Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уроки 1-3. Наука и философия

В самом названии темы присутствует сопоставление двух терминов: «наука» и «философия».

Науки, как и люди, живут семьями. Вот, например, есть история, а на самом деле это целая семья исторических дисциплин: гражданская история, военная история, археология, этнография... Или химия - органическая химия, неорганическая химия, физическая химия, медицинская химия... *

Все эти семьи происходят от великой родоначальницы наук - философии. Она же наука о самых общих законах бытия. И по мере того как человечество открывало частные законы, действующие лишь в той или иной группе явлений природы и общества, по мере того как появлялись целые системы таких «частных» законов, соответствующие области знаний становились самостоятельными науками.

Влияние философии на науки не уменьшилось от того, что они отделились от ее ствола, перестали быть ветвями старого дерева, а росли уже как новые деревья. И множество законов природы - физических, химических, биологических - было открыто философами за многие века до того, как те или иные науки ввели их в свой обиход и точно сформулировали, подтвердив экспериментально. Так, закон сохранения массы связан с именами двух великих ученых - Ломоносова и Лавуазье. Они доказали, что такой закон действует в природе. Но еще философ Эмпедокл, живший задолго до Ломоносова и Лавуазье, утверждал: «Ничто не может произойти из ничего. И никак не может то, что есть, уничтожиться».

Какая же связь существует между науками и философией? В чем их сходство и различия?

- Как вы считаете, чем отличается наука обществоведение от науки истории? Что в них общего?

- А чем отличаются история и обществознание от таких наук, как химия, физика, биология?

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания

Сходства Различия
Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека Изучают деятельность людей, живущих в обществе, их мысли и стремления
Объективные связи между природными явлениями Важны мотивы людей в социальных процессах
Дают обобщенные знания. Характеризуют не отдельный объект, а общие свойства Изучают не только общие признаки общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого действия

Цели социальных наук: • постижение истины; . • обнаружение объективных законов развития общества, направлений его движения вперед.

Следовательно, при всей своей специфике общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.

Дополнительный материал

Из истории формирования социально-гуманитарных наук

Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков, социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

Ренессанс, возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

Поворот произошел только в XVII—XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением. Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон. В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала, наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентации избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.

Наука социология

Социология - молодая наука, изучающая самый сложный объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей.

О. Конт, построивший в XIX в. пирамиду научного знания, расположил социологию на вершине.

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - student2.ru

Социология возвышается над другими науками и, опираясь на знания, добытые другими науками, охватывает все общество во всех его проявлениях. Она как бы подытоживает развитие социального знания, изучая самый сложный объект - общество.

Ответьте на следующие вопросы и ощутите себя социологом.

1. Какие две большие группы являются самыми большими?

2. Можно ли примитивное племя, размером с небольшую деревушку, назвать малой группой? А обществом?

3. Можно ли любую малую группу считать обществом? А большую?

4. Какое современное общество самое большое? А самое маленькое?

5. Китай - это страна, общество или государство? А США?

6. Евразия - это страна, континент или общество? А Латинская Америка?

Вопросы, которые изучает социология: • социальная жизнь людей; • культуры; • проблемы социализации; • статус и социальное поведение и т. д.

Существуют три уровня социологического знания:

1. Теоретический уровень - общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества.

2. Прикладной уровень - социологические исследования, которые дают достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе.

3. Теории среднего уровня - связующее звено между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями. Они дают фактические сведения о явлениях реальной действительности.

Таким образом, социология помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.

Наука политология

Политология является обобщением политических практик, политической жизни общества. Эта наука внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные стороны политики и ее взаимоотношения с обществом.

Представим это утверждение в виде схемы:

Соотношение общей теории политики и частных политологических дисциплин

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - student2.ru

1 - политическая философия; 2 - политическая социология; 3 - политическая психология; 4 - политическая история; 5 - политическая антропология; 6 - политическая культурология; 7- политическая экономика; 8 - теория политико-правовых норм и институтов; 9 - общая теория политики (политология в узком смысле); 10- политическая наука (политология в широком смысле).

Политика входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Необходимость политических знаний для человека обусловлена тем, что они:

• позволяют понять глобальные цели развития общества;

• более четко определить собственную роль в социальных изменениях;

• политические знания препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил;

• понимание природы властных отношений позволяет воздерживаться от использования насильственных средств в разрешении спорных вопросов, быть терпимым к инакомыслию.

Политология ставит перед человеком сложные вопросы и заставляет размышлять над ответами на них.

- Ответьте на один из вопросов политологов: «Возможно ли современное общество без политиков?»

Таким образом, практическое значение политологии определяется ее возможностями формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия.

Наука социальная психология

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Посмотрите на схему:

Социальная психология

 
  Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - student2.ru

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - student2.ru Социология Психология

- Как и почему возникла эта новая наука? Посмотрите на схему и попробуйте прокомментировать ее.

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - student2.ru

Выводы:

1. Большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы.

2. Мир родных, друзей, знакомых влияет на нас сильнее, чем большой.

- Что исследует социальная психология? (Социальная психология исследует поведение человека; чувства человека; мотивы поведения человека; социальную базу формирования личности.)

- В чем ее новизна и привлекательность? (Социальная психология использует новые методы исследования: лабораторный эксперимент, измерение реакций публики, использование ролевых игр в качестве социальных стимулов, исследование установок. Эти методы позволяют:

1. Изучить закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений.

2. Исследовать процесс социализации личности.

3. Изучить и проанализировать деятельность личности в группах.

4. Исследовать формы складывающихся в группах отношений и взаимодействий.)

Таким образом, социальная психология помогает решать многие практические проблемы:

• улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах;

• решает проблемы семейных отношений;

• подсказывает пути оптимизации отношений между управляющими и управляемыми.

Как возникла философия

Философия согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.

Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Вот одна из версий.

Представьте себе, что, путешествуя во времени, мы встретили человека той эпохи, который, как это нередко бывает во времена больших перемен, сетует на порчу нравов. «Раньше, - сказал бы он нам, - знание сообщали боги, а теперь они молчат и люди сами ищут мудрость. Раньше тайны знания хранили жрецы, а теперь его носителями становятся люди разных сословий и о нем спорят, как о ценах на базаре. Если раньше добро, справедливость и благочестие вели друг друга за собой, то теперь умные и много знающие люди могут в то же время быть злыми и нечестивыми. Если раньше купцы считали, а мудрецы пророчествовали, то теперь все смешалось и мудрецы пытаются исчислить мир мерой и пропорцией, а ремесленники и купцы вместо богов предписывают миру законы». Так появился «мудрец». Он не жрец и не пророк, это один из греков, но глубже понимающий уроки повседневной жизни и формулирующий их в запоминающихся изречениях, например, Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Из высказываний Семи мудрецов: «Ничего сверх меры», Пиндар: «Стань тем, что ты есть» и т. д. Тем самым мудрости стали придавать земное, а не небесное достоинство. Философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка, на первое место был поставлен вопрос: «Что можно знать, если знание не дано извне?»

Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть:

• систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;

• логическим по способу обоснования;

• максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам.

Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность положений и выводов - это отличительные особенности философского знания.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.

Вопросы и задания к тексту

- Что означает термин «философия»?

- Кто ввел этот термин и кого называли философами в древности?

- Как, где и почему возникла философия?

- Перечислите требования, которые выдвигают философы перед знаниями?

- Какие черты отличают философские знания?

О чем мыслят философы

«Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди - философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, - а всем этим занимается как раз философия. Знакомство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите? Давайте убедимся в этом.

Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со страниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает. Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею...

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря!

Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и разбирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и ее обманчивой видимости.

За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов - Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других.

Из чего твой панцирь, черепаха?

Я спросил, и услыхал в ответ:

Он из пережитого мной страха.

Ничего прочнее в мире нет.

Б. В. Заходер

Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным:

Ну что ж, так исстари ведется:

Бывают пятна и на солнце.

Конечно, это неприятно,

Но солнце - солнце даже в пятнах.

Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех:

Речь громкая умом порой не блещет,

Речь тихая бывает речью вещей.

Вращается неслышно круг судьбы,

А колесо арбы гремит, скрежещет.

Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара. Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».

И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! - думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. - Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».

Перед нами - подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времен и народов.

А вот маленькое стихотворение Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся фи- ' лософским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.

Таким образом, предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия направлена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философия обозначила те темы, к которым рано или поздно возвращаются мудрецы во все времена:

• Единое - природа всегда предстает познанию в виде отдельных явлений. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Философия дает большой спектр решений этой проблемы.

• Бытие - в поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом все возможные миры. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

• Истина - «Что есть истина?» - этот вопрос всегда принадлежал к числу главных для философии. Философские дисциплины, занимающиеся теорией познания, называют гносеологией или эпистемологией.

• Добро - есть ли объективные законы добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Могут ли добрые чувства заменить принцип долга? Совместимы ли долг и наслаждение? Есть ли то, что выше добра? Как соотносятся сила, право и добро? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой. В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, например, деонтология - наука о долге, аксиология - наука о ценностях.

• Красота - сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это - внешняя форма? Внутренняя форма? Чувственный сигнал о возможной пользе? Приятное? Гармоничное? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

• Человек - проблема человека, по сути, является центром, к которому, как к городской площади, сходятся многообразные пути других философских размышлений. Философская антропология отвечает на следующие вопросы:

- Из каких элементов состоит феномен человека?

- Что правит человеком - свобода или необходимость?

- Человек по отношению к обществу - это часть или целое?

- Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти? Философия растворена в нашей жизни, как золото в морской воде, где

в каждой капле есть миллиардные доли грамма золота. Вопросы и задания к тексту

- Проследите вашу взаимосвязь с философией с раннего детства.

- Охарактеризуйте предмет философии.

- Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают ученые-философы.

- Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?

Итог

- В чем состоят существенные отличия общественных наук от естественных?

- Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

- Охарактеризуйте данные науки.

- Как вы считаете, философия - это наука? Свой ответ аргументируйте.

- Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

- Выполните задание на с. 15-16 учебника.

- Вернемся к вашим высказываниям в начале урока. Прокомментируйте их.

1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...» (Учиться мудрости никогда не поздно, как и не рано... Опыт подсказывает, что самые вдумчивые философы - дети. Еще Аристотель написал, что философия произошла от удивления... Так, Беркли сделал свое основное открытие еще студентом. Шеллинг становится магистром философии в 17 лет. Гегель читает, и не без успеха, свою философию гимназистам Нюрнберга, Ницше становится уважаемым профессором в 24 года...)

2. «Философия - это слишком сложно...» (Философия не требует специальных знаний. Конечно, это не значит, что они не требуют труда. Бывают вещи, трудные именно потому, что они просты: их нельзя свести к чему-то другому, более понятному, объяснить через что-то иное. Знание делает сложное простым, но что нам делать с простым? Тут-то и начинается философия.)

3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки». (Если предлагать вопросы с готовыми решениями, недолго и отучить от азарта поиска.)

4. «Философия бесполезна». (Философия дает человеку целостный взгляд на мир и на его собственное место в нем. Она дает нам увидеть мир, найти, где причины, где следствия, разобраться в том, что Маркс назвал обманчивой видимостью вещей. Подсмеиваться над философами было модно еще две с половиной тысячи лет назад. Фалес Милетский решил раз и навсегда доказать: если философы и не наживают богатства, то только потому, что не хотят этого. И доказал! Он угадал с помощью метеорологических наблюдений, что на следующий год будет большой урожай оливок. Он занял денег, скупил по дешевке все давильни для изготовления оливкового масла в своей местности, а когда урожай был собран, владельцам оливок пришлось выкупать у философа эти давильни. Так Фалес разбогател - но для него дело было не в этом, он только хотел доказать, чтомолсет разбогатеть: не просто как некий Фалес, а как один из философов.)

5. «Философии, как и искусству, нельзя научить». (Далее если вы не увлеклись философией, вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие, и в то Diceвремя не делать трагедии из факта одновременного существования несовместимых способов действительности; поймете, как валено слушать собеседников, терпеливо сносить их «инакомыслие», формулировать и выралсать свои идеи, стремясь к пониманию.)

Домашнее задание

Выучите § 1, выполните задания.

Буддизм

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Правильное стремление.

• Правильное внимание.

• Правильное сосредоточение.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь са

Наши рекомендации