Специфика гуманитарного знания. Понимание и объяснение.
Неокантианство: в границах классификации выделены науки о природе и науки о культуре и ценностях. Естественное знание связанно со всем, где нет человека; все остальное - о человеке.
Везде, даже если применяются точные методы, все равно гумантитарное. Везде, где есть человек - гуманитарное знание.
Естествознание занимается объяснением, гуманитарные науки - пониманием. Объ-е - генерализация, выведение законов.
Генерализация: 1) структурная 2) функциональная 3)…
Понимание - индивидуальное, подход к предмету с собственной позиции, важны ценности, традиции, субъективная оценка, когда человек сам для себя что-то объясняет. Это понимание у каждого свое.
Диалог и автодиалог. Естеств-е безлично, гуманитар знание - идеологично, всегда отзывает к мнению, концепции, к тексту.
Язык важен для понимания как средство.
Методы у гуманитарных наук: предметные - дают описание условий и контекстов. Дискурс - понимание всегда дискурсивно. История, психология и т.д. всегда опираются на преемственность традиций. Философия - это история философии; у каждой проблемы есть история. Методы помимо того, что предметны, то историки могут использовать и психологические, и социологические и др. методы.
Выделяют 2 основные дисциплины +деконструкия:
Герменевтика. Осн. понятие - герменевтический круг. Гарденер: схема понимания, кот связана с постоянным обращением к предмету на новом уровне знания. Г. сложилась на основе трактовки религ текстов. Когда есть канонич текст, у него всегда есть разные символ смыслы, множество комментарием. Каждый предмет (как правило, текст, проблема, предмет искусства) - сложное временное образование. Например, берестяные грамоты: к ним можно подходить и с т.з. биологии, и с т.з. языка, особенностей грамматики, смысла, а можно трактовать по-человечески (любовные послания и т.д.). Круг, потому что есть несколько стадий:
- простой поначалу текст сначала кажется одним;
- затем он "нарастает", появляется контекст, больше о времени, об авторе; интенциональность - направленность мысли на предмет. Без интенции, интереса, невозможно понимание предмета. Люди начинают собирать массу свидетельств.
- Круг - потому что мы всегда видим только маленькую часть, мы не можем изложить все понимание в каком-то виде; герменевт круг постоянно закрадывает новые области и сведения, понимание расширяется. Множественный субъект никогда не равен себе прежнему, хотя может пройти совсем мало времени.
Помимо круга, в герменевтике строится процедура обучения, постижения, проникновения в смысл; это порождает дополнительный смысл; складывает ли герменевтический круг в новое знание, или текст остается таким же, как он был до изучения? Конечно, текст не равен самому себе.
Феноменология - направление, кот занимается поиском смысла. Центр понятие - феноменологическая редукция (урезание, выпаривание, "осадок" - "эпохе"). Буср (?? Гуссер::) считал, что законы мышления - не законы логики. Для того, чтобы правильно уловить смысл, надо учитывать психолог момент. Антипсихологизм. Вынесение за скобки - для проникновения в смысл явления надо вынести за скобки все, к нему не относящееся. Например, изучение феномена сакрального, блага, справедливости. Красота, прекрасное - что это? В начале нам нужно колоссальное количество фактов, чтобы сделать "снимки" этих явлений, а затем наш разум выносит за скобки все лишнее и оставляет скрытый смысл, который не явен. Процедура понимания в том, что нам нужно без конца "подныривать" под горизонт. Идея горизонта - соотношение логического и внелогического, нет одного чисто логического понимания. Нужно сосуществовать с ним, что-то почувствовать, "вжиться", "соединиться" с предметом. Это достигается практиками, например, когда этнографы собирают сказания и песни, они живут среди людей. Феномен - акт сознания, кот существует только в сознании. Это только лишь слово, буквально феномен не выразим, он никогда не может быть явным. Феноменов может быть множество, но даже промежуточный феномен не может быть полностью описан. Это бесконечно длящаяся процедура.
+ Деконструкция - идея постмодернистов. Дискурс, интердискурс - контексты, новые знания, новые подходы. Букв. Д-я - разрушение старого смысла и включение в новый контекст терминов, значений старого смысла. Когда привлекается новый контекст - это как игра, смотрим, как все меняется. Провокация, когда "спящие смыслы" оказываются на поверхности. Пример: поговорка "Женись на девушке, которая прямо ходит и у которой ясная речь". Анализ: первый мысл - здоровье, здесь связь речи и мышления. Ясная речь - человек четко, явно выражает смысл. Это ирландская поговорка, ирландцы много пьют. Значит, жена должна быть под боком у нетрезвого. Феминистка: применима ли эта поговорка для мужчины? Может, это о солдате? Архитепические символы - выбор судьбы; какая женщина, такая и судьба.
Гуманит. Знание:
1) историзм
2) Самоорганизация
3) Инерджентность - несводимость свойств системы к сумме ее компонентов
4) аксиологичность
5) субъективизм
Естеств-научн:
- универсализм
- Индуктивизм
- редукционизм