Идеалистическая система и диалектический метод В. Ф. Гегеля (1770—1831)
Гегель - один из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классического идеализма, заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Исходный пункт философии Гегеля – тождество сознания и бытия. В основе всего сущего – законы логики. Мышление и бытие подчинено одним законам
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи. Развитие – высшая форма движения, а движение – основа развития
Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, Законы
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым
Развитие идет не линейным образом (по прямой), а ПО СПИРАЛИ, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес)
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество
Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма
Билет 2
Основной вопрос философии
Вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Материалисты признавали первичность материи, в то время как идеалисты придердивались мнения о том, что идея первична, а материя вторична.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Людвиг Фейербах - выдающийся немецкий философ. Его философия – завершающий этап немецкой классической философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем последовательного материализма, основными чертами которого были:
- Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния
- Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения,
- Материалистическое, с учетом науки объяснение проблем окружающего мира и человека
- Большой интерес к социально-политическим вопросам
- Убеждение в познаваемости окружающего мира
Критика идеалистической философии Гегеля
- Отвергает идею тождества бытия и мышления
- Не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и первопричины материального мира
- Логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка Гегеля
- Не признает единства философии и религии
Антропологический материализм:
- Единственно существующими реальностями являются природа и человек
- Человек является частью природы
- Человек есть единство материального и духовного
- Человек должен стать главным предметом философии
Билет 3
1.Картина мира: мифологическая, религиозная, философская, научная
1).Мифологическая картина мира представляет собой исторически первый тип мировоззрения и возникает на этапе становления человеческого общества.
- Антропоморфизм, одухотворение явлений природы, перенесение на них свойств человека.
- Отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством и явлением природы, с которым оно ассоциировалось.
- Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода. Центральный образ - представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.
2).Религиозная картина мира Второй тип. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим, но имело и свои особенности. Прежде всего, отличается по способу духовного освоения действительности. Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм. Еще одной особенностью является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога.
3).Понятие научной картины мира. Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку мир, система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
4).Философские картины мира Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Но отличие философского мировоззрения в содержании освоения действительности.