Происхождение и основные классификация развития философско-правовой мысли.
Философия права возникла тогда, когда появилась потребность философского осмысления окружающего мира.
Ключевую роль в развитии и становление философии права как науки сыграли работы Г. Гегеля «Естественное право. Основы философии права» (1820 г.). Г. Гуго считал, что юриспруденция состоит из трех составляющих: догма права, история права, философия права. Но с последней трети 19 века и весь 20 век философия права переходит в ведение правоведов. Она преподается в университетах и институтах.За основу берется немецкоязычные авторы и немецкоязычная литература (Германия, Австрия, Швейцария). В России философия права складывается под воздействием немецкой философии права, воздействие немецкой философии права является определяющим (Фихта, Кант, Гегель). На идеях этих авторов пишутся труда Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецким, И.И. Михайловский. Под философией права в качестве парадигм они принимали немецкие образцы. Данный факт нужно всегда иметь ввидупри оценке трудов отечественных авторов.
В советский период философия права растворялась в марксистско-ленинской общей теории государства и права. Но нельзя сказать, что специальные труды по философии права отсутствовали (Д.А. Киримов, В.С. Нерсесянц).
После 1991 года философия права расцвела многообразием. Философия права как наука не нужна (А.В. Мартышин).
По теоретическим основаниям подходы можно разделить:
1. Материалистическая. Считает, что всё, что существует – возникло объективно. Не имеет начало и конца, материя переходит из одного в другое. Право есть результат исторического развития самого человечества (Димокрит, Героклит, Маркс, Энгель, Ленин);
2. Идеалистическая (субъективные, объективные). Объективные: мир объективен, но он создан божеством (Кант, Гегель, В.С. Соловьев, А. Гураев).Субъективные (Дж. Беркли, Давид Юмб): все, что нас окружает есть результат нашего восприятия этого мира посредством наших ощущений. Действительность как поток впечатлений. Не признают объективный характер причинности. Из этого движения возникли такие подходы как скептицизм и агностицизм. Скептицизм: ничем не восторгаются, а значит ничем не разочаровываются. Агностицизм: отрицают возможность познания какой-либо истины. Абсолютную истину познать невозможно. А. Шопенгауэр: «Чем больше познаешь, тем больше не знаешь». Человек вообще не может познать абсолютную истину.
3. Философско-правовой рационализм. Рационализм заключается в том, что он обосновывает знания, полученные на основе разума, отражающие правовую реальность и наличие разума есть важнейшее условие существования государства и права. Представители рационализма: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант??, Гегель???;
4. Философско-правовой иррационализм. Основывается на представлении о формировании государственно-правовой реальности на основе дорациональных феноменов и необъяснимых разумными средствами. К дорациональным феноменам относят волю, интуицию, чувство солидарности. Ф. Ницше считал, что сделать усилие воли достаточно для того, чтобы выйти из самой глубокой безнадежности. Самую непобедимую надежду можно подавить усилием воли. Некоторые придают большую роль чувствам и порывам.Теория солидарности. Дюркгейм: люди чувствуют себя комфортно, когда их много.
По идейно-политическим основаниям:
1) Коммунистический подход;
2) Социалистический подход;
3) Либеральный подход;
4) Монархический подход;
5) Глобалистический подход.
Либералистический подход. В качестве основания государства и права либералисты выдвигают либеральные ценности, и в первую очередь – свободу, как альтернативу жёсткой предопределенности, свободу от жёсткой необходимости и детерминированности. Этим недостатком свободы страдал советский строй. Здесь многое было предопределено. Слишком много было постулатов, не задумываясь над тем правильно это или нет, хорошо или плохо. Гегель рассматривал путь человечества от полной несвободы к полной свободе (от свободы одного к свободе всех).Энгельс: «Несвобода – это осознанная необходимость».
Марксистский подход. История, по Марксу, это процесс саморазвития общества. В основе развития лежат экономические отношения, составляющие базис, государство и право относится к надстройке.