Философия, ее смысл, предмет и функции.

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Литература из библиотеки Колледжа:

· Губин В.Д. «Основы философии» Москва 2003 г.

· Философский словарь

· Интернет ресурсы

Введение

Философия, ее смысл, предмет и функции.

Философия – это форма духовной деятельности человека, направленная на изучение окружающего мира, места человека в нем, смысле его жизни и духовных ценностях.

Философия в переводе с греческого языка означает «Любовь к мудрости».

Философия родилась в Древней Греции. Датой рождения философии считается 585 год до н.э., когда Фалес Милетский предсказал солнечное затмение.

Основной вопрос философии

1)Что такое человек?

2) В чем смысл его существования?

3) Существует ли Бог?

Структура философии (элементы):

1) Онтология (учение о бытии)

2) Гносеология (учение о познании)

3) Человек

4) Общество.

Предмет философии – это вопросы, которые она изучает. Например:

1) Сущность и происхождение окружающего мира.

2) Материя и ее формы

3) Сознание и его природа

4) Бессознательное

5) Человек, его душа и духовный мир

6) Человек, общество и природа

7) Экология

8) Глобальные проблемы человечества и др.

Функции философии (ее роль в жизни):

1)Мировоззренческая (дает представление об окружающем мире)

2) Методологическая (устанавливает методы познания)

3) Мыслительная

4)Критическая

5) Социальная (влияет на общество)

6) Воспитательная

7) Прогностическая(предсказывает будущее)

Тема 1. Мировоззрение и его роль в современном мире

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека и окружающие его действительности и к самому себе. Термин впервые установил Иммануил Кант в конце 18 века.

Субъекты мировоззрения:

1. личность, то есть мыслящий индивид;

2. социальная группа, класс или строй (рабы, дворяне, студенты);

3. общество в целом, например, русская интеллигенция второй половины 19 века.

Структура мировоззрения

1. знания(обыденные и научные)

2. убеждения - жизненная позиция человека

3. идеалы – это модель или образец для подражания

4. вера, надежда, любовь

5. принципы – правила, которыми человек руководствуется в жизни

6. духовные ценности: честь, долг, достоинство, доброе имя, сострадание, милосердие.

Мировоззрение и его тройная сущность:

1. Мироощущение – это чувства, ощущения человека, которые необъясняются. Например, какое-то явление нравится человеку или не нравится.

2. Мировосприятие – целостный образ мира, менталитет в целом.

3. Миропонимание - рациональное объяснение своего отношения и поступков.

Функции мировоззрения:

1. Мировоззрение является духовной основой личности человека.

2. Мировоззрение рационально объясняет все поступки человека.

3. Мировоззрение - источник культурного творчества и основа культуры народа.

Тема 5. Философия средних веков. 476 г. – конец 15 века.

1) Аврений Августин. (354 - 430 годы нашей эры).

1) О соотношении веры и разума: " Верую, чтобы знать". Вера имеет превосходство над разумом. Патристика - это христианская доктрина, которая отрицает все науки, кроме богословия.

2) Идея динамики человеческой истории.Аврелий Августин написал исторический труд " О Граде Божьем" - 22 книги, в которых разделил историю человечества на 7 эпох от Адама до 4 века , описал конец света и Страшный Суд. Человечество в процессе существования образует два Града – Земной(светская власть, царство греха) и Небесный ( церковь). Августин доказывал превосходство духовной власти над светской.

2) Фома Аквинский(1225 – 1274) Труд " Сумма философии". Направление Схоластика - объединение богословия с логикой Аристотеля.

3) реалисты - священники, который спорили с номиналистами о Святой Троицеи природе общих понятий (универсалиях).Аврелий Августин и Фома Аквинский.

4) номиналисты: Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин - отрицали общие понятия и проиграли церковной спор. Учение номиналистов было объявлено ересью и запрещено.

Тема 9. Русская философия 19 - 20 веков.

Все русские философы 19 века делились на 2 философских направления и по-разному представляли судьбу и будущее России:

IСлавянофилы

И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой

За самодержавие, православие, крестьянскую общину, против идеи западного прогресса.

Федор Михайлович Достоевский(1821 - 1881). Христианский гуманизм, всепрощение. «Красота спасет мир». Произведения «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Произведение «Война и мир».»Бог есть любовь». Христианский гуманизм и всепрощение. Толстой всякую власть считал злом, отрицал государство. Этика Толстого – непротивление злу.

IIЗападники.

П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Идеалом считали Западную Европу и прогрессивное общество, критиковали православие и крепостное право, хотели Конституцию и парламент.

1) Н. Г. Чернышевский(1828 – 1889).

Главное произведение " Что делать?" 1863 года. Антропологический материализм: в центре философии Человек и природа. " Красота - в естестве". Чернышевский предложил концепцию разумного эгоизма.

2) В. С. Соловьев(1853 – 1900)

"Соборность" - патриархальный менталитет русского народа, который должен спасти душу от гибели в условиях прогресса.

3). Н. А. Бердяев(1874 1948) . "Философия Свободы", "Смысл творчества". Написал 40 книг по философии. За свободу личности и свободу в творчестве. Критиковал технический прогресс, который убивает в человеке религию и гуманизм.

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 9.

1. В чем состоял спор славянофилов и западников о судьбе России? Каким они видели будущее нашей страны? Чем аргументировали свою позицию?

2. Что такое разумный эгоизм в философской концепции Н.Г. Чернышевского?

3. Идея соборности и всеединства в философии В.С. Соловьева. Его концепция абсолютной ценности человека.

4. Как представлена концепция христианского гуманизма в литературных произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого?

5. В чем состоит концепция свободы и творчества в философских произведениях Н.А. Бердяева? Как он относился к русской революции?

Варианты типовых заданий по дисциплине

№ п/п Условия типовых заданий Вариант ответа
1. Назовите основные идеи в творчестве русских философовXIX - XX веков. Соборность. Всепрощение. Христианский гуманизм. Поиски смысла жизни.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная учебная литература

1. Основы философии [Электронный ресурс]: курс лекций/ — Электрон.текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, 2015.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56022.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Горелов А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горелов А.А., Горелова Т.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2015.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Макулин А.В. История философии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Макулин А.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 444 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49884.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ч.С. Кирвель [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35566.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

б) дополнительная учебная литература

1. Крюков В.В. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов технических вузов/ Крюков В.В.— Электрон.текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2015.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47702.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 98 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30405.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Яскевич Я.С. Философия [Электронный ресурс]: конспект лекций/ Яскевич Я.С.— Электрон.текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28320.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Кащеев С.И.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44193.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Братникова И.Б. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Братникова И.Б.— Электрон.текстовые данные.— Новороссийск: Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2016.— 67 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57359.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6. Чумаков А.Н. Философские проблемы глобализации [Электронный ресурс]/ Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д.— Электрон.текстовые данные.— М.: Университетская книга, 2015.— 171 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33419.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Хрестоматия по истории философии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства/ — Электрон.текстовые данные.— Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015.— 404 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54423.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Скворцова Л.М. Философия [Электронный ресурс]: краткий терминологический словарь для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в МГСУ/ Скворцова Л.М., Суходольская Н.П., Фролов А.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 30 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22849.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы философии»:

1. Балика А.Д. Философия [Электронный ресурс]: дидактические этюды к активным и интерактивным формам обучения. Учебное пособие/ Балика А.Д., Балика З.С.— Электрон.текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54978.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Философия [Электронный ресурс]: практикум для студентов, обучающихся по всем направлениям и специальностям подготовки очной и заочной форм обучения/ О.Г. Басалаева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55825.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Красиков В.И. Философия [Электронный ресурс]: сборник тестов/ Красиков В.И., Мальков Б.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 84 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43234.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Литература из библиотеки Колледжа:

· Губин В.Д. «Основы философии» Москва 2003 г.

· Философский словарь

· Интернет ресурсы

Введение

Философия, ее смысл, предмет и функции.

Философия – это форма духовной деятельности человека, направленная на изучение окружающего мира, места человека в нем, смысле его жизни и духовных ценностях.

Философия в переводе с греческого языка означает «Любовь к мудрости».

Философия родилась в Древней Греции. Датой рождения философии считается 585 год до н.э., когда Фалес Милетский предсказал солнечное затмение.

Основной вопрос философии

1)Что такое человек?

2) В чем смысл его существования?

3) Существует ли Бог?

Структура философии (элементы):

1) Онтология (учение о бытии)

2) Гносеология (учение о познании)

3) Человек

4) Общество.

Предмет философии – это вопросы, которые она изучает. Например:

1) Сущность и происхождение окружающего мира.

2) Материя и ее формы

3) Сознание и его природа

4) Бессознательное

5) Человек, его душа и духовный мир

6) Человек, общество и природа

7) Экология

8) Глобальные проблемы человечества и др.

Функции философии (ее роль в жизни):

1)Мировоззренческая (дает представление об окружающем мире)

2) Методологическая (устанавливает методы познания)

3) Мыслительная

4)Критическая

5) Социальная (влияет на общество)

6) Воспитательная

7) Прогностическая(предсказывает будущее)

Наши рекомендации