Мифология, религия, философия. Предпосылки возникновения античной философии.

Возникновение христианства как мировой религии. Средневековая философия. Доказательства бытия Бога. Принцип средневековой философии.

В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивления в область морали приводит к христианству, которое носит надклассовый надсоциальный характер: сведение проблем в сторону морали. Христианство опирается на иудаизм (переводится ветхий завет, где проблемы решаются на уровне всеобщего). У христианства есть свои книги, следовательно: укрепление религии. Философия вынуждена подчиниться более сильному православию. Но она полностью не исчезает, т.к. нужна логика истолкования библии. СФ основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм - один бог). СФ возникает до появления феодального строя, а исчезает до его исчезновения. СФ стала служанкой богословия (зависимость от христианства). Этапы СФ: 1) Патристика - совокупность учений отцов библии (со 2 по 8 век н.э.). Давление авторитета. Чем подлиннее, тем древнее, чем древнее, тем подлиннее. Отцом церкви является Августин: верь чтобы понимать; Если основа веры - изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов - возрастает роль авторитета. Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание. 2) Схоластика - до этого философия - техническая наука. Фома Аквинский: истинная философия - христианская религия: с 9 века -первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика). Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна. Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим. Человек не может познать бога. 3 доказательства бытия бога: 1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Антологическое: бог всесовершенен - форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует. Он обладает всеми свойствами.

Философия Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.





11.Л. Фейербах:

Свою философию называет философией будущего. Рассматривает .... разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и высший предмет философии. Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность человека - в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов. Идеализм по-фейербаху – рациональная теология. В начале жизни - сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания. Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека. Бог - есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально. Сущность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить. Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего. Истинная религия по Фейербаху - религия без бога, это любовь человека к человеку. Природа - высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя. Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время - основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности. В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому. Органическая форма материи - высшая форма.

Позитивизм. Махизм.

Представители: Конт, Спенсер, Милль. Конт: философия Гегеля - умозрительная конструкция. Проблемы общего вопроса философии перестали существовать. Позитивизм: основатель Конт. Единственный источник истинного знания - конкретные науки. Отрицают познавательную ценность философского исследования. Отвергается умозрение как средство получения знаний. Главный принцип - феноменализм: научные теории и законы истолкованы как обобщение эмпирических фактов. Задачей науки является чистое описание фактов, а не объяснение их. Человеческий разум в своём движении проходит 3 этапа: 1) Этап вымысла (религия). 2) Этап метафизики - работа с абстрактными понятиями. 3) Этап истинного научного положительного знания. Позитивизм ликвидирует первые два этапа, метафизика - излишняя. Любая наука сама себе философия. Нужно прекратить разговоры о сущности => остаются только явления, которые даются нам в ощущениях - система объективного идеализма. Отрицание философии, различие, истинным является только научное познание. Конт попытался классифицировать частные науки: 1) Математика + теоретическая механика. 2) Теоретическая астрономия + небесная механика. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социология. (Классификация научного знания. Движение от простого к сложному). Следующий этап в становлении этого учения связан с Махом (Махизм). Мах: признав вещи комплексами ощущений, Мах тем самым противопоставил своё учение материализму. Отвергал понятие причинности, необходимости субстанции как не данные в опыте; в соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта, реальны лишь эти элементы (Мах отождествлял их с ощущениями), а не функциональные связи. Различие физического и психического сводилось к различию функционального отношения, в котором рассматривались элементы: физическое исследование состоит в анализе взаимосвязи элементов, психологическое - в анализе человеческого организма к элементам. Понятие Мах рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений (вещи), а науку как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственно наблюдениями.

Диалектика и метафизика.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.

Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития.

20. Научные определения материи. Трудности и способ её определения.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

Предмет философии.

Ф (с греческ. "любовь к мудрости") - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Пифагор назвал себя Философом. По Пифагору Фов – ч-к, который жаждет истины, а мудрость – тот удел знаний, который доступен только избранным. Другая точка зрения – мудрость не многознание, не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями. Древние греки: предмет Ф. – природа. Первая Ф. – натурфилософия. 3 точки зрения на предмет Ф: 1) Религиозная Ф. и Ирреалистич Ф. Пытались оторвать Ф. от науки и противопоставить их. 2) Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) – как реакция на натурфилософию. Любая наука – сама себе Ф. Ф. не изучает мир, должна анализировать знания, которые получает от естествознания. Предмет Ф. растворяется в предмете естествознания. 3) Марксизм. Ф. – наука о мире в целом. Ф. изучает общие законы природы, общ-ва и мышления. Ф. изучает всеобщие законы мира, всеобщие принципы познания, преобразования.

Осн. Ф- проблемы (структура): 1. онтология (учение о бытие). 2. гносеология (теория познания). 3. методология (Ф.-проблемы развития науки). 4. социология (соц. проблемы). 5. этика (учение о морали). 6. эстетика (учение о прекрасном). 7. антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9. диалектика (учение о развитии). 10. метафизика (уч. о действительности, уч. о смысле жизни). Функции Ф.: главная функция – мировоззренческая. Ф. марксизма выполняет идеологическую функцию. 1) Гносеологическая, 2) Методологическая. 3) Эвристическая (прогнозирование). 4) Критическая (Маркс – революционно – преобразующая).

Ни одна из наук, кроме Ф., не занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия явл предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.

Материя

МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной (существ вне, независ от сознания) реальности, которая дана ч-ку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них. Материя – это субстанция нашего мира. Субстанция – субстрат (некая основа, носитель) + его св-ва. Если раньше материя отождествлялась с атомом, то сейчас открыт электрон и материя относительна ® природа бесконечна. Виды материи: 1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма. 2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющ в общих св-вах и специфич для данной формы материи способов существования. Формы: 1) Социальная (ч-к, человеч общ-во, труд). 2) Биологическая (живая природа). 3) Химическая (атомы). 4) Физическая (низший – атомы, молекулы, поля). Мир как система (упорядоч множ-во элементов): 1) Неживая природа (уровень полей и элементарн частиц, ядра, атомы, молекулы). 2) Живая природа (ДНК, биот – уровень всего живо-го). 3) Социальный (ур-нь ч-ка, средние соц группы, гос-ва, ци-вилизации). Движение – всеобщее и неотъемлимое св-во (атрибут) материи. Форма движения материи – специфич способ существования различн качественно определ материальн объек-тов. 5 форм движения: 1) Соц (труд, обществ пр-во). 2) Биоло-гич (жизнь). 3) Химич (реакции). 4) Физич. 5) Ґ. Жизнь – выс-шая из природн форм движения материи, которая характериз самообновлением, саморегул, самовоспроизв, разноуровн от-крытых систем, основу которых составл белки, нуклеинов ки-слоты. Принципы: 1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат. 2) Высшая форма возник из низшей (координация). 3) Высш, возник из низш, не сводится к е низш, это абсолютн новая форма. Отражение – всеобщее св-во материи – способность матер объектов или систем воспроизводить особенности воздейств объекта путем преобразов собств св-в, стр-ры, функций. Отражение завис. от движения.

Мифология, религия, философия. Предпосылки возникновения античной философии.

2,5.т.л. назад возникает античная философия, которой предшествовали мифология, искусство, религия. Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - мироощущение человека, воспроизведение ... действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. В мифах сюжеты переплетались с обрядами, обеспечивая сохранение традиций и культуры. Мифы объединяли в себе зачатки знаний, религиозных верований, искусства и философии. Мифические сюжеты вошли в культуру различных народов, в литературу, живопись, мировые религии - ислам, христианство. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Внешней формой веры является культ - система ритуалов. Поклонение высшим силам приводит к понятию бога - высшего существа. Желание людей умилостивить богов сочетается с бескорыстным почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С этим моментом связано развитие этических норм, идеалов. Близость религии и философии состоит в том, что они решают сходные задачи миро объяснения, поведения людей. Но существуют и различия: для философии характерно свободомыслие, а религия его не терпит. Религиозно настроенные люди черпают моральные установки из церковных источников. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце ... Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

2. Античная философия (от Фалеса до элеатов).

Миситская школа. ОВФ выступал в форме вопроса о первопричине вещей. С точки зрения Фалеса (основатель) материальная первооснова вещей - вода. Из воды всё возникает. 1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии ни к мифам. 2) Основание материально и оно одно. Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух. Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни. Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются. Неопределенное материальное является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность. Пифагорейская школа: (подход со стороны количества). Пифагор - основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы). Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли бога. В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека - ученый. Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга. Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей. Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития. Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем. Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий. Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. Новая сфера - сфера разума. 3 постулата: 1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется. 2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути. 3) Для прохождения пути необходимо время. Мир неделим, неподвижен и покоится. Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие - неподвижно. Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога. Мелмес вывел закон единого бытия: из ничего не может возникнуть ничто. Вечность бытия - есть вечность во времени. Отождествление бога и мира носит название пантеизма. Бог - это мир в его неограниченности и бесконечности во времени и пространстве.

Античная философия (первые физики, школы атомистов). Тупики натурфилософской мысли.

Физики - Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл: в основе всего лежит многое. Не допускает существования пустоты. Движение - смена мест. Он представлял мир как нечто шарообразное и в нем элементы распределены однородно. В этом мире царствует любовь, её царство не вечно, оно длится какое-то время. Ей на смену приходит вражда (из единого делает многое), потом опять любовь (из многого единое) и т.д. Анаксагор: предполагал возможность бесконечной делимости бытия он приводил такой пример: слиток золотой потому что семян золота в нем больше. Эти семена тоже состоят из золотых частиц. В слитке есть и камни, и другие металлы, но золота больше. Он утверждал, что в отношении большого всегда есть больше, а малое можно сделать ещё меньше. Пустоты в мире нет, а движет всем разум. Атомисты: (..., Демокрит, Эпикур). В основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы - неделимые частицы. Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство - великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится. Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению. Когда атомы сталкиваются следует образование вещи. Эпикур: наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно они падают, но иногда сталкиваются. Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов. Создал свою теорию познания. Различал существование по истине (атомы) и существование по мнению (вкус, цвет) следовательно получилось, что он ввел представление о (действительности, идеальности)...сти цветов, запахов – у любого человека свои ощущения, любой по-своему воспринимает цвета, запахи. 2 познания: ощущениями и разумом. Истина рождается из столкновения разума и чувства.

3. Античная философия (от софистов до Аристотеля).Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор: утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека. Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя". Сократ. школы: Мегарики: Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)). В основе их учения лежала мысль, что предметом знания могут бать также бестелесные виды или общее, постигаемое посредством понятий. Это общее совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение, изменение невозможны и попытка осмыслить их ведёт к противоречию. Евклид утверждал, что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом, богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не существует. Мегарики отрицали движение, они утверждали, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся. Киренаики: основатель Аристипп. Киренаики школа отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния: наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение). Наслаждение - цель жизни. Богатство не благо а средство для достижения наслаждения. Нет ничего объективно справедливого или прекрасного, т.к. всё определяет человек. Аристипп утверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши индивидуальные восприятия. Критерием блага может считаться испытываемые нами при ощущениях наслаждения/боль. Феодор вывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а радость. Киники: Основатель Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях. Диоген (ученик Антисфена). Антисфен: отр-ие реаль-ти общего. Сущ-ют только единичные вещи. Понятие - лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение. Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспр-ет чув-но, но никак не сам этот вид. Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п. Отсюда - идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода. Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен). Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться. Они неодинаковы и изменяются. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы. Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

Наши рекомендации