Уроки 56-57. Истина и ее критерии

Уроки 56-57. Истина и ее критерии

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».

Свойства истины.

- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)

Уроки 56-57. Истина и ее критерии - student2.ru

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Конкретность- зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Формы истины

Научная истина; Обыденная или житейская истина; Художественная истина; Нравственная истина

Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме - философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

- Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

- Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

Виды истины

- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

- Достижимо ли такое знание?

- Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины. Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.

- Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины. Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».

- Что их объединяет?

- Какие различия вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

Истина и заблуждение.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся тс истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.

Итог

- Каково классическое определение истины как философского понятия?

- В чем вы видите объективность истины?

- Каковы критерии истины?

- Какие свойства и формы истины вы знаете?

- Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее заданиеВыучите § 22, выполните задания.

Миф и познание мира.

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Там, где кончается наука.

- Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

- Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются зо время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Том, где кончается наука

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Итог

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

- Что объединяет все эти направления?

- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее заданиеВыучите § 23, выполните задания.

Методы научного познания.

1. Каким образом добываются эмпирические научные знания?

2. Дайте характеристику научному наблюдению.

3. Когда возникло экспериментальное естествознание?

4. В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?

5. Приведите пример их тесной взаимосвязи.

6. Что собой представляет современный научный эксперимент?

7. Что такое «гипотеза»?

8. Какую роль она играет в ходе научного познания? Приведите пример.

9. Что такое «моделирование научных знаний»?

10. Опишите его механизм.

11. Какое значение имеет метод моделирования?

12. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

Итог

- Подведем итоги нашего анализа проблемы. Посмотрите на схему:

Научное познание

Наукаявляется основной формой человеческого познания

Обыденное сознаниеотличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств

Научное познаниеотличается от обыденного:

• стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

• особым (научным) языком, используемым для их описания;

• специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

• желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но важные и для будущих поколений потребности общества

Уроки 56-57. Истина и ее критерии - student2.ru

Главной задачей эмпирического уровнинаучного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт На теоретическомуровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения,эмпирического описания и эксперимента Метод гипотезы,а также формулирования научной теории
Наблюдениепредставляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдениеопирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление Сущностьюметода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений
Итогом наблюдения является эмпирическое описание,в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах Цельюпроверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными
Экспериментомназывается такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым) Гипотеза:развитие человечества носит прогрессивный характер
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент,при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий- особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки
При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.На этом основании данный эксперимент относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания  
Уроки 56-57. Истина и ее критерии - student2.ru
Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия
С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Получил распространение в современных условиях. Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект
Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное

Домашнее задание Выучите § 24, выполните задания.

Уроки 56-57. Истина и ее критерии

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».

Свойства истины.

- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)

Уроки 56-57. Истина и ее критерии - student2.ru

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Конкретность- зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Формы истины

Научная истина; Обыденная или житейская истина; Художественная истина; Нравственная истина

Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме - философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

- Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

- Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

Виды истины

- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

- Достижимо ли такое знание?

- Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины. Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.

- Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины. Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».

- Что их объединяет?

- Какие различия вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

Истина и заблуждение.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся тс истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.

Итог

- Каково классическое определение истины как философского понятия?

- В чем вы видите объективность истины?

- Каковы критерии истины?

- Какие свойства и формы истины вы знаете?

- Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее заданиеВыучите § 22, выполните задания.

Наши рекомендации