Психологические особенности личности социальных работников
С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания.
В это же время произошла в нашей стране институциализация социальной работы, когда профессия, аналогичная зарубежной профессии «социальный работник», получив название «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр. С этого момента развитие системы предоставления различных видов социальной помощи, оказания социальных услуг населению стало носить целенаправленный характер, а обязательства государства в этой сфере были позднее всенародно одобрены и официально закреплены в Конституции 1993 года: Российская Федерация была определена как социальной государство. Свое дальнейшее развитие эта тенденция получила в принятии ряда Федеральных законов, множества иных законодательных и административных актов.[8, 26, 35].
Социальная работа – это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.[6, 17].
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. [3].
Профессиональная подготовка работников любой специальности тесно связана с проблемами психологии личности. С одной стороны - особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессионального обучения и профессиональной деятельности. С другой стороны - само формирование личности происходит в ходе профессиональной подготовки и дальнейшей работы [1, 10, 27].
Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.[28, 30].
Профессионально-значимые качества личности профессий социальной направленности имеют свою специфику. Американский психолог Дж. Голланд, выявивший профессиональные типы личности, описал как один из них. Представители типа, по мнению Дж. Голланда, обладают социальными умениями и навыками и нуждаются в социальных контактах. Основные черты характера – заинтересованность людьми, стремление обучать, воспитывать, способность пойти на компромисс, активность. Проблемы представители типа решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства, умение общаться. Они несколько поверхностны, неточны, беспокойны, испытывают глубокое внутреннее напряжение.[29].
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.[17, 18].
По данным отечественных исследователей Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В., представителям профессий типа «человек-человек» сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.[33, 34, 36].
Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет, тревожность. На эти личностные особенности необходимо обратить особенное внимание в вязи с тем, что в социальной работе они могут расцениваться как личностная деформация.[12, 20].
Причиной профессиональной деформации являются не плохие намерения или осознанное стремление вредить клиенту, а бессознательное и бесконтрольное дискриминирование клиента, разрушающее оптимальные психологический контакт [13].