У детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Средством театрализованной игры

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3  
Глава 1. Проблема формирования интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи………………………………. … 8    
1.1   1.2 Характеристика интонационных возможностей детей дошкольного возраста…………………….…………………. . 8 Формирование интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………. .. 18    
1.3 Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………. 27    
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………... 31  
2.1 Изучение состояния интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР (констатирующий этап)……………….. 31  
2.2 Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры (формирующий этап исследования)………………………… … 41  
2.3 Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования)……….. 46  
Заключение……………………………………………………..………… 53  
Список литературы  
   
       

Введение

Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.

В настоящее время достаточно хорошо изучены вопросы формирования у детей звукопроизношения и слоговой структуры слов, как одних из главных задач звуковой культуры речи (А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др.). Процесс овладения интонацией не подвергался столь тщательному изучению, так как считалось, что дети почти без обучения овладевают интонационной стороной речи, естественным путём в процессе общения с взрослыми. Может, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В то же время, многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовки к выступлениям: на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Лопатина, О. И. Яровенко и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР интонационных средств языка и речи. Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления.

Процесс становления интонационной системы, как сложного многокомпонентного языкового явления, должен быть опосредован специальной целенаправленной педагогической работай, так как только под воздействием среды и обучения ребёнок переходит к осознанному использованию интонационных средств, присущих формам зрелой речи.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ОНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. Проблема преодоления общего недоразвития речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

С учётом актуальности проблемы и её педагогической значимости сформулирована тема исследования: «Формирование интонационной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной игры».

Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей.

В связи с этим определена проблема исследования, которая заключается в изучении интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и определение направлений логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – интонационная сторона речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования – процесс формирования интонационной стороны речи детей с ОНР.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что процесс формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективен, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи у испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ОНР.

4. Оценить степень эффективности разработанной системы мер по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области общих и специальных педагогических и лингвистических работ по проблеме исследования,

- педагогический эксперимент,

- обработка и обобщение полученных результатов (количественный и качественный анализ данных).

Методологическую основу исследования составили:

- основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, принцип развития, взаимосвязи, детерминизма и др.);

- концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности [18];

- лингвистические представления об интонации как о сложном супрасегмантном явлении (Л. Р. Зиндер [23], Н. Д. Светозарова [44], И. Г. Торсуева [47], Л. К. Цеплитис [52], Л. В. Щерба [58] и др.);

- научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А. Н. Гвоздев [15], Р. В. Тонкова-Ямпольская [46], О. И. Яровенко [59]).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь-декабрь 2009г.) – осуществлён анализ лингвистической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.

На втором этапе (март-апрель 2010 г.) – проведён ряд последовательных действий; теоретическое обоснование методики диагностического исследования, констатирующий эксперимент и его анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

На третьем этапе (сентябрь 2009-февраль 2011г.) – проведено экспериментальное обучение, проанализированы результаты формирующего эксперимента.

На четвёртом этапе (февраль-март 2011г.) – обработаны полученные данные, сформированы исходные положения и выводы.

Организация исследования.

Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Канаш, в нем принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Апробация результатов.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на педсовете в МДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш (апрель 2011г.).


Наши рекомендации