Философия о сущности человека, свойствах и структуре познания
Сам термин «антропология» впервые употребил Лейбцегский философ МагнусХундт. Однако как комплексная наука о человеке философская антропология возникла в 19м веке.
Философская антропология стремится показать, что есть, каким может и должен быть человек. Основатели философской антропологии немецкие философы Макс Шеллер и Арнольд Гелем.
Основные проблемы:
1. Каковы родовые свойства человека.
2. В чем смысл жизни человека.
3. Проблема смерти и бессмертия.
4. Свободы.
5. Счастье.
В обыденном сознании переходим к рассмотрению проблем.
Философия сущности человека.
Макс Шеллер: «Человек есть вершина живого + нечто новое. Греки называли это разумом, но если к разуму добавить веру, волю, доброту, любовь, фантазию, свободу, то это новое можно назвать дух, носителем и вместилищем которого является личность». Дух, духовность это свойство отличное от тела, естественно природных явлений. В разные периоды истории его трактовали по-разному. В античности у Платона, например, человек разумное(познающее) животное.
В средние века философия человека поднята на новую высоту благодаря вере, а не только разуму. В эпоху возрождения человек — хозяин земли благодаря научному разуму. В новое время человек понимается как часть мирового разума. Философия современности, представленная постмодернизмом, трактует человека как существо иррациональное, неразумное, нелогичное и неуверенное.
В неоклассическом подходе разумность как бы возвращается, занимает прежние позиции, но при этом разум признается не всесильным.
Свойства сознания. Благодаря наукам о человеке: физиологии, психологии - духовность — это сознание в широком смысле слова. Неотъемлемыми свойствами духа сознания («атрибутами») философы и психологи признают самосознание. Способность выделять свое «Я», смотреть на свои мысли со стороны (Рене Декарт).
1. Идеальный характер сознания — недоступность для наблюдения внешними органами чувств.
2. Опережающий характер сознания — способность планировать действия. Проигрывать наперед возможные ситуации.
3. Интенциональность(направленность) сознания. Это открытие сделал Франс Бентано. Сознание не бывает неочем. Оно всегда о чемто.
4. Эксцентричность сознания. То есть вечная неудовлетворённость человека(Хельмут Плеснер). Причиной вечной неуспокоенности человека является изменчивость ситуаций, которые человек сам создает и попадает.
5. Защитные реакции человека на новые ситуации является смех и плач. Макс Шеллер: «Юмор помогает нам подняться над собственным существованием».
6. Человеческое сознание противоречиво(начиная с Омара Хайама).
7. Человек существо играющее, то есть соревнующееся с себе подобными(голландский философ Йохан Хейзинга). Современные постсмодернисты концентрируют все внимание на этом.
Уровни сознания:
Безсознательное(неподотчетное контролю субъекта). Оно составляет большую часть нашего сознания.
Сознание в узком смысле слова. Мысли о чем-то.
Надсознательный или сверхсознательный. В философии его называли «разум», учитывающий трансцендентное, предельные цели и ценности.
Человек существо не только духовное, психическое, сознательное, но и телесное. Наука показала не только устройство человеческого тела, но и раскрыла уникальность его адаптивных возможностей.
Геном человека содержит огромный объем информации, а именно в каждой из 4х хромосом человека есть молекула ДНК, содержащая 20 млрд битов информации. Число различных состояний в которых может находитс мозг человека намного превышает число протонов и электронов во вселенной. Телесная составляющая также изменяется, как и сознание: Растет стресостойкость и скорость реакции.
Брахикефализация — расширение головы(размеров).
Грациолизация – утончение черепной коробки.
Человек существо не только духовное и телесное, но и социокультурное. То есть он обязан своими свойствами, рождением и развитием, другим людям, обществу. Человека определяет не столько телесное, сколько культурное, то есть нормы и ценности приобретённые в обществе. Вне культуры и общества человек не реализуется, оставаясь на уровне животного. Главное средство приобщения к культуре — воспитание, труд и язык.