Аристотель и его учение. Аристотелизм
Жил в 4 в.: 384-322 гг. до н.э. Ученик Платона.
Платон и Аристотель положили начала двум направлениям всей европейской культуры. Платон романтичен, Аристотель приземлен, его интересует то, что мы можем постичь, а не то, что находится за границей существующего мира. Его интересует научная определенность предмета и метода. А. ближе к материализму. А. заложил основу философии как науки; он также основатель логики, риторики, психологии, физики, политики, этики, эстетики. В то же время, и Платон, и Аристотель усматривают начала мира в чем-то общем.
3 направления в учении:
1) теоретическая - общие начала бытия и знания (метафизика, физика, математика)
2) практическая - начала, которыми человек руководствуется в повседневной деятельности (этика, экономика, политика)
3) пойетическая (поэтика, риторика)
Аристотель начал свою схему с критики платоновских идей. Что такое идеи, как они формируются?
«Топика», «Аналитика». Аристотель говорит, что платоновская теория очень противоречива. Все идеи Платона идеальны, но что такое тогда зло, нечистоты? Где же совершенство? Не может быть совершенной идеи зла. Или идеи не описывают все, или они не безупречны. Есть идея человека, есть человек, значит, есть идея, которая объединяет человека и его идею. Если человек мыслит логично, значит, идей должно быть бесконечно много. Здесь можно запутаться в противоречиях.
«Метафизика» - основная работа. Предмет метафизики - поиск высших родов и первопричин бытия. Первопричины: материальная, формальная, движущая и целевая. Есть идеи, а есть формы (которые, в отл. от идей, существуют в реальном мире). Есть, например, глина - материя, форма - кирпич. Есть дом - форма, тогда кирпич - материя. И так со всем, материя и форма меняется местами. Если идти так, то мы дойдем до первой материи и первой формы. Материя - это абсолютная возможность, она неподвижна, она не имеет формы, но может ее создать. Она в основе всего сущего. Аристотель первый упомянул о материи в таком ключе. Перводвигатель вне мира, идеальный, он неподвижен, он мыслит, он вечен. Перводвигатель создает идею, а материя принимает эту форму. Перводвигатель только мыслит, он мыслит только о себе.
Сущность: 1) синоним субстанции; 2) суть какого-либо предмета.
Душа человека соотносится с телом как форма с материей; они не разделимы, А. не верит в бессмертие души, как Платон. Три части души: растительная (отвечает за рождение, питание, рост); чувствующая (ощущения и движения); разумная (познание, самоопределение). Разум - лишен индивидуальности и вечен.
Этика:принцип объективной целесообразности.Учение о золотой середине. Идея, что главное - соблюсти золотую середину. Книга «Никомахова этика» (Никомах - то ли сын, то ли просто близкий человек). Платон составляет целую таблицу: щедрость - зол. середина между скупостью и расточительностью. Щедрость - это мера. Золотая середина - та человеческая мера, которая необходима. Животное трусливо, ангел безрассуден, а человек - одновременно и храбр, и разумен. Все человеческие качества - среднее между человеком и ангелом. Человек сам должен понять, как ему действовать.
Аристотель не современен, в его учении о добродетели - это реализация таланта, возможностей. Добродетель должна быть сознательно-намеренной. Помимо этических добродетелей есть еще и дианоэтические - добродетели ума.
Идея разумного эгоизма. Человек - индивидуалист, но он не может жить, когда рядом другому плохо, потому что ему самому плохо будет. «Человек - существо политическое», он без общества жить не может.
Политика. Цель государства - воспитать граждан в духе добродетели; государство стоит выше семьи, личного. Идеальная форма государства - город-государство. Отношения власти и общества: 1) господские - господина и раба; 2) брачные - муж и жена; 3) отцовские - отца и сына. Государство - общение между свободными и равными людьми; гражданин - только тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться. Аристотель создал учение о среднем классе. Критика Платона: нельзя уничтожать семьи и частную собственность, это приведет только к распрям. О государстве: не нужно создавать новых форм, просто наполнение у них может быть разным. Тирания - плохо, а монархия, где монарх, как отец - это хорошо. Олигархия - плохо, аристократия - хорошо. Демократия - плохо, полития (правит большинство в интересах общей пользы) - хорошо. Дело не в названии, а в конкретном наполнении. Сам Аристотель, будучи учителем Македонского, якобы составил обзор 160 античных полисов. Он основоположник современной социологической науки.
Аристотель - средний элемент - тот класс, который необходим для устойчивости самого общества. Он создает баланс между бедными и богатыми. Это мелкие собственники, они - опора государства. Это люди независимые, свободные. Сейчас современный класс совсем другой - он наоборот зависит от всего, от политики и от СМИ. Это класс, который находится под наибольшим воздействием общества. Аристотель более архаичен, чем нам кажется.
Аристотель - основатель логики, об этом трактат "Органон". Закон противоречия: "Ничто не может быть и не быть"; закон исключенного третьего "между тем, чтобы иметь и не иметь, третьего не может быть".
После смерти Аристотеля в 322 г. наступает эпоха эллинистическая.
Философия эпохи эллинизма
Этический период
Религиозный период (???)
Этический период - от завоеваний Александра Македонского и смерти Аристотеля в 322 г. до 30 г. до н.э. (подчинение Риму последнего эллинистического государства - Египта). Время образования огромных государств, империй.
3-4 в. до н.э. - 3-4 в. н.э.
Основные черты:
1) Противоречие между универсализмом и индивидуализмом; важны не вещи сами по себе, а как они к нам относятся;
2) Эпоха практического философствования, размышлений об этике; главный вопрос - как человеку жить, какие у него потребности;
3) Все стремятся к достижению атараксии ("невозмутимость, хладнокровие, спокойствие").