Понятие и предмет философии права
Философия права
Понятие и предмет философии права
Философия права – это наука? Есть точка зрения, что это просто способ мышления, а не наука. Но мы будем придерживаться точки зрения о том, что это наука.
Философия права как учебная дисциплина появилась еще до Советского периода – в начале 19 века. История становления данной учебной дисциплины интересна. Изначально она формируется как часть философии. Изначально ФП была частью философии и основывалась на философских основах.
В конце 19 века ФП переходит к юристам и развивается как часть юриспруденции. В советский период ФП растворилась в ТГП. Исчезла отдельная дисциплина и не изучалась.
В последнее время, в силу актуальности правовых проблем, которые, уже опираясь лишь на практику, нельзя решить.
Разные авторы по-разному определяют и предмет, и понятие ФП.
Алексеев определяет ФП как науку и дисциплину, которая должна дать мировоззренческое объяснение права, причем как для отдельного человека, так и для цивилизации в целом.
Нерсисянц считает, что ФП – действительно наука, которая призвана раскрыть ценность и истинность права и соотношения его с законом. Нерсисянц разводил понятия права и закон.
Малахов говорил, что ФП должна рассматриваться как интеллектуальный процесс, суть которого состоит в философствовании о праве (размышлении о праве). Он видит суть в правовом сознании людей, пытается обосновать ценность ФП с позиции самого субъекта.
Керимов дает определении ФП как наука, учебная дисциплина признана разрабатывать основополагающие проблемы диалектики, гносеологии и логики правового бытия, которые позволяют развивать теорию права.
ФП, по мнению Керимова, такими образом состоит из 3 элементов.
Последние подходы, современные – Жуков.
Жуков считает, что прежде чем определить ФП и ее предмет, нужно раскрыть понятие общей философии, ее характеристики и особенности.
Черты общей философии:
1) Философия не имеет общезначимых результатов
Те выводы, к которым приходят философы, не обязательно будут приняты всеми. Философия ищет бесконечные решения одних и тех же значимых вопросов.
2) В философии нет единства. Философия – это набор различных мнений.
3) Философия стремится выработать предельно обобщенное универсальное знание
То есть то знание, которое было бы применимо к любой сфере.
Большое значение выделяется ценностной составляющей (значимости). Тут проявляется субъективный момент. Эта значимость и ценность по-разному рассматривается.
Цель науки – обрести новое знание; а философии – обрести смысл. Поэтому общая философия рассматривается Жуковым как метод и как теория.
Философия как метод – это способ мышления, направленный на выявление предельных оснований бытия, его смысла, значимости, ценности.
Философия как теория – это сумма представлений, выступающих в форме рационализации ценностных установок.
Таким образом, названные свойства философия сводятся к 3:
1) Стремление к получению предельно обобщенного и универсального знания
2) Ценностная природа философского знания
3) Субъективизм
Эти свойства в полном объеме присущи и философии права. То есть ФП можно рассматривать также как метод и как теорию.
ФП как метод это способ познания, направленный на выявление предельных оснований политико-правового бытия, его смысла и выступающих в форме рационализации ценностных установок.
ФП как теория – это сумма представлений о предельных основаниях политико-правового бытия, его смысла и выступающих в форме рационализации ценностных установок.
Данный подход созвучен с позицией Михайловского, который тоже считал, что ФП стремится познать порядок, в котором проявляются основы бытия.
Философия права должна разрабатывать почти полную методологию. А в рамках философии важное значение имеет ценностная составляющая. Также в качестве предмета философии права выделяют правовое сознание.
Структура философии права
Основные разделы:
1) Онтология права
Проблемы природы права, проблемы связи права и закона
2) Антропология права
Мы берем как данность, что в Конституции закрепляются права и свободы человека как высшей ценности, не рассматривая; потом рассматриваем направления законодательства страны.
3) Гносеология права
4) Оксеология права
Обоснование ценности права (ценность – человеческие права и свободы и прочее).
Можно выделить различное обоснование изучения философии права:
1) Историческое обоснование
Практически на каждом этапе меняется форма выражения права, меняется форма допустимости.
2) Актуальное обоснование
Обоснование актуальности основывается на том, что это не только действующий фактор, нам нужно все равно представлять с одной стороны, как оно дальше будет развиваться, попытаться понять проблемы.
3) Прикладное обоснование
Прикладное значение философии права в свое время еще озвучил Чичерин, когда задавался вопросом – говорил, что область права не исчерпывается областью законодательства.
Функции философии права
Этот вопрос несложных, поэтому самостоятельно.
Нужно выделить функции:
1) Мировоззренческая
Формирование мышления, мировоззрения
2) Методологическая функция
ФП разрабатывает методологию познания
3) Гносеологическая функция
4) Аксеологическая функция
Концептуальные идеи
Это исходные суждения о предмете, его программные предположения. Когда мы начинаем изучать предмет, мы уже строим какие-то предположения, что мы можем увидеть, что изучить, исходя из своего опыта и знаний.
Дальше в процессе исследования вобщем-то мы пытаемся найти предположения. Они могут подтверждаться или нет, значит нужно найти другой способ решения проблем.
В качестве примера можно привести: рассмотрение права как выражение меры свободы (немецкие философы).
Одна из концептуальных идей: цель права – обеспечение минимума нравственности.
Значительную часть разработок было посвящено соотношению права и морали, права и нравственности.
Концептуальные идеи – это не желание выдать собственные мысли за истинные, а изучение того, что существует!
Парадигмы
Это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных научной общественностью на данном этапе.
Это уже не концептуальные идеи, особенность в том, что это еще и взгляды, идеи, которые признаются общественность (научной). Если концепция – это идея отдельных исследователей, которые нужно подтвердить, распространить, то парадигма – это уже принятые идеи в обществе, которые уже сложились, которые имеют подтверждение.
Если говорить о парадигмах ФП – нужно говорить о типахправопонимания (что есть право, откуда оно берется):
a. Естественно-правовой подход
b. Позитивистский подход
c. Психологическая теория
d. Нормативистская теория
Если говорить о современных парадигмах, то сегодня признается 2 основныхподхода:
E. Позитивистский подход
Отождествление права и закона; с одной стороны есть плюс – вполне определенные предметы исследования (нормы, законодательства); процесс реализации виден; хотя минусом является то, что пытаясь понять эффективность правового воздействия реализации данных норм, нужно обращаться к адресатам норм, нужно учитывать социальную природу
Стремление дать ценностно-нейтральное понятие права – это еще одна особенность. Мы не пытаемся понять значимость его в жизни человека, а это очень важный аспект. Основными реализаторами правовых норм являемся мы с вами, каждый человек (но восприятие разное у всех; поэтому важно не просто принять эту норму, нужно не просто донести, проинформировать население, а еще и воспринять правильно).
Здесь делается упор на ценности, то, что важно для каждого человека; тогда право воспринимается не как ограничитель, а как гарант свободы; свобода становится реальностью.
Еще одно достоинство позитивизма – он опирается на юридическую практику. Формальная определенность – это хорошо, с одной стороны. Но есть и недостатки отсюда – увлечение формализмом.
Еще одним достоинством позитивизма является его направленность на установление правопорядка в обществе, формально это закрепляется и направлено на это. Но с другой стороны именно формальный подход может привести к тому, что правопорядок будет рассматриваться как результат деятельности государства (но это уже переходит в тоталитарный режим, когда правопорядок достигается любыми способами и мерами).
Позитивизм ориентирует на понятие закона, нежели права. Но не все законы являются правовыми, справедливыми.
В рамках ФП исследований мы будем рассматривать позитивное право. Позитивное право т.е. право выраженное в законодательстве и иных формализованных источников.
В связи с этим появляется интегративный подход – связь 2 разных подходов, так как в позитивизме есть множество достоинств, несомненно.
Методологические принципы
Этот элемент нам известен. И из ТГП, и из ПТГП.
В ТГП это принцип историзма, системности, объективности и прочие.
А если говорить о ФП, то здесь принципы разделяют на 4 группы:
Методы познания
Методы – это тоже разработка философии права.
Нужно рассмотреть диалектический метод; рассмотреть 3 закона диалектики (борьба и единство противоположностей; переход от количественных изменений в качественные – увеличение числа теорий позволяет нам выйти на новый уровень – осознать суть явления; закон отрицания отрицания); метафизика, историзм.
Диалектика предполагает изучение явление в развитии; изменения предполагают развитие. Развитие – переход от одного этапа на другой. Первое отрицание – когда мы переходим с одного этапа на другой, от одной системы к другой; первое желание – забыть все, что было раньше (забыть о феодализме при переходе к буржуазии; чтобы повысить эффективность – нужно освободить работников); поэтому отрицается все старое. Но можно ли построить все новое, если уберем все старое? Можно, но долго и мучительно, ведь прошлое – это еще и опыт. Поэтому второе отрицание – это отрицания первого – не нужно все разрушать, мы начнем скатываться тогда. В принципе можно наблюдать этот закон.
Обязательно нужно выявлять псевдоновое. Это когда старое маскируется под новое (когда создается имитация: да, мы уже вышли на этап новый, но работает все по-старому).
Сущность понятия права
Сущность права
В философии права есть разные направления. Но так как за основу взят естественно-правовой подход, то с этой стороны и будет рассматриваться он.
В основу понимания сущности права положены 2 характеристики: ??? и ???
Права – свобода, обусловленная равенством. Сущностной характеристикой человека является свобода, потребность свободы. Необходимо определять рамки свободы, так как человек – это существо социальное, общественное. Сущность права – это свобода, обусловленная равенством.
Что такое свобода? Откуда берется и чем обусловлена такая характеристика, как равенство?
Мы все находимся в фактически неравном положении. Но фактическое неравное положение – это и есть свобода.
Понятие свободы
С одной стороны эта категория известная. Надо сказать, что идея свободы, как социальной ценности (а в этом никто не сомневается; ведь свобода – это то, к чему стремился человек и стремится по сей день) наиболее ярко заявило о себе в эпоху возрождения. И изучением этой категории занимались Гоббс, Локк, Кант, Гегель.
В частности, Гегель отмечал, что всемирная история – это прогресс сознания и свободы. С ним соглашался Энгельс, который писал в своих работах, что свобода является необходимым продуктом исторического развития.
Кульминацией осознания ценности свободы и необходимости ее обеспечения в отношениях. Что такое свобода? Как ее определить?
Определений свободы достаточно много. Свобода – это возможность выбора.
В самом общем виде свободу можно определить следующим образом. Свобода – это возможность и способность субъектов действовать самостоятельно, независимо, осуществляя свои интересы и цели, соотнося их с интересами и целями общества.
Свобода может обернуться чем? В том числе и неограниченная? Произволом, тиранией. Определить свободу именно как ценность и исключить проявление отрицательных составляющих.
Какими характеристиками обладает свобода? В чем ее ценность для человека?
Можно выделить следующие характеристики:
Для свободы характерно такое свойство как позитивность
В данном случае позитивность означает возможность что-либо воспринимать. Надо сказать, что это совершение действий составляет суть наших действий.
Это уже в принципе в определенной степени дает возможность обеспечить достаточно комфортные условия.
Современные авторы выделяют 2 типа свобод:
a. Негативная свобода
Она определяется формулой «свобода от…» (чего-либо). Освободились, а дальше что? Заключенные в местах лишения свободы. Получают свободу, выходят, дальше что? Очень трудно сориентироваться, понять. Получается тупик. Его рассматривают, как условие для дальнейшего развития, в том числе необходимое условие для свободы в позитивном понимании.
b. Позитивная свобода
Она определяется формулой «свобода для…» (чего-либо).
Liberty – это свобода от..; стремление освободиться от всех условностей: национальность, история и прочее. Это не очень хорошо; freedom– свобода для.
Важным элементом свободы является цель. Человека рассматривают как разумное существо, которое действует, как правило, целесообразно. Но тут есть некоторые разногласия. В частности, не всякая цель служит показателем свободы. Он считает, что о свободе можно говорить в том случае, если субъект станет прогрессивным.
Но правонарушители тоже ставят цель перед собой. Получается в этом случае правонарушитель действует несвободно? Ученые с этим не согласны.
Да, цель должна быть. Но цель может быть разная. Более того, если обратиться к Гегелю – наказание, налагаемое на преступника – это есть проявление его выбора. Поэтому мы действительно его наказываем.
Еще одной характеристикой, является выбор. То есть свобода как благо проявляется в возможности делать выбор, т.е. выбирать то деяние, которое отвечает потребностям человека.
Эти составляющие: цель и выбор, они имеют практическое значение, не только философское. Правонарушитель тоже ставит определенные цели. Поэтому необходимая оборона – обстоятельство исключающее ответственность – это ситуация, когда, по сути выбора нет. То есть конечно, он может не сопротивляться; но разумный человек на подсознательном уровне будет защищаться. Здесь надо сделать упор на разумности человека. А разумный вроде как должен отреагировать на опасность, машинально.
Свобода – это внутренняя творческая энергия человека. Свобода – это не просто (Алексеев) благо общественности, это не просто пространство для удовлетворения своих субъективных потребностей; свобода открывает пространство активности человека, где он может реализовать свои способности, свои возможности.
Каждый человек хочет реализоваться. Каждый пытается заявить о себе. Между субъектами возникает конкуренция. А конкуренция – это условие совершенствования развития, приходится выходить на новый уровень. А все общество, в котором большинство людей активны и конкурентноспособны, развивается, прогрессирует. Свободное развитие общества обеспечивает свободное развитие и самого государства. «Свобода развития одного есть необходимое условие свободы развития всех».
Разумность – это осознание не только своих возможностей и потребностей, а еще и возможность соотносить свои интересы с общественными.
Необходимо установить границы свободы, раз мы понимаем, что она не может быть абсолютной. Причем какие это должны быть границы? Они должны быть четкими, незыблемыми (все должны соблюдать правила) и они должны быть контролированными.
Какое мнение способно такие границы установить? Закон, а если брать шире – право. Без этих границ свобода превращается в произвол и тиранию.
Установление границ не означает лишения человека свободы. То есть это не равнозначные понятия, но они связаны. Только будучи определенной, поставленной в рамки, свобода становится реальной, гарантированной, обеспеченной.
Если нет границ, никто ничего не гарантирует. Границы обеспечивают материальную свободу. Законы придуманы не для прекращения человеческой деятельности, а для ее направления.
Свободе нужно определить меру. Исходя из справедливости, должна быть равная мера для всех. А откуда берется понятие равенства. Равенство имеет естественную природу. В разумном человека заложена способность самоограничения. Мы ее реализуем не задумываясь. Для каждого требуется разное количество свободы. Некоторым нужно очень много, двойную, а некоторым и четверти хватит. Но надо установить единую меру!
Это проявляется и в коллегиальном принятии законов, кстати.
Равенство в данном аспекте имеет формальный характер. Принцип формального равенства. Это означает, что мы формально за каждым признаем это набор возможностей. НО формальное равенство не гарантирует фактическое равенство.
Позитивное право
Это иной компонент уже.
Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, источниках, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносится юридически обязательные императивно властные решения.
Позитивное право ассоциируется с законами, НПА. Оно приобретает видимый характер благодаря этим актам, но это не то же самое, что закон. Это не одно и тоже. Нужно различать их. Это те нормы, четко указывающие на поведение, правила.
В виде прав, обязанностей, запретов – вот, что такое позитивное право. У нас есть естественное право как сумма требований, оно формируется жизнью, оно формируется в сознании людей. Оно может выражаться в форме требований, но будет действительно существовать, когда будет выражено в позитивном праве.
Позитивное право – институциональное образование (это нормы, отрасли, институты), которые фиксируются в нормативных актах. Отрасли права не ассоциируются с отраслями законодательства.
Позитивное право – это писанное право в большинстве случаев, так как правило нужно сформулировать + его нужно донести до каждого и до общества в целом.
Источником позитивного права является государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц.
Наиболее важные правила поведения закрепляются в законах. Главное достоинство позитивного права – оно представляется собой нормативно-ценностный регулятор.
Нормативный – не совокупность правовых норм, как это в ТГП. У слова норма есть и другое значение. Возможность позитивного права вводить начало нормальности и позитивности. Устанавливаются такие правила, которые не просто необходимо, а которые действительно отвечают потребностям.
Ценностный – позитивное право вводит в жизнь людей определенные ценности. Но в данном случае мы говорим о регуляторе отношений, который необходим обществу для установления порядка. Поэтому ценностный момент немного по-другому рассматривается. Как оценка действий, т.е. поведения субъекта – нарушает ли нормы или нет.
Выделяют основные свойства позитивного права:
1) Всеобщность
2) Общеобязательность
3) Определенность по содержанию
4) Государственная обеспеченность, т.е. гарантированность действия права
a. Государство формулирует нормы права (общество лишь заявляет требования)
b. Механизмы реализации: исполнительная власть – вот для чего она нужна (пускай вводят закон в действие)
c. Если нарушаются нормы (требования), тогда нужно принуждение
Вот. Нужно разграничивать закон и позитивное право. Закон – это да, материальный источник, это форма. Но позитивное право – это содержание, это и есть правила.
Ученые говорят о взаимосвязи естественного и позитивного права. По сути, это 2 основных компонента (но не единственные) понятия права. Они представляют собой самостоятельное явление.
Различия между естественным и позитивным правом:
1) Естественное право считается происходящим от естественного порядка вещей
Позитивное право – это право, созданное людьми. Оно исходит от государства. Государство принимает общие правила, которые усреднены для всех; нормы могут показаться нам вовсе не соответствующим нашим потребностям, но если разобраться, то можно увидеть, что именно такие нормы дают обществу жить.
2) Естественное право возникает вместе с человеческой цивилизацией и культурой, когда человек начинает понимать свои возможности, потребности.
Позитивное право возникает одновременно с формированием государства. По сути дела право и государство возникает одновременно.
И право и государство – это результат развития общества, в том числе и его потребностей.
Естественно-правовые требования стремятся быть выраженными в нормах позитивного права, но могут выражаться в нормах традиций, обычаев. А позитивное право всегда имеет четкую фиксацию в виде четко определенных правил поведения.
В соответствии с ествественно-правовой теорией права человека считаются принадлежащими ему изначально, безусловно.
Право на свободу вероисповедания – это одно из первых прав!
3) Естественное право не тождественно законодательству, хотя оно может быть в рамках данных норм; а позитивное право чаще всего отождествляется с законодательством.
4) Нормативно-ценностным ориентиром для естественного права является высшая справедливостью.
А для позитивного права основным ориентиром является правовой порядок; его задача – обеспечить этот порядок.
Хотя в общем связь уже прослеживается. Естественное и позитивное право очень взаимосвязаны между собой – это больше единство, хотя иногда и противоположны.
Единство и взаимосвязь данных прав: позитивное право – необходимая форма существования естественного права.
Отсюда следует, что позитивное право находится в зависимости от естественное права. Естественное право – содержание, а позитивное право – форма. Поэтому естественное право является начальным.
Позитивное право как форма придает естественному праву такие формы, которые являются базовыми, обязательными, которые закрепляют требование свободы.
Данные 2 права отличаются, но друг без друга существовать не могут.
Определение права
Философия права в первую очередь пытается познать природу, показать значение, тем не менее, практически все философы, мыслители, ученые предыдущих этапов стараются найти определение права.
Наиболее серьезную работу провели Керимов Д.К. Он пытался дать определение права. Прежде чем сформулировать определение права, он объяснял, почему возникают такие проблемы. Любое определение подвергается критике, более того, появляются новые знания, аспекты, это связано с объективными условиями и субъективными взглядами, поэтому определение права постоянно меняется.
Вся эта совокупность факторов безусловно сказывается на развитии научных фактов. Но невозможно дать точное и одно определение. Вся научная деятельность:
1) Эволюционная стадия
Характеризуется накоплением знаний исследуемых явлений. В процессе поиска фактического материала, формулирования документов, появляются основные признаки, характеристики. В конечном итоге они дают возможность исследовать ее, дать окончательное определение. С одной стороны поставить точку.
2) Революционная стадия
Когда формулируют, то по сути дела, появляется новое явление, новая категория, новое понятие. Но данная революционная стадия порождает эволюционную стадию, так как начинается критическое мышление, поиск новых аргументов, это приводит к накоплению новых знаний, формулированию новых связей.
То есть научная деятельность по исследованию одного какого-то события или явления – это бесконечная деятельность.
Если проанализировать современные определения права, то можно выделить 2 направления:
1) Формально-юридический
Право – это система формально-обязательных и нормативно-определенных правил поведения…
Но данное определение односторонне, оно описывает лишь позитивную сторону права. А чем обусловлено принятие норм и их существования? Природа не раскрывается. А второй вопрос: достаточно ли лишь принятия норм или все-таки право – это явление динамичное? О нем можно говорить лишь тогда, когда оно начинает действовать? При этом действие права важно именно эффективное, а не просто фиксация/констатация права. Если не действует право – то его и нет, можно сказать.
2) Системный подход
Право – это регулятор, основанный на принципах равенства и справедливости. Нам все равно нужно нормализовать, определить, обеспечить соблюдение принципов со стороны субъектов.
Что же сегодня предлагают философы права? Они предлагают давать определение права в расширенном виде. Наиболее полно давал содержательноеопределение права Черненко О.И. Почему именно содержательное? Это не то, к чему мы привыкли. Содержательное право включает 5 компонентов, и именно их совокупность дает наиболее полное определение права:
Естественное право
Хотя он не так точно определяет его. В его работах ярко прослеживает философский аспект, а не юридический.
«Первая составляющая отражает требование, согласно которому правовая база – это не только совокупность правовых норм, официально установленных органами гос.власти, но прежде всего то, что вытекает из объективных реалий, то что установлено в строгом соответствии с объективными жизненными процессами».
Что вытекает из объективных реалий? Естественно-правовые требования вытекают, сумма которых образует естественное право.
2) Писанные законыи иные НПА
Сюда можно добавить и судебные прецеденты и иные источники, кроме правовых обычаев. Но важно, чтобы они были санкционированы государством. Получается, это и есть позитивное право. Здесь важен не сам закон, а то, что в нем определено, что в нем содержится.
Формулируются они не только в законах, но и в иных источниках.
Но важно не просто закрепить их, а сделать так, чтобы они заработали. То есть нужны механизмы фиксации этих норм.
Нужна достаточно большая совокупность ненормативных установлений (например, чтобы получить право на образование, все же нужно заключить договор об обучении в ТГУ или приказ о зачислении)
Правовая политика
Редко говорится об этом компоненте, но это очень важная составляющая права.
Правовую политику можно определить как комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.
В практическом плане правовая политика представляет собой разностороннюю деятельность субъекта: правотворческую, правоприменительную и т.д.. Данная деятельность направлена на решение конкретных задач: совершенствование юридической практики, правоохранительных органов; законности и правопорядка; формирование и укрепление правового сознания и правовой культуры. Характер правовой политики может быть разный.
Есть 2 направления:
Карательная политика – строится на принуждении.Каким образом формируется правосознание.
Правоохранительная политика– признание прав человека, его прав и свобод. Даже если взять современную Россию, мы поменяли политику координально; мы либерализуем политику; гуманизация уголовного законодательства. Данная политика тоже ориентируется на потребности общества.
Конечная цель правовой политики – формирование правового государства, гражданского общества и прочее. Это все где-то далеко, но определенные изменения все равно происходят.
5) Практическое регулирование социальных отношений, это собственно сами правовые отношения, это правовая деятельность человека, общества, т.е. динамика в чистом виде.
Живое право Эрлиха, т.е. действующее право. А действует право посредством нашего поведения, поведения органов, организаций. Если этого нет – то это мертвое право. Поэтому данный элемент говорит сугубо о динамике.
Данные 5 составляющих в совокупности дают нам понятие права. С одной стороны право базируется на естественных потребностях, формально определенное, обеспеченное механизмами и при этом действующее, живое.
Право и закон
Соотношение права и закона
Право – это и есть то, что выражено в законе. Но в философии есть другая позиция, которая разграничивает право и закон.
Право – это продукт общества. А закон – это результат деятельности государства, продукт государства.
Эту позицию очень активно отстаивал Нерсисянц. Разграничение права и закона и их условное понимание взаимосвязей и тесных взаимосвязей. Мы не можем допустить существование права и закона без разграничения.
Вопросом разграничения занимался Кант и его идеи положены в основу современных исследований. С одной стороны Кант различал эти 2 понятия. А право он рассматривал как особый социальный феномен, определяющий дозволенное и недозволенное в обществе; он использовал понятия «правовой закон» и «закон, рожденный капризом». Но доминирующей точкой зрения была мысль о нераздельности, о единстве права и закона. Эта мысль прослеживается также в определениях, которые давал Кант.
Алексеев подхватил идеи эти. Он также говорит о взаимосвязи права и закона. Алексеев говорит, что это не тождественные понятия, взаимосвязь права и закона отличается иногда, бывают очень противоречивые законы. Алексеев говорит, что одной из линий взаимосвязи права и закона является рассмотрение права и закона в качестве формы выражения права (здесь также появляется дискуссия по поводу формы и источника). Алексеев говорит, что эта связь не является односторонней, так как форма тоже оказывает воздействие на содержание. Форма оказывает формирующее воздействие на содержание.
Почему мы пальму первенства среди форм права отдаем закону?
Суть этого взаимодействия расскрывает Алексеев. Благодаря закону право объективируется, оно становится видимым, ощутимым. Одно дело, когда мы что-то осознаем, а другое дело, когда мы видим достаточно четкие и определенные правила поведения. Законы и иные НПА, наряду с функцией источников права имеют еще правоустановительное значение. Они изначально имеют субъективный характер.
Письменность – это значимый рубеж. То есть именно благодаря письменной фиксации совокупность знаков достигает того, что можно назвать семантической автономии, т.е. становится независимой от рассказчика, слушателей, конкретных условий продуцирования.
Благодаря письменной фиксации реализуется возможность строгой и точной определенности по содержанию, т.е. мы не просто предполагаем, чтобы мы хотели, а мы видим – что мы можем сделать. Здесь же достигается всеобщность (как только зафиксировали – мы это показываем всем). Именно благодаря письменной фиксации появляется возможность включить определенные положения и ценности уже в официальную, публичную жизнь общества.
Закон – не просто фиксирует, документально закрепляет нормы-принципы, а выполняет отношения к позитивному плану, но выполняет также конституирующую функцию: формирование, предписание, утверждение.
Право приобретает в форме закона свои важнейшие свойства и качества:
1) Всеобщность
Именно благодаря письменной фиксации мы можем проинформировать всех; но всеобщность в данном аспекте рассматривается не только, как адресованность.
Незнание закона не освобождает от ответственности – почему? Да потому, что легко узнать, прочитать, везде все есть.
2) Равновесность
Реальное воплощение, реализация сущностного начала права.Но при этом возлагается не только равная свобода, но и равная мера ответственности.
Это отражает уже справедливые начала.
3) Определенность по содержанию
Но в свою очередь важно не просто четко сформулировать. Нам задают границы, рамки, в которых мы должны уточнить. Но даже эти границы нужны человеку, именно определенность по содержанию в свою очередь обеспечивает прочность и стабильность.
Покровский среди наиболее важных и естественных прав человека на первый план ставил не право на жизнь, а право на определенность правовых норм. Это нужно для того, чтобы предъявлять требования другим.
4) Нормативность
5) Формальная определенность
6) Гарантированность государством
Раз появляется возможность требовать соблюдения, у государства есть обязанность выполнять эти требования.
Вот такая связь права и закона.
Понятие правового закона
Далеко не все законы отражают эти устремления, потребности. Тех, кто не разграничивает – это наверно не самая верная политика + философия права разграничивает.
Есть 2 основных подходов:
1) В качестве правового закона нужно рассматривать закон, который закрепляет общую волю (воля нации, воля всего общества, воля народа)
Возникает вопрос, кто будет осуществлять общую волю..
Данное направление в философии права не получило распространения; Этот подход удобен для классового подхода, когда в рамках общей воли рассматривают волю господствующего класса.
Отечественная ТГП очень противоречива в данном плане. А философия старается разобраться во всем этом.
2) В качестве критерия правового закона предлагается рассматривать такие понятия, как справедливость, гуманизм, добро. Они безусловно взаимосвязаны, но тем не менее их нельзя отождествлять моральный критерий в качестве правового.
Поэтому сегодня эта проблема сохранилась. Отечественные философы считают, что положения Черненко имеют место быть. Идеи и взгляды его похожи на взгляды Маркса.
Одно из определений правового закона – это закон, опосредованный естественным законом свободы, т.е. это закон, который определяет сущностную характеристику права.
Современные философы также обращаются к классической философии, к идеям Канта, который тоже сформулировал понятие правового закона: звучит определение всеобщего правового закона Канта таким образом – поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого и сообразно со всеобщим законом.
Сегодня несколько расширяют это понятие. Иногда говорят, что правовой закон – это закон, изучающий основополагающие ценности права (свобода, равенство, справедливость).
Сложность заключается в том, что законодательная деятельность предполагает наличие постоянства и стабильности в поведении людей. Но можем ли мы это гарантировать? Проблема и заключается в том, что постоянство, которого мы ждем противоречит изменчивости динамики социальной среды.
Сформулировано 2 аксиомы, на которых должны строиться правовые законы:
1) Аксиома разумности человека
Каждый человек способен сделать разумный выбор между добром и злом; следовательно, это уже не требует от законодателя каждый раз закреплять это требование
2) Аксиома свободной воли
Личность свободна нести ответственность за свое решение. Свобода – это такая категория, которая предполагает несение ответственности.
При формулировке закона нужно учитывать, что личность должна нести решение за свои действия.
Правило законности:установленное за нарушение права наказание должно превышать все выгоды, которые н