругу.

Вопросы для обсуждения:

1.Были ли сложности в выполнении упражнения?

2.Хотели ли бы вы чаще применять такую технику?

3.Научились ли вы дарить радость другому?

4.Что вы чувствуете по окончанию упражнения?

Общая продолжительность занятия «Радость» - 60 минут.

Занятие №5

Упражнение «Мне обидно».

Цель:Научиться понимать, что и как может задеть другого супруга.

Материалы:лист бумаги, ручка.

Ход упражнения:Каждому супругу требуется на листке бумаге написать утверждения, начинающиеся со слов «Мне обидно когда...», касающиеся взаимоотношений между супругами. По завершению написанного супруги обсуждают друг с другом результат.

Вопросы для обсуждения?

1.Узнали ли вы, что-то новое, пройдя это упражнение?

2.Что вы чувствовали во время прохождения задания?

3.Как вы считаете, важно знать, что причиняет боль вашему супругу?

4.Будете ли вы в дальнейшем пользоваться такой техникой?

Общая продолжительность занятия « Мне обидно» - 60 минут.

Занятие №6 «Заключительное»

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

Ход упражнения:

Супругам предлагается выбрать то упражнение которое понравилось больше всего, и провести его. Так же провели обсуждение результатов совместной работы, подвели итоги и поделились впечатлениями и чувствами по оканчанию работы.

После окончания коррекционной работы(декабрь), через 4 месяца была проведена повторная диагностика.(апрель)

Выводы по 2 главе.

В данной главе была представлена разработанная нами программа направленная на повышение психологического комфорта в семье через культуру общения. Испытуемые были ознакомлены с упражнениями, которые помогли установить доверительные отношения в семье. Узнали как можно выйти из конфликтной ситуации с помощью конструктивных стилей общения. Можно констатировать тот факт, что проведение корректирующей работы ,дали положительные результаты. Поэтому данную программу можно рекомендовать для дальнейшего использования в психологической практике с целью улучшения межличностного общения между супругами.

Исследования.

3.1. Анализ результатов диагностического исследования до коррекционной программы.

В диагностическом исследовании принимали участия 20 человек (10 семейных пар). Все тесты были проведены по месту жительства испытуемых, в удобное для них время.

Этапы и процедуры:

Исследование проводилось в течение преддипломной практики в 3 этапа:

-констатирующий;

-диагностический;

-контрольный.

Полученные результаты исследования в данной работе представлены в виде таблиц.

В некоторых семьях были обстоятельства, которые могли повлиять на результат:

-недавние обиды на другого супруга

-болезнь ребенка.

-беременность

-переживания из - за болезни близких родственников (мама, папа, бабушка, дедушка)

На первом этапе эксперимента было проведено диагностическое исследование направленное на:

-Особенность общения между супругами, с помощью методики «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).

-Удовлетворенность браком, с помощью методики «Тест на удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).

-Выявления стилей воспитания, с помощью методики «Стратегии семейного воспитания».

Результаты исследования по тесту «Удовлетворенность браком»(В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) предоставлены в таблице № 1.

В тесте 24 утверждения направленные на выявление степени удовлетворенности в браке. С вариантами ответов а), б) ,в) , г).

Таблица № 1

№пары
Удовлетворены в браке                    
Не удовлетворены в браке                    

Результаты теста позволяют утверждать, что 50% семейных пар удовлетворены в браке, а 50% не удовлетворены. (см.Приложение)

Анализ результатов по тесту «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская). В тесте 48 утверждений включающие в себя различные особенности общения между супругами, разделенные по шкалам (Описание в Приложение 2). С вариантами ответов а), б), в), г).

Результаты по шкале «Доверительное общение» - женщины.

Таблица № 2

№ пары
Оценка данная себе
Оценка данная супругу

1. от 11 - 17 - наличие сомнений

от 18 - 24 - доверительные отношения

70% женщин не доверяют своим мужьям; 30% женщин имеют доверительные отношения. 50% женщин считают, что мужья не откровенны с ними; 50% женщин уверены что супруг полностью с ними откровенен.

Результаты по шкале «Доверительное общение»-мужчины

Таблица № 3

№ пары
Оценка данная себе
Оценка данная супругу

от 11 - 17 - наличие сомнений

от 18 - 24 - доверительные отношения

40% мужчин не доверяют своим женам, или не честны с ними; 60% мужчин имеют доверительные отношения с супругой. 30% мужчин считают, что жены с ними не до конца откровенны; 70% мужчин уверены, что жены полностью с ними откровенны.

Результаты по шкале «Взаимопонимание между супругами» - женщины

Таблица № 4

№ пары
Оценка данная себе
Оценка данная супругу

от 11 - 17 - взаимопонимания нет или частично

от 18 - 24 - наличие взаимопонимания между супругами

100% женщин убеждены, что у них полная взаимопонимание между супругом; 60% женщин уверены, что супруг их не понимает. 40% женщин знают, что супруг их всегда поймет и поддержит.

Результаты по шкале «Взаимопонимание между супругами»-мужчины

Таблица № 5

№ пары
Оценка данная себе
Оценка данная супругу

от 11 - 17 - взаимопонимания нет или частично

от 18 - 24 - наличие взаимопонимания между супругами

30% мужчин уверены, что они не понимают супругу; 70 % мужчин знают, что у них есть взаимопонимание между супругой. 50% мужчин считают, что жена их не понимает; 50% мужчин — уверены, что жена их всегда поймет.

Результаты по шкале «Сходство во взглядах».

Таблица № 6

№ пары
Жена
Муж

от 11 - 17 - нет сходство во взглядах

0т 18 - 24 - наличие сходство во взглядах

50% жен уверены, что их взгляды с супругом расходятся; 50% жен могут четко рассказать в чем у них сходства во взглядах. 40% мужей утверждают, что их взгляды с супругой расходятся. 60% мужей уверены, что у них с супругой схожи взгляды на жизнь, воспитание детей и т. д.

Результаты по шкале «Общие символы в семье».

Таблица № 7

№ пары
Жена
Муж

от 11 -17 - отсутствие символов в семье

от 18 -24 - наличие общих символов в семье

50% жен считают, что у них в семье отсутствуют общие символы; 50% жен знают и могут четко определить какие есть общие символы в семье. 20% мужчин считают, что у них в семье нет общих символов; 80 % мужчин знают о наличии общих символов в семье, что подтверждает наличие психологического комфорта в семье.

Результаты по шкале «Легкость в общении».

Таблица № 8

№ пары
Жена
Муж

от 11 -17 - тяжело общаться друг с другом

от 18 -24 - легкость в общении

60% женщинам тяжело общаться с мужьми; 40% женщин говорят о наличии легкости в общении. 30% мужей тяжело общаться с супругой; 70% мужчин уверены , что им легко общаться с супругой.

Результаты по шкале «Психотерапевтичность в общении».

Таблица № 9

№ пары
Жена
Муж

Наши рекомендации