ПИСЬМО ТИМОТИ Кэролин Клинфельд

Дорогой высокотехнологичный электронный эльф Тимоти!

Ты достиг вершины «человеческой технологии» в твоем доблестном, героическом, блестящем, высокотех­нологическом обращении с так называемой смертью (может быть, то, что они называют жизнью, это на самом деле смерть, а смерть - это освобождение к истинной жизни). Как всегда, ты стал источником вдохновения. Никто, кроме тебя, не мог бы сделать переход от жизни к смерти не только интересным, но и глубоко значимым событием. Ты продемонстрировал всем и каждому, что возможно с точки зрения самой развитой философской выскотехнологичной юмористической перспективы.

Как всегда, ты наш самый любимый лидер с са­мым стойким духом и ты останешься жить в истории

Кэролин Мэри Клифельд - известный поэт, философ, худож­ник, чьи поэтические сборники по всему миру используют для само­совершенствования Ее последняя книга, «Алхимия возможности», кульминация десяти лет творческого выражения, сплетает богатое полотно из визионерской живописи, философских рефлексий и по­эзии Узнать о Кэролин больше вы можете, посетив ее web-сайт www carolynmarykleefeld com



и в наших сердцах как вечный сияющий огонь вдох­новения.

P.S. МЫ ЛЮБИМ ТЕБЯ.

ИГРА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕННИС

С ТИМОТИ ЛИРИ Пол Красснер

«Итак, Тим, у меня тост за тридцать лет нашей друж­бы».

«Длящейся и по сей день. Мы играем в интеллекту­альный теннис уже тридцать лет, разве это не замеча­тельно?»

«Из всех наших бесчисленных разговоров мне осо­бенно запомнился один, когда ты сказал, что когда-ни­будь ученые наконец раскодируют ДНК, один слой за другим, но когда они закончат и поставят последнюю точку, за ней все равно останется какая-то тайна. И мне понравилось играть с этой тайной. Стал ли ты ближе к пониманию тайны или, наоборот, отдалился от нее?»

«Я изучаю слова, Пол. Это просто как наваждение. Я научился этому у Маршалла Маклюэна32. Ужасный порок. У меня это уже много лет, я просто никому не

Пол Красснер - редактор журнала The Realist

32 Херберт Маршалл Маклюэн - канадский ученый, социолог, изучавший массовые коммуникации Разработал теорию изменении социума под влиянием электронных СМИ Считается провозвестни­ком Интернета, автор афоризмов «Средство есть сообщение» и «гло­бальная деревня»

рассказывал об этом. Медиум - это послание, по­мнишь? Мозг создает реальности, какие захочет. Когда мы смотрим на слова сквозь призму, мы начинаем по­нимать. Но понимаю ли я тайну?»

«Я думаю, что конечная тайна не поддается опре­делению. Но смог ли ты хотя бы стать ближе к понима-нию ее?»

«Ближе к по? Ближе к ни? Ближе к мании? Я весь ни по, ни ни, ни ма, я по-ни-ма-ю».

«Чем старше я становлюсь, тем глубже становится тайна».

«Быстрее».

«Давай обратимся к специфической тайне. К твоей тайне. Потому что каждый видит сквозь призму своего восприятия. Как ты полагаешь, когда ты сильнее всего заблуждался?»

«Ты знаешь, Пол, у каждого тот Тимоти Лири, кото­рого он заслужил. У каждого своя точка зрения. И точка зрения каждого представляет абсолютную ценность для него самого. Чтобы проследить за мной, ты должен все время двигаться со своей камерой, в противном слу­чае ты увидишь меня только через один туннель. Уве-личь угол зрения. Не зацикливайся на своей точке зре­ния».

«Некоторые знают о тебе по лозунгу шестидеся­тых- "Turn on, tune in, drop out" ("Врубись, настройся, выпади"). Я думаю, большинство из них не очень пони­мает, что ты имел в виду под «выпади».

«Все понимают. Гляди в корень».

«Ладно, это все слова. Пятнадцать лет назад на фу­турологи ческой конференции ты назвал себя "неотех­нологическим язычником". Что ты имел в виду?»

«Нео имеет весь спектр значений в сфере футуро­логии. Технологический подразумевает использование машин, пользование электричеством или светом для

создания реальности. Есть два вида технологии. Ма­шинная - дизели, нефть, металл, индустриальная тех­нология. И неотехнология, которая использует свет. Электричество, фотоны, электроны. А язычник - это здорово. Я обожаю это слово. Язычник - это прежде всего гуманист. Я вырос в католической среде, и слово язычник было там худшим ругательством. Конечно я ни разу не встречал живого язычника в Спрингфилде, Мас­сачусетс, посещая католическую школу, "(де эти языч­ники обитают? Я хочу быть язычником"».

«Было ли что-то конкретное, что оттолкнуло тебя от католицизма?»

«Да, Пол, это был определенный период, я могу точ-но сказать, мне было 15-16 лет. Я тогда учился в сред­ней школе, был сексуально озабочен и дико влюблен в чудесную, очень сексуальную девушку, гораздо более опытную, чем я. И это случилось! Она открыла мне ве­ликую тайну секса. Bay! А в то время я регулярно, каж­дую субботу вечером, ходил на исповедь. В тот вечер у меня было свидание с Розмари. Сидя там с ней, в тем-ноте, я думал, как будет лицемерно потом исповедо­ваться. Они хотят, чтобы я исповедовался и каялся в том, что кажется мне самым прекрасным на свете, когда каж­дая клетка моего существа только и мечтает о том, что­бы эта девушка совратила меня!»

«Железы победили философию».

«Железы? Бог мой, Пол, это слишком механистично».

«Я выздоравливающий романтик».

«Потому что ты используешь слово «железы»? Же­лезы - это очень интересно. Люди не так часто говорят про железы».

«Ладно, давай поговорим тогда о машинах. Какие отношения между кислотой и технологией?»

«Ну, ЛСД - это один из многих наркотиков, осно­ванный на нейроактивных растениях. Пейот и грибок на





ржи. Помнишь эти безумные истории из средних веков, как бишь они это называли? Целые деревни впадали в безумие, нажевавшись каких-то растений. Дело в том, что человеческий мозг имеет специальные рецепторы, реагирующие на определенные виды растений, воздей­ствующих на сознание. Наш мозг развивается уже свы­ше 50 миллионов лет, используя эти рецепторы. При­чина, по которой часть людей принимает наркотики, состоит в том, что эти рецепторы активируют центры удовольствия в их мозгу. И это не было ошибкой. ДНК не обманешь. И дьявол здесь ни при чем. Несомненно, есть какие-то объективные причины, по которым пейот или псилоцибин включают определенные рецепторы. И существует еще много каких-то рецепторов и ве­ществ, которые на них воздействуют, о которых мы еще ничего не знаем».

«В меняющейся контркультуре видишь ли ты пре­емственность между психоактивными наркотиками и киберпространством?»

«Конечно! Это факт. Каждое поколение создает но­вую контркультуру. В "ревущих двадцатых" это джаз и алкоголь. В шестидесятые - хиппи с психоделиками».

«Контркультура сегодня - это не только наркотики и компьютеры или необязательно только они. Я не со­мневаюсь, что некоторые используют и то и другое од­новременно. Но как ты думаешь, можно ли сказать, что наркотический опыт повлиял на компьютерный опыт?»

«Я не отрицаю, что можно использовать и то и дру­гое. Мозг устроен так, чтобы задействовать эти рецепто­ры. И мы видим, как эти рецепторные центры перекрыва­ют обычное сознание. Текстовый редактор. Потом внезапно ты можешь начать употреблять психоделичес­кие растения, которые отправят тебя в другое простран­ство. Пожалуй, я чересчур техничен. Но есть несомнен­ная аналогия между тем, как рецепторные центры

марихуаны и ЛСД или опиума, активируют определенные участки мозга, итем, как мы загружаем какие-то програм­мы в компьютер. Тогда, в шестидесятые, мы не так много знали о том, как устроен мозг. Я говорил в 1968-м: "Нужно выйти из своего сознания, чтобы начать пользоваться го­ловой". Но "голова" - это просто старомодное название мозга. Мы ничего не знали тогда о рецепторных центрах. Но теперь мы можем использовать биохимпрепараты, для того чтобы попадать в различные реальности, которые существуют в твоем мозгу. И ты куришь марихуану, пото­му что она дает тебе приятное ощущение. Трава также хо­рошо действует на аппетит. Так работает твой мозг. Но те­перь это звучит по-другому: "Пользуйся головой, чтобы оперировать мозгом". Это новая концепция. Пользуйся головой! Это круто. Оперируй своим мозгом, потому что мозг создает различные реальности».

«Видишь ли ты связь между войной с наркотиками и попытками наложить цензуру на Интернет?»

«О, совершенно верно, Пол. Цензоры хотят контро­лировать все. У нас должны быть чиновники для того, что­бы общество нормально функционировало. Я не отрицаю правила и ритуалы. Но они цензурируют все, что может изменить реальность индивидуума. И это недопустимо».

«Ты знаешь, у меня есть теория, что все эти истории про НЛО, все эти люди, утверждающие, что они были похищены инопланетянами, все это не что иное, как при­крытие для секретных государственных экспериментов по контролю над сознанием».

«Это очень популярная теория, Пол. Я каждый день получаю как минимум десять писем на тему НЛО и пра­вительства. Конечно, люди в правительстве делают все, что могут, чтобы контролировать наше сознание».

«А эти "голубые каски" в Боснии ждут не дождутся, чтобы прилететь в Штаты на своих черных вертолетах и напасть на Мичиган и Аризону».





«Мне нравятся все эти слухи про НЛО. Мне нравит­ся, что с людьми хоть что-то происходит. Шестидеся­тилетняя жена фермера из Дакоты думает, что была похищена и несколько раз изнасилована существами из НЛО! Bay! Они проделали путь с другой планеты 8 ты­сячи световых лет только для того, чтобы устроить оргию с этой милой бабулей и подергать ее за титьки. Bay!»

«Или, на худой конец, взять пробы у нее из задни­цы. Но все-таки, как ты думаешь, проводит ли государ­ство какие-то эксперименты по контролю над сознани­ем? Были же все эти программы типа MKULTRA и тому подобное. Как ты думаешь, может, они до сих пор про* должаются? Я не верю, чтобы они могли остановиться». «Чем сейчас занимается ЦРУ, может рассказать Дж. Гордон Лидди. Он говорит: "Да, это правда. Когда мы уз­нали, что китайские коммунисты используют ЛСД, ЦРУ закрыло весь мировой рынок от Sandoz. Они не понима­ют, что одна доза ЛСД - это одна миллионная грамма. ЦРУ считает, что эксперименты с ЛСД могут иметь не­предсказуемые последствия". Что за чушь, Гордон! Ты можешь назвать хоть одно предсказание ЦРУ, которое сбылось? Падение шаха? Возвышение аятоллы?»

«Как тебе понравилось, что Лидди получил премию за свободную речь от Национальной ассоциации ток-шоу после того, как сказал, что, когда за тобой прихо­дят люди из ATF33, они всегда одеты в бронежилеты, поэтому надо целиться им в голову или в пах?»

«Это типичный Лидди. Он по натуре романтический комик».

«Когда ты дебатировал с ним, то, если бы послушал­ся его совета задним числом, тогда ты оказался бы на сцене один, ведь он возглавил тот рейд на Миллбрук и

33 ATF - Бюро по контролю за продажей алкогольных напитков, табачных изделий и оружия

кто-нибудь обязательно выстрелил бы ему в голову или в пах».

«Да, он был правительственным агентом, который ворвался в нашу спальню среди ночи У нас было пол­ное право пристрелить его. Но у меня никогда не было никакого оружия. И не было никакого желания приоб­рести его, хотя у меня и был в свое время разряд по стрельбе из «гаранда», винтовки Спрингфилда и пуле­мета, когда я учился в Уэст-Пойнте. Я был экспертом по системе Ховитцера. Я знаю, как обращаться с этими убийственными штучками, но у меня никогда в доме их не было и не будет».

«Но когда ты сбежал из тюрьмы, ты сказал: "Защи­щайте себя и сражайтесь за свою жизнь. Пристрелить робота-полицейского, защищая свою жизнь, - это ваше святое право"».

«Да, я еще сказал1 "Я вооружен и опасен". Я поза­имствовал это у Анджелы Дэвис. Я думал, что будет кстати сказать что-нибудь в этом роде».

«Я думал, это было партийной программой Weather Underground».

«Ну, на самом деле я много спорил с Бернадин Дорн».

«У них была своя линия. Она даже восхваляла Чар­ли Мэнсона».

«О, это были забавные ребята. Изумительные Ев­рейские детишки из Чикаго. У них была и программа, и диорама, и панорама. Бернадин восхищалась Чарли Мэнсоном за вилку, воткнутую в живот жертвы. Она была весьма кровожадна».

«Она несомненно хотела отменить все табу. Какие еще остались табу, которые до сих пор не отменены?»

«Есть одно табу - самое старинное и могуществен­ное, - я пишу о нем уже на протяжении тридцати лет. Тема смерти - это то, что люди не любят обсуждать.

Врачи, священники и политики превратили это во что-то ужасное, ужасное, ужасное. Вы - жертва. Если вы приняли представление смерти, вы признали себя жер­твой».

«И поэтому ты предал огласке тот факт, что у тебя неоперабельный рак простаты? Друзья знали об этом, но...»

«Я на самом деле планирую вечеринку по поводу своего окончательного перехода уже двадцать лет. Я последователь Сократа, который был величайшим контркультурным комическим философом в истории. Он принял цикуту».

«Да, "Общество цикуты" названо в честь этого со­бытия».

«Я был его членом много лет. Их главная тема - это "самодоставка". Это самое главное решение, которое ты можешь принять. Ты ведь не можешь выбрать, как, когда и от кого тебе родиться».

«Хотя есть люди, которые утверждают обратное».

«Ну да, это зависит от системы взглядов. Но те из нас, которые так не считают...»

«Рам Дасс однажды сказал, что зародыш, который подвергся аборту, знал, что не хочет рождаться, поэто­му выбрал родителей, которые не хотят его рождения».

«Ричард такой политически корректный. Разве это не замечательно?»

«Не планируешь ли ты сделать то, что сделал Ол-дос Хаксли, предпринять это путешествие под кисло­той?»

«Что ж, это вариант».

«Веришь ли ты в тот или иной вид загробной жиз­ни?»

«Я собрал огромный архив, охватывающий шесть­десят лет писательства, около трех сотен аудио- и ви­деокассет. Все это хранится в надежном месте. И я яв-

ляюсь членом двух криогенных групп, у меня есть на­мерение заморозить свой мозг».

«Но я имею в виду под загробной жизнью не про­дукты твоего сознания, а твое сознание как таковое».

«Мое сознание есть продукт моего мозга. Как я могу узнать о своем сознании, если у меня нет мыслей?»

«Но есть люди, которые верят в традиционные Рай, Ад и Чистилище. Неужели ты совсем не веришь в такие формы загробной жизни?»

«Ну, это только расхожие метафоры. Я, должно быть, в Чистилище сейчас, а? На меня тут поступил зап­рос с Небес. Это неплохая метафора. Также и Ад - это то, что мы сами создаем».

«Ты имеешь в виду здесь, на земле?»

«Где бы ты ни находился. А ты что думаешь обо всем этом? Веришь ты в жизнь после смерти и всякое такое? У тебя есть какая-нибудь теория на этот счет?»

«Что тебя пожирают черви и ты исчезаешь или тебя кремируют и твой пепел...»

«Погоди, Пол, это в твоей власти выбирать быть съе­денным червями или чтобы тебя поджарили на барбекю. Или ты можешь быть заморожен. Необязательно быть съеденным червями или зажаренным в микроволновке. Я хочу оставить капли своей крови, которые содержат мою ДНК, в разных местах. Я оставлю и свой мозг. Поче­му бы не воспользоваться этим шансом? Не потому, что я так озабочен этим, Пол, нет, поверь мне. У меня нет такого отчаянного желания непременно вернуться на планету Земля. Я думаю, что я прожил одну из самых интересных, забавных, неповторимых жизней. И мне ужасно интересно, что будет дальше. Но у меня нет осо­бого желания вернуться обратно. Многие из не имею­щих отношения к науке людей не представляют себе, что в научных экспериментах ты учишься в основном на сво­их ошибках. Так что, я надеюсь оставить длинный список





своих ошибок, включая и семью важные вещи в жизни, сохранив свою ДНК. Надеюсь, что кто-нибудь научится на моих ошибках».

«Жалеешь ли ты о чем-нибудь? Хотел бы иметь воз­можность что-то переделать, зная то, что ты знаешь теперь?»

«Я сыграл бы всю игру иначе. Примерно треть из моих действий была абсолютно тупой, вульгарной, гру­бой. Другая треть просто банальной. Но одна треть была гениальной. Как в бейсболе, ты имеешь один аут из трех и возглавляешь лигу. НЦФ. Наиболее Ценный Фило­соф».

«Когда мы впервые встретились в 1965-м, ты гово­рил о бейсболе - и играх вообще - в качестве метафор. Как бы ты описал игру своей жизни? Это была созна­тельная игра. Ты не просто попадаешь как шарик в пин-бол-машину и она выстреливает тебя куда-то. Хотя слу­чалось и такое».

«Знаешь, я начал отождествлять себя с Сократом еще в совсем юном возрасте. Смысл человеческой жиз-ни заключается в том, чтобы познать самого себя и уз­нать, кто ты такой. Цель жизни1 - это открыть себя». *

«Как ты думаешь, как личность может бороться с этими медиагигантами, всякими там Уорнер-Тернер, Дисней-ABC и,т. д.?*.

«А зачем с ними бороться? Ну, Южная железная дорога сливается с Пенсильванской железной дорогой, ну и что с того?»

«Но ты сам говорил раньше, что они пытаются кон­тролировать информацию».

«Невозможно контролировать информацию, если она упакована в свет, в фотоны и электроны. Это про­сто невозможно '-контролировать цифровую информа­цию. Вжжмк** и готово. Я.могу зайти.на свой сайт и по-местить туда иову©^ информацию. МОЙ информация

немедленно может'быть получена людьми по всему све-ту. А если не сразу, так чуть позже. Самое замечатель­ное в киберкультуре - это то, что контркультурные фи­лософы, которые в ладах с технологией, могут работать сообща, идти впереди разных комитетов, политиканов и т. п. Так что я вполне уверен в себе. Я обучен играть в их игру. Для этэго я ипошел в Уэст-Пойш, и поэтому я ходил в школу к иезуитам, и я научился ебать мозги. Я все понял и двинулся дальше».

«Ты хочешь сказать, что еще до того, как пойти в Уэст-Пойнт и к иезуитам, ты хотел обучиться работе с их инструментарием?»

«Я не хотел идти ни туда, ни туда. Мои родители настояли на этом».

«Так ты пошел туда с такими намерениями?»

«Да. Они возил» меня в десять разных католичес­ких учебных заведений в Новой. Англии. Ни одно из них не соглашалось принимать меня из-за моей характери­стики из.средней школы. Я был редактором школьной газеты и выпустил номер, где изобразил воспитателя в неприглядном свете. Был охандал. Но у меня-был заме­чательный, дядя, который был шишкой в католических кругах. У нег©^ыли связи в Ватикане, он нажал на ка­кие-то кнопки, и мен» приняли к иезуитам. Я просто ПЛЫЛ по течению, надеясь все-таки миновать эту шко­лу, и был удивлен, оказавшись там л

«Я не верю в реинкарнацию, но если бы верил, я бы сказал, что мы уже встречались с тобой в предыдущей жизни. Но это только метафора, я, конечно, не верю в это. А ты веришь в эту теорию?»

«Во времена Эмерсона, в 1630-е, была контркуль­тура, очень похожая на нашу. Обращенность к себе, ин­дивидуализации. Эмерсон принимал наркотики вмес­те с Дэвидом Торо. Маргарет Фуллер ездилд в * *талию и принимала наркотики. Позже Уильям Джеймс основал

S5

еще одну контркультуру в Гарварде.Те же дела. Закись азота. Гашиш. "Многообразие религиозного опыта"».

«Скажи, врачи сказали тебе, сколько еще тебе от­мерено земной жизни?»

«Мне сейчас семьдесят пять, я всю жизнь курил и вел весьма активный образ жизни, хотя при этом и не совсем здоровый. Полагаю, что я должен прожить еще где-то от трех до пяти лет. Стало быть, мне будет где-то восемьдесят».

«Есть какие-то конкретные вещи, которые ты хотел бы успеть завершить до того времени?»

«Наша Всемирная сеть - это великая вещь. Мы мо­жем публиковать в ней книги для всемирного обзора. Можно ставить театральные постановки по моим книгам. Можно вносить изменения в текст. Мы называем это -живые книги. Есть люди, которые хотят делать "книги" с моим участием. Это настоящая свобода печати».

«Как ты думаешь, это судьба или случайность, ког­да кто-то становится лидером, "агентом перемен", как ты это называешь?»

«Ну, судьба подразумевает, что ты был создан для этого. Нет, я думаю, очень много здесь зависит от че­ловека. Тысячи решений, которые ты принимаешь, на­чиная со школы и потом в колледже, ведут тебя к той точке реальности, которую ты сам создаешь для себя. Ты можешь быть судьей или...»

«Защитником».

«Я думаю, самым лучшим результатом дела Симп-сона для общества было то, что люди осознали все зло, каким является наша юриспруденция».

«Ты имеешь в виду и прокуроров, и адвокатов?»

«Да».

«Один мой друг как-то раз принимал участие в су­дебном заседании в качестве присяжного, и, когда его спросили, что он думает о прокурорах, он ответил:

"Копы в мантиях". Можешь ли ты с оптимизмом смот­реть в будущее, невзирая на этот ползучий фашизм?»

«Будущее может измеряться в терминах личного ос­вобождения. Есть политики. Есть военные, которые по-прежнему озабочены тем, чтобы причинять вред людям. Все они хотят власти. Им нужно изобретать причины, оправдывающие то зло, которое они приносят людям. Новое поколение растет, пользуясь средствами элект­ронной связи. Двенадцатилетняя девчонка в Париже, Токио или здесь может сгрузить целую кучу всего к себе на экран монитора. У нее есть доступ к гораздо большей РВМ (Реальности В Минуту), чем у ее дедушки, в тысячи раз большей. И грядут еще большие перемены. Всемир­ная Паутина - это потрясающая вещь. Вжик - и ты на другом континенте. Связь через телефонную линию. Модем - это сообщение! Ты можешь быть везде. Если ты левша, немой, литовская лесбиянка, ты можешь свя­заться с людьми в Югославии или Китае, которые тоже левши, немые, лесбиянки. Это же гениально! Это смета­ет все границы, создает новый язык! Все больше и боль­ше графических языков. Неоновая грамматика. Все, что может быть напечатано, теперь будет и в неоне».

«Да, это действительно полный цикл. Мы начали с разговора о словах, и вот теперь они светятся неоном».

«Представь, Пол, умереть с достоинством, элегант­но. Это будет незабываемое зрелище! Я имею в виду оркестровку, организацию и направление своей смерти как празднование чудесной жизни! Это сможет тронуть массу людей. Они будут говорить: "Мой отец умер по полной программе. Он хотел умереть". Изумительно!»

«Ты имеешь в виду, что люди будут рады, что они не одиноки в своих мыслях о смерти».

«Да. Люди всегда думают о том, чтобы умереть до­стойно, но все боятся говорить об этом».

«Какую ты хотел бы для себя эпитафию?»





«А ты что скажешь? Ты напиши ее».

«Здесь покоится Тимоти Лири. Пионер внутренне­го пространства. И ирландский гном до конца своих дней».

«Ирландский гном? Да ты расист! А не могу я быть еврейским гномом? Что это за херня - ирландский гном?»

«О-кей. Здесь покоится Тимоти Лири - еврейский эльф».

ПОСТСКРИПТУМ. Хотя Тимоти Лири в 1988 году принял решение подвергнуть свою голову посмертной заморозке, незадолго до своей смерти он разочаровал­ся в представителях криогеники и передумал.

«У них нет чувства юмора, - сказал он, - я стал опа­саться, вдруг я проснусь через пятьдесят лет, а вокруг меня люди со встроенными панелями управления».

Вместо этого он велел подвергнуть свое тело кре­мации и запустить часть своего пепла на околоземную орбиту. Я спросил его, не хочет ли он оставшуюся часть смешать с марихуаной и закрутить из этой смеси кося­ки, чтобы его друзья и родственники смогли покурить его.

«Да, - сказал он. - Только не затягивайтесь мной очень глубоко».

СЛОВО ОТ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ

Наши рекомендации