Становление и развитие онтологии

Предпосылки возникновения философии:

1. Гносеологические. Стремление – познать сущность окружающей реальности.

2. Психологические. Испанский философ Х.О.-и. Гассер – причины употребления людьми связки «есть», «быть» является глубоко спрятанное в сознании сомнение в бытийности, страх перед ничто, небытие, т.е. стремление к обретению психологической устойчивости.

Основные проблемы онтологии:

1. Что есть бытие?

2. Единство и многообразие.

3. Устойчивость и изменчивость.

4. Реальное и фантастическое.

5. Необходимое и случайное бытие

Бытие как понятие впервые встречается в античной философии у Парменида (VI-V век до н.э.). С его помощью философ сообщил существующие представления о космосе и одновременно выделил его главные свойства:

1. Бытие неизменно и неподвижно

2. Бытие и мышление одно и то же.

Второе свойство скорее проблема, чем ответ.

Аристотель конкретизировал (выделил) свойства бытия (мира). Высшие роды: актуальные и потенциальные, случайные и необходимые. Распределил все существующее по категориям:

1. Субстанция

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Действие

6. Покой

7. …

Взгляды насущного мироустройства Аристотеля разделяли в эпоху Средневековья. Однако, к ним философы добавили высшую форму бытия – Б-га. В новое время немецкие философы Кристиан Вольф и Рудольф Гомениус ввели в философию понятие онтология. Дли них и других философов мир реальный и мир мысленные выводятся из одного родового понятия.

Ренесанс онтологии связывают с именами философов Николая Гартмана и М. Хайдеггера, которые повернули онтологию от размышлений о сущности мира в целом к размышлениям о сущности, бытийности человека. Так Гартман считал, что реальный мир состоит из четырёх слоёв – физический, органический, душевный, исторический.

Хайдеггер утверждал, что подлинное бытие идеально и исторично. Это не существование наличных предметов (оно вторично), а переживание бытийности человека.

В 1976 году вышла книга ученика Хайдеггера Эриха Фромма. Он стремился к обладанию и потреблению. Главное на его взгляд свойство бытийности человека – цельность и уверенность в себе, таким образом возрождение онтологии в XX веке связано с философской антропологией, дополнением ею учения о бытии. В современной западной философии в понимании сущности мира (бытия) можно выделить два подхода: постмодернизм и неопрагматизм. Постмодернисты, продолжая идею Хайдеггера «ищут» подлинное бытие человека, они связывают бытийность человека не с реальными объектами, а с творческими способностями человека упорядочивать, структурировать непрерывно меняющийся мир с помощью знаков, языка, сети изменчивых понятий.

Представители неопрагматизма (Ричард Рорти) утверждают, что глагол быть не является родовым для ментальных и физических явлений. Между миром реальным и мысленным невозможно найти соответствия.

Под бытием онтология понимает наиболее общее о сущности мира.

Онтология означает размышления о мире в целом, в зависимости от достигнутой меры культуры, познания.

Роды, виды, атрибуты бытия

С точки зрения научной объективности число видов бытия соответствуют числу наук. Виды связаны и образуют иерархию (см. Гартмана), но научные ответы не являются окончательными, поэтому философия выделяет атрибуты, неотъемлемые свойства бытийности вещей и явлений, которые трансцендентны, то есть выходят за пределы опыта, в том числе и научного и не могу иметь однозначных конечных ответов.

К ним относят:

· взаимозависимость

· взаимодействие

· пространство

· время

· двойственность

Пространство – это способ устойчивости бытия, сосуществования предметов и явлений, их координация и протяженность, на основании научных и философских данных пространство скорей относительно, чем абсолютно.

Время – способ изменчивости бытия. То есть, в отличие от пространства, ему присуща определенность, как смена состояний предметов, длительность.

Взаимозависимость и взаимодействие объясняются закономерностями диалектики (три закона Гегеля и другие).

Важнейшим проявлением развития и взаимосвязи является эквивалентность или двойственность:

что такое свойство? Ответ: это и принадлежность объекту и отношение между объектами (существует ли свойство воды быть растворителем? Ответ: для сахара – да, для золота - нет). Если допустить, что свойства – только отношения между объектами, то выходит, что объекты лишены свойств, а если допустить, что свойство принадлежат объектам вне отношений, то они не проявятся.

Отношения – это способность тела влиять друг на друга, раскрывать свойства во взаимодействии отношения существуют, двойственность проявляется так же в необходимом и случайном, в единичном и множественном, в противоположности изменчивости – устойчивости.

Основные понятия

В жизни человека – это добро и зло, желание и воля, вера и разум и т.д. Кроме категорий бытие, а также его атрибутов, к базовым категориям онтологии относят – субстанция, реальность, материя, природа, мир, картина мира.

Субстанция – самодостаточная, независимая основа всех вещей. В современной философии не употребляется. Противоположное – акциденция.

Реальность – актуальное, наличное бытие чего-либо, в отличие от потенциального, либо уже утраченных. Особенностью современного понимая реальности философии является учёт недоступности некоторых сфер бытия – мир микрочастиц.

Материя –первоначально означало вещество, из которого изготавливают вещи, а в новое время – это объективная, независящая от человека реальность, которая определяется внешними взаимодействиями.

Родственное понятие материи – природа –объективная реальность, но с уточнением смысла, во всем многообразии ее проявлений.

Мир –это не только данная нам совокупность научно представленной действительности, но и умозрительное представление. Например, мир бесконечен.

Научная картина мира –совокупность научных знаний о мире.

Вселенная –не только сущее, но и должное (желаемое).

Мировоззрение –отличается от научной картины мира в том, что в нем делается акцент не на объекте в мире, а на субъекте.

В целом онтология связана с гносеологией, но представляет фундамент всего мировоззрения.

Лекция 12. 15.04.14

Гносеология

1. Проблема сущности познания

2. Проблема истинности

Проблема сущности познания

Проблема общества определяется знаниями, а не машинами, как в XIXвеке.

Гносеологию интересуют наиболее общие предельные общие вопросы:

1. Познание присуще только человеку?

2. Что побуждает людей к познанию?

3. Способны ли мы познать действительность, мир?

4. Какова структура познавательного процесса?

5. Что есть истина и каковы ее критерии?

6. Связана ли истина с добром, красотой и как?

По первому вопросу Платано вопрошал: Какое существо способно к сознательной деятельности? Не животное, ибо оно ни о чем не знает, в том числе о своём незнании, но и не
Б-г, которому заранее известно всё, так что ему незачем тратить усилия. Только промежуточное существо, стоящее между животным и б-гом, наделенной незнанием, наделенное незнанием, и сознающее это незнание испытывает потребность перейти от незнания к знанию.

Второй вопрос: Рене Декарт зафиксировал как основное отличие человека наличие самосознания. Во всём можно сомневаться, кроме самого сомнения. Две главные причины

1. Естественное любопытство

2. Практические нужды

Философы лишь различным объясняют мир, но дело в том, чтобы изменить его. К. Маркс

Для позитивистов и прагматиков течение современной философии практическая предпосылка.

Третий вопрос:

В философии оформилось три подхода: оптимизм (Платон, Гегель считали, что человек способен познать мир), пессимизм (Перон, Юнг отвергают способности человека познать действительность, как она есть) и дуализм (человеку доступен лишь мир феноменов, а не сами вещи).

Четвёртый вопрос:

В любом познавательном (научном, повседневном, нравственном) акте можно выявить как минимум три составляющих.

1. Тот, кто познает. (субъект познания)

2. То, что познается. (объект познания) зависит от уровня современной науки

Современная философия начиная с 20го столетия в существующую структуру, определённую Э. Кантом, внесла коррективу.

(реальный субъект) -> Знак(язык)-Объект=Знание

Язык не только естественный, но и искусственный, без которого невозможно познание.

Влияние посредников, знаков, языков и средств познания двойственно, а именно:

а) По принадлежности свойств.

б) Язык обладает как смысловой(скрытой), так и внешней, открытой, материальной структурой. Язык также имеет предметное значение и одновременно индивидуальное(субъективное). Современная философия и есть философия языка. Представители постмодернизма в современной философии вообще преувеличивают роль знака, отрицая его смысловую связь с объектом(действительностью). Способности и свойства субъекта познания это прежде всего чувственная и рациональное. Чувственные способности существуют в 3х формах: в ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущения это элементарная форма чувства, фиксирующая одно свойство (сторону объекта).

Восприятие это целостный образ предмета, например, зрение. Восприятие связано и с представлением, также целостным образом объекта, но который в момент познания отсутствует. Оно существует в виде или воспоминания, или воображения. Чувственность человека исторична. Так доказано зоологами (Конрад Лоренс), показал, что трехмерная, по Канту, априорное восприятие человеком, выработалось в процессе эволюции. Рациональные способности человека — это мышление, в формах суждения, умозаключениях, понятиях.

Суждение - простейшая форма в которой что-то утверждается или отрицается. Связь двух и более суждений создает умозаключение.

Умозаключение — более сложная форма, а цепь умозаключений дает «понятие».

Основные приемы мысли — абстрагирование, обнаружение и заключение общего, идеализация (для удобства и оперативности). Экстраполяция, то есть распространение новых свойств на неопознанные объекты. Вместе с главными способностями — чувствами и мыслями в познании соучаствуют также и другие: память, воля, интуиция. От способности объекта стоит отличать ступени — эмпирические и теоретические. Оба они взаимосвязаны. Необходимость эмпирической стадии подтверждают история. Так российско-американский социолог Сорокин установил, что наименьшее число научных открытий пришлось с пятого по 9 века. В греции более 300 открытий за столетие, а с 5по 9й по 4 за столетие. В 15м их 200, в 17м -691. Причина — запрет церковью опытно практических исследований. Познание — процесс сложный, в котором участвуют все его способности.

Истина и ее критерии

Современная философия выделяет 3 основных подхода к пониманию истины. Классическую(корреспондентскую), когерентную (правильность, сплетенность) и прагматическую истину.

Классическая (начиная с Платона до сегодняшнего дня концепция) является доминирующей и означает соответствие мыслей самой действительности. Здесь речь идет не о соответствии высказываний фактам, а соответствии друг другу. Прагматическая (американцы Ч. Пирз, Р. Рорти). Слова соотвествия действительности означают только то, что мы лучше, чем прежде можем влиять на нее. При этом за скобки выносится реальный действительный объект. Учитывая здравый смысл доминирует все же классический подход. Полезность могут рассматриваться.

Свойства истины.

С нового времени выделяют два свойства: всеобщность и чувственную удостоверенность. Кроме них современная философия выделила еще 3: процессуальность, объективность, конкретность. Процессуальность означает что любое знание не позволяет познать объект абсолютно — во все его возможностях. В любом знании присутствует в разной мере моменты совпадения и несовпадения с объектом.

Лекция 13. 22.04.14

Наши рекомендации