Существуют ли универсальные ценности?
Понятие «ценности» является фундаментальным для социальной философии и социологии, этики и юриспруденции, психологии и антропологии, культурологии и педагогики. Ценности определяют правила индивидуального и группового поведения человека, лежат в основе обычаев, традиций и культур народов, выступают источниками юридических законов и т.д.
Существует множество определений понятия «ценности», достаточно сильно отличающихся друг от друга. В то же время каждое из них фиксирует и общие признаки ее содержания. Действительно, под ценностью понимается:
- «приверженность индивидов к определенным целям, направленным на удовлетворение интересов, касающихся мотиваций и имеющих важность (значение) в каждодневной жизни» (Шварц и Бильски);
- «прочная вера в то, что определенный образ поведения и/или цель существования в социальном и личном плане являются более предпочтительными по сравнению с другими» (Рокич);
- «коллективные предпочтения, которые появляются в определенном институциональном контексте и участвуют в его регулировании» (Будон и Буррико);
- ценность — это «то, что люди оценивают, ценят, желают обрести, рекомендуют и даже предлагают как идеал» (Рижэзи);
- это то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении.
Ценности делятсяна:
-материальные (например, биологические потребности, экономическое благосостояние, физическая безопасность);
- нематериальные (достоинство, престиж, моральное совершенство).
Различают также ценности:
- личностные и групповые;
- главные (основные, центральные) и второстепенные (периферийные, маргинальные);
- глобальные и локальные;
- социетальные (общесоциальные) ценности и ценности, связанные с определенной сферой общественной жизни (например, религиозные ценности);
- взаимосвязанные ценности (демократия и свобода) и отрицающие друг друга (западничество и евразийство).
Большое значение в аксиологииуделяетсяценностям-целям (конечным, или терминальным ценностям) и ценностям-средствам (инструментальным ценностям). Если инструментальные ценности активизируются как модусы (нормы) поведения и действий социального субъекта, то сущность терминальных ценностей является более богатой: они активизируются при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения. Конечные ценности отражают базовые или высшие предпочтения людей.
Аксиология не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одни ученые считают, что ценности не являются и не могут являться универсальными. Так, французские социологи, цитируя наиболее часто упоминаемые ценности, такие как человеческое достоинство, уважение, свобода, равенство, братство, солидарность, толерантность, гостеприимство, истина (правда), доверие, справедливость, гармония, мир, ставят три вопроса.
Во-первых, можно ли найти среди них ценности, касающиеся всех людей планеты, независимо от их местоположения и времени существования, т.е. трансцендентные в географическом и историческом отношении?
Во-вторых, сопоставим ли принцип универсальных ценностей с многообразием культур?
В-третьих, существует ли эталон, референт для всех ценностей, всеобщая природа и содержание универсальности?
По мнению авторов, ответы на все эти вопросы могут быть только отрицательными. Иначе говоря, в вышеуказанном смысле ценности не являются (не могут являться) универсальными. Это, однако, не означает существования на том или ином этапе истории человечества общепризнанных ценностей. Более того, история показывает и постепенное сближение ценностей, разделяемых различными обществами. Оно происходит медленно, но верно. Так, например, ценности, провозглашаемые Всеобщей декларацией прав человека, кажутся сегодня естественными, само собой разумеющимися длявсе большего числа людей. Под ней ставят свои подписи все новые и новые страны, и приближается момент, когда она будет принята всеми правительствами мира. В конечном итоге универсальные ценности — это развивающееся стремление.
Профессор Чикагского университетаР. Инглехарт, утверждая, что число ценностей в мире практически бесконечно, считает, что, во-первых, большинство из них (70%) являются достаточно близкими, а во-вторых, они эволюционируют в одном направлении.
С его точки зрения, трансформация ценностей детерминирована двумя основными факторами:
- достижениями в степени обеспечения физической безопасности;
- развитием экономического благосостояния.
Тот кто не испытывает угроз и не голодает, обладает большей свободой действия. Тогда такие ценности, как толерантность, демократия и защита окружающей среды, вытеснятсяценностями выживания. В целом Р. Инглехарт придерживается прогрессистских взглядов в отношении ценностей: в процессе исторического развития человечества ценности не просто сближаются, они все более заметно возвышаются по мере осознания приоритетности защиты окружающей среды, необходимости толерантного отношения к культурному разнообразию и политическим разногласиям, потребности участвовать в принятии политических, экономических, этических и других решений. В конечном итоге речь идет о развитии ценностей, эволюционирующих от терпимости по отношению к насилию и принуждению, к признанию права социальных субъектов на свободный выбор собственного развития.
Израильский социолог Ш. Шварц выделяет десять базовых ценностей, признаваемых во всех культурах. В этом смысле, с его точки зрения, они могут быть названы универсальными, так как отвечают трем основным видам потребностей человеческого существования:
-биологическим потребностям (например, продолжение рода);
- потребностям социального взаимодействия (например, честность, равенство);
- потребностям эффективного функционирования и выживания социальных общностей (например, национальная безопасность, мир во всем мире).
В то же время он трактует ценность универсализма в более узком смысле как одну из десяти базовых ценностей. С этой точки зрения цель универсализма — понимание, уважение, толерантность и защита благосостояния всех людей и окружающей природы.
Ценность универсализма касается, во-первых, людей (в том числе географически удаленных) и, во-вторых, окружающей среды. Универсализм как ценность проистекает из потребности выживания индивида и групп. Наличие этой потребности становится очевидной, только когда индивид вступает в контакт помимо своих близких с представителями иных групп и когда он осознает ограниченность природных ресурсов. Тогда он может понять, что неприятие отличий других и отказ от справедливого обращения с ними могут быть чреваты опасными конфликтами.
Близкие взгляды высказывает и М. Рокич. Считая, что общее количество ценностей относительно невелико, он формулирует в этой связи несколько положений:
1) любой индивид обладает одними и теми же ценностями на разных уровнях;
2) ценности организованы в систему и иерархизированы;
3) ценности проистекают из особенностей культуры общества и его институтов;
4) ценностные ориентации проявляются фактически во всех феноменах, изучаемых социальными науками.
На этом основании Рокичвыявляет 36 социальных ценностей, которые он делит на два типа:
- терминальные ценности, или цели существования, к которым он относит социетальный универсализм, равенство (братство, равенство шансов для всех), мир во всем мире (мир без войн и конфликтов), мир прекрасного (красота природы и искусства);
- инструментальные ценности, или образ поведения в достижении цели.
С учетом рассмотренных позиций можно сделать две группы выводов.
Перваягруппа выводовкасается содержания понятия «ценность».
Здесь важно отметить, что существенным признаком ценности выступает важность, значимость для социального субъекта вещи, предмета, явления или же их отдельных свойств, сторон, качеств, которые становятся объектом уважения, желаний, предпочтений. Это означает, что:
во-первых, ценность — не объективное свойство или качество вещи, асоциальный смысл, приписываемый ей человеком и обществом.
Во-вторых, ценности формируются в рамках социальной общности и являются едиными для ее членов, представляя собой процесс и результат социализации субъекта.
В-третьих, ценности, существующие в различных обществах, могут передаваться и в этом смысле совпадать. Вместе с тем они могут и расходиться и даже вступать в конфликты. Одна и та же ценность может быть принципиальной, главной, фундаментальной для одних и второстепенной, периферийной для других.
В-четвертых, тот или иной набор, система и иерархия ценностей лежат в основе убеждений, принципов и норм, регулирующих поведение социального субъекта.
В-пятых, ценности связаны с традициями, культурой и историей, поэтому они имеют достаточно консервативную природу. Вместе с тем это не означает, что ценности не меняются с течением времени и изменением социального (социетального) контекста, хотя их трансформация может занимать длительный исторический период.
Вторая группа выводов относится к категории «универсальные ценности».
В данном отношении общее мнение выразил И. Лопес: универсальные ценности имеют сущность, но не обладают существованием. Это означает,
во-первых, что они представляют собой не столько реальность, сколько идеал гармоничного сосуществования людей на основе взаимной солидарности, сострадания, уважения, доверия и т.п. Такой идеал нельзя назвать абсолютно недостижимым, но его реализация представляет собой процесс, в ходе которого существуют свои этапы, фиксирующие степень общей убежденности относительно значимости, предпочтительности, необходимости и желаемости универсалий.
Во-вторых, универсальные ценности как идеал и процесс предполагают признание культурного многообразия, т.е. одновременного существования в мире множества несовпадающих норм, традиций, предпочтений, идеалов и связанных с ними прав социальных субъектов. Речь идет, в частности, о равноправном участии в принятии касающихся их решений, свободном выборе пути развития и т.п.
В-третьих, формирование универсалий неотъемлемо от сопоставления несовпадающих локальных ценностей и в данном смысле связано с их конкуренцией, соперничеством и даже конфликтами.
В-четвертых, это означает, что универсальные ценности должны и могут быть только предметом постоянного диалога и результатом компромиссов и совместного творчества. Они вырабатываются и укрепляются в процессе осознания взаимозависимости и необходимости достижения устойчивого и мирного развития, в совместной борьбе против общих вызовов и угроз, в частности против геноцида и угнетения народов, против голода и природных катастроф. Конечно, универсальные ценности предполагают преодоление убежденности в моральном превосходстве той или иной культуры и соответствующих ценностей по отношению к другим культурам и ценностям.
5. Государство и право как ценности. Отражение ценностного харак-
тера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой ли-
тературе. Анархическое отрицание ценности государства.