Наука, человек и социальный прогресс
Лишь та деятельность имеет шансы на успех, перед которой поставлена конкретная цель, стремление к которой стимулирует развитие этой деятельности.
Для успешного решения любой проблемы необходимо и достаточно всего лишь три условия – искреннее желание, необходимый уровень знаний и достаточные возможности для реализации этих знаний.
Производство знаний – область деятельность науки. Наука оказывается основным инструментом для успеха в любой области деятельности, в том числе в социальной и экономической, если только стоит надежный фильтр, отделяющий пригодное к использованию в практической деятельности от непригодного. Отсутствие такого фильтра превращает научную деятельность в производство интеллектуального мусора, порой особо опасного для общества.
В основе научно-социального прогресса лежит объективная проверка идей и проектов решения проблем, прежде чем их реализовывать.
Объективная проверка – это такая проверка, которая не зависит от чьих-либо интересов и предпочтений, которую могут провести другие и получить аналогичный результат.
Не установив надежный фильтр, отделяющий состоятельные идеи и проекты от несостоятельных, у человечества не будет перспектив в своем развитии. Без такого фильтра все социальные и экономические проблемы по-прежнему будут решаться с позиции силы власти, оружия, денег и толпы, а сила есть – ума не надо. Общество будет беззащитным от социальных идей не только ошибочных, но и ведущих к социальным катастрофам.
Человек «разумный» может понять такую простую истину о роли науки в жизни общества, а человек «неразумный» не способен, поскольку слепо верит во что-то или кому-то. А когда люди слепо верят, их непременно обманут, они идеальный материал для манипулирования их сознанием.
Научно-социальный прогресс предназначен для поиска объективных причин социальных конфликтов и потрясений и их устранения, и для этого процесса не нужен поиск виновных. (Когда случаются землетрясения, всегда появляются мародеры, но мародеры не являются причиной землетрясений.)
Основные положения НСП
1. Научно-социальный прогресс
Научно-социальный прогресс (НСП) предполагает переход в решении социальных и экономических проблем на последовательность аналогичную научно-техническому прогрессу (НТП):
- фундаментальные открытия в общественных науках;
- прикладная наука;
- разработка проектов решения проблем;
- реализация проектов.
Отличительное свойство НСП состоит в том, что научные работы и проекты должны проходить объективную проверку на состоятельность, прежде чем их будут использовать в практической деятельности. Объективная проверка – это такая проверка, которая не зависит от предпочтений и интересов кого-либо, которую могут провести другие и получить аналогичный результат.
Благодаря такой проверке решения проблем не будут зависеть от корыстных интересов кого-либо, а, следовательно, они будут приводить к общественному согласию с методами и способами управления жизнью общества, поскольку публично выступить против объективной проверки на состоятельность невозможно. А это будет означать, что общественное согласие придет на смену ожесточенной политической борьбе, в которой все решается с позиции силы власти, денег, оружия и толпы. Нет же противников у законов аэродинамики или законов Архимеда? Также не будет и противников у научных идей решения социальных и экономических проблем, прошедших успешно объективную проверку на состоятельность.
Для решения любой проблемы необходимы и достаточны три условия: искреннее желание решать проблемы, достаточный уровень знаний для этого и необходимые возможности для их реализации.
Основа НСП - надежные знания, производством которых занята наука. Без объективной проверки научных работ на состоятельность о слове «наука» можно забыть, поскольку не может быть субъективных наук по своему определению. С ее введением общественные науки превратятся в такие же объективные и полезные, какими стали естественные.
Без НСП у человечества есть лишь один позитивный вариант – метод проб и ошибок. Но он будет приводить к каким-то успехам, если ошибочные результаты ожидают и готовы их быстро признавать, а не упорствуют в своих заблуждениях. К сожалению, чаще следуют изречению, что «история учит лишь тому, что ничему не учит». Сегодня и опыт проб и ошибок работает плохо, постоянно «наступают на одни и те же грабли» в решении важнейших проблем.
Нужно также различать слепое копирование и заимствование чужого опыта. При слепом копировании копируется, как правило, худшее, а не лучшее. Заимствование, напротив, предполагает использование только полезного, а для этого необходима серьезная и ответственная исследовательская работа, чтобы избежать ошибок.
2. Объективная проверка на состоятельность (критерий истины)
Вся природа, в том числе человек и общество, как ее небольшая часть, обладают одним универсальным свойством: события и явления не могут противоречить друг другу.
Например, если человек был в одном месте, он не мог быть в то же самое время и в другом. Противоречия могут быть лишь в нашем мышлении, но не в поведении природы. Наш мозг создает образы поведения природы. Они могут либо соответствовать реальной действительности, либо не соответствовать. Используя непротиворечивость поведения природы, можно надежно отделить одно от другого, и тем самым отделить научные работы, выводами которых можно успешно пользоваться в практической деятельности, от всех остальных.
Логика и математика – это такой способ мышления, в котором нет противоречий в выводах и рассуждениях, а, следовательно, они отражают универсальное свойство природы – непротиворечивость ее поведения.
Опираясь на универсальное свойство природы, можно сформулировать основные требования к состоятельности научных работ и проектов решения проблем (критерий истины), что и должно стать основой не только НТП, но и НСП.
Внешняя непротиворечивость
Выводы из научных работ не должны противоречить ни одному достоверно известному факту. И только один такой факт будет говорить либо о ложности научных работ, либо об ограниченности использования выводов из них в практической деятельности, то есть об ограниченности области применения.
Так область использования законов классической механики оказалась ограниченной скоростью движения тел. При скоростях, близких к скорости света, законы классической механики оказываются ложными.
Внутренняя непротиворечивость
Не должно быть нарушений в логике рассуждений и выводах, и только одно такое нарушение или ошибка говорит о несостоятельности выводов.
Следует отметить, что отсутствие ошибок в логике рассуждений и в математических выводах не может гарантировать их состоятельность. Если в качестве исходных данных были выбраны ложные утверждения, то и все безошибочные выводы логики также окажутся ложными. Если процессы описаны математически неверно, то и все безошибочные математические выводы будут такими же ложными.
Математика и логика не могут иметь самостоятельного значения, поскольку это всего лишь правильный ход нашего мышления. Все зависит от того, как и к чему они приложены.
Задача объективной проверки на состоятельность научных работ и проектов решения проблем двоякая. Она заключается не только, чтобы отфильтровать непригодное, но и не пропустить все позитивное и полезное. Нельзя допускать, чтобы вместе с водой выплескивали и ребенка.
Организация объективной проверки на состоятельность имеет огромное значение для развития науки, поскольку создает благоприятные условия для востребованности научных знаний обществом.
Следует отметить, что научная деятельность не может решать какие-либо практические задачи. Научные работы могут ответить лишь на вопрос: при каких условиях может быть получен определенный результат, а при каких он невозможен и по какой причине. А выводы из научных работ (инженерная деятельность) может использоваться для решения самых разных практических задач, и они могут быть использованы как во благо, так и во зло. Например, открытия в физике использовались для создания оружия массового поражения, способного уничтожить человечество как вид, и для решения важнейших проблем человечества.
По этой причине наука не может быть нравственной или безнравственной, она не может зависеть от каких-либо политических, философских и религиозных идеологий, она не может служить кому-либо.
3 Социальные технологии
НТП неразрывно связан с разработкой новых технологий, также и НСП будет связан с социальными технологиями, они и станут практическим результатом научно-исследовательской деятельности в социальной и экономической области.
Могут ли два человека разделить одно яблоко, не чувствуя себя обделенными? Могут, не привлекая к этому ни точные весы, ни третейского судью, ни другие хитроумные методы. Один делит яблоко, как считает правильным, а другой выбирает себе понравившуюся часть. Интересы сторон согласованы при помощи последовательности определенных действий.
Социальная технология, как и любая технология, - это последовательность простых действий, которые в сумме приводят к успешному решению сложной задачи. Такую технологию можно проверить на состоятельность, в ней можно обнаружить ошибки и устранить их. Выполнение социальной технологии можно проконтролировать на всех этапах и скорректировать. Однажды изобретенные социальные технологии могут заимствоваться и воспроизводиться в самых разных вариантах и местах.
В технической области разработка технологий принята за аксиому и составляет основу НТП. С началом НСП такая аксиома будет принята также в социальной и экономической областях деятельности. Их разработкой будут заниматься соответствующие проектные и научно-исследовательские организации, ответственные за результаты своей работы, как это происходит в технической области. Бюрократические и политические органы власти вынуждены будут отказаться от разработки каких-либо реформ и программ, поскольку они не приспособлены для высокопрофессиональной деятельности, так же как они не приспособлены для разработки проектов какой-либо техники.
Большинство конфликтов в обществе, в том числе и носящие международный характер, происходит из-за отсутствия эффективных социальных технологий, согласующих интересы конфликтующих сторон.
Разработка эффективных технологий решения важнейших социальных и экономических проблем является основной целью научно-социального прогресса.
4. Двойственная природа человека
В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека: один - социальный, другой - индивидуальный. У них разные мотивы деятельности. У индивидуального человека мотивы деятельности находятся внутри нас, у социального мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Эти два разных наших «Я» постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого.
Внешние мотивы неустойчивы, они могут быстро меняться. Внутренние мотивы консервативны, они создаются условиями предыдущей жизни каждого, изменить эти условия невозможно, поскольку невозможно изменить прошлое. Они могут меняться постепенно, под воздействием последующего жизненного опыта.
Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.
Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов деятельности – главный фактор, который влияет на результаты деятельности людей и их психическое состояние.
Если расхождение высокое, наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).
Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, он находится в комфортных условиях и добивается высоких результатов.
Двойственная природа подтверждается и открытиями в области физиологии работы мозга. В науке о мозге появилось открытие, сопоставимое по значению с расщеплением атомного ядра в физике. По странному совпадению, это тоже расщепление, но не ядра, а мозга. В нас, оказывается, находится не один, а два совершенно разных человека. Они действуют поочередно. Причина в строении нашего мозга. Он состоит из двух полушарий. Полушария соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело - белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя нашими полушариями.
В зависимости от того, какое из полушарий оказывается ведущим, а какое ведомым, в каждом из нас, без какого-либо исключения, проявляются два совершенно разных человека. Они обладают разными законами поведения и восприятия мира, у них разные законы мышления и язык общения. У них могут быть противоположные по своему содержанию желания. Что хочет одно наше «Я», может не хотеть другое. (За открытие, касающееся функциональной специализации полушарий головного мозга, американский нейропсихолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии).
Социальное наше «Я», решая задачи, ориентируется на внешнюю оценку результатов своей деятельности, по этой причине у него не может быть собственных мнений и суждений. Это «Я» ориентируется на мнения авторитетов и руководителей. Стремление человека к свободе (либерализм) не более чем иллюзия, поскольку человек существо социальное, живя в обществе, он не может быть свободным от него и от систем управления жизнью общества. Как в постоянном магните есть два полюса, так и у человека всегда присутствуют две стороны личности - индивидуальная и социальная. По сути, стремление к абсолютной свободе представляет собой попытку "избавиться" от своего социального "Я". Это так же бессмысленно, как разделением магнита на две части пытаться избавиться от одного из его полюсов.
Индивидуальное наше «Я» стремится найти эффективное решение задачи. Это «Я» стремится видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким как может казаться, чтобы избежать ошибок в своих действиях.
Социальное же «Я» - актер, ему нужно выглядеть перед кем-либо, нужно воздействовать на людей в нужном для него направлении. К этому «Я» относится изречение Шекспира: «Весь мир театр, а все люди в нем актеры». Но актеры не умеют решать практические задачи, они могут лишь хуже или лучше играть свою роль.
Все политики, деятели искусств, религиозные и общественные деятели – по существу актеры. Они постоянно решают задачу: как повлиять на мнение, поведение, настроение других людей. А мотивы «выглядеть» и успешно решить задачу – несовместимы, либо одно, либо другое.
Из двойственной природы человека следует, что может одно из наших «Я», не может другое, и наоборот.