Современная экологическая проблема (вообще).

ЭП - отражает расточительное отн-ие чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка от природы. Взаимодействие чел-ка и природы, общ-ва и среды обитания в рез-те бурного роста пром. поиз-ва, к-рое опирается на многоотходные технологии, достигло крит. точки. ? о $ чел-ва®исчерпание ресурсов и загрязнение среды - противоречия во взаимоотношении - экологическая проблема. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции: Бэкон - природа предназначена для чел-ка - природа -мастерская, а чел-к в ней работник; Руссо - Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву. Негативные последствия - сер. 19в. - эрозия почв, уничтожение отд. видов животных и растений.

Какую роль играет природа в соц. прогрессе? Монтескье - природа - гл. ф-р, чел. цив-ция зародилась в р-нах с благоприятным климатом. Географич. детерминизм: преувеличение роли прир. ф-ров®геополтика - 2 аспекта - теор. и практ. - Т.: геогр. Условия страны - гл. ф-р, опр. внутр. и внеш. политику - захватническая.

Природа разрушена - болезни - нарушение генотипа - накопление негатив. мутаций. Путь решения - изм-ие типа цив-ции.

Приложение

Предмет философии.

Ф (с греческ. "любовь к мудрости") - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Пифагор назвал себя Философом. По Пифагору Фов – ч-к, который жаждет истины, а мудрость – тот удел знаний, который доступен только избранным. Другая точка зрения – мудрость не многознание, не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями. Древние греки: предмет Ф. – природа. Первая Ф. – натурфилософия. 3 точки зрения на предмет Ф: 1) Религиозная Ф. и Ирреалистич Ф. Пытались оторвать Ф. от науки и противопоставить их. 2) Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) – как реакция на натурфилософию. Любая наука – сама себе Ф. Ф. не изучает мир, должна анализировать знания, которые получает от естествознания. Предмет Ф. растворяется в предмете естествознания. 3) Марксизм. Ф. – наука о мире в целом. Ф. изучает общие законы природы, общ-ва и мышления. Ф. изучает всеобщие законы мира, всеобщие принципы познания, преобразования.

Осн. Ф- проблемы (структура): 1. онтология (учение о бытие). 2. гносеология (теория познания). 3. методология (Ф.-проблемы развития науки). 4. социология (соц. проблемы). 5. этика (учение о морали). 6. эстетика (учение о прекрасном). 7. антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9. диалектика (учение о развитии). 10. метафизика (уч. о действительности, уч. о смысле жизни). Функции Ф.: главная функция – мировоззренческая. Ф. марксизма выполняет идеологическую функцию. 1) Гносеологическая, 2) Методологическая. 3) Эвристическая (прогнозирование). 4) Критическая (Маркс – революционно – преобразующая).

Ни одна из наук, кроме Ф., не занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия явл предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.

Материя

МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независ от сознания) реальности, которая дана ч-ку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них. Материя – это субстанция нашего мира. Субстанция – субстрат (некая основа, носитель) + его св-ва. Если раньше материя отождествлялась с атомом, то сейчас открыт электрон и материя относительна ® природа бесконечна. Виды материи: 1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма. 2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющ в общих св-вах и специфич для данной формы материи способов существования. Формы: 1) Социальная (ч-к, человеч общ-во, труд). 2) Биологическая (живая природа). 3) Химическая (атомы). 4) Физическая (низший – атомы, молекулы, поля). Мир как система (упорядоч множ-во элементов): 1) Неживая природа (уровень полей и элементарн частиц, ядра, атомы, молекулы). 2) Живая природа (ДНК, биот – уровень всего живо-го). 3) Социальный (ур-нь ч-ка, средние соц группы, гос-ва, ци-вилизации). Движение – всеобщее и неотъемлимое св-во (атрибут) материи. Форма движения материи – специфич способ существования различн качественно определ материальн объек-тов. 5 форм движения: 1) Соц (труд, обществ пр-во). 2) Биоло-гич (жизнь). 3) Химич (реакции). 4) Физич. 5) Ґ. Жизнь – выс-шая из природн форм движения материи, которая характериз самообновлением, саморегул, самовоспроизв, разноуровн от-крытых систем, основу которых составл белки, нуклеинов ки-слоты. Принципы: 1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат. 2) Высшая форма возник из низшей (координация). 3) Высш, возник из низш, не сводится к е низш, это абсолютн новая форма. Отражение – всеобщее св-во материи – способность матер объектов или систем воспроизводить особенности воздейств объекта путем преобразов собств св-в, стр-ры, функций. Отражение завис. от движения.



Наши рекомендации