Домам и элементам посвящены некоторые цвета

Свет также есть некое качество, имеющее множество форм, одновременно это простой акт и символ представле­ния о понимании; он был первым разлит во всем божествен­ным разумом, но первым подлинным светом явился Бог-Отец — Отец Света; затем Свет воплотился своим вели­колепным блеском в Сыне и в Святом Духе сияющей яркостью, превосходящей всякую разумность и даже свет Серафимов, как сообщает Дионисий. Таким образом, эта сверкающая разумность присутствует и в Ангелах; будучи

8 № 2685

226

Книга Магов

Агриппа Неnтесгеймский. О тайной философии 227



радостью, она простирается за границы разума. Затем она опускается на небесные тела, которые становятся хранили­щами жизни, распространителями и даже зримым сиянием Света. Естественная жизненность распространяется через этот огонь далее и наконец попадает в людей. В них она про­является ясностью рассудка, знанием божественных вещей и всякой рациональностью.

Свет существует в многочисленных формах, как утверж­дают перипатетики, следуя расположению тел, или, что более истинно, хорошему благорасположению Того, Кто дает этот свет каждому из нас. Затем Свет переходит в фантазию, ко­торая выше чувств, но все-таки есть только представление, а потом — в чувства и прежде всего в глаза, где приобретает отчетливость видимости. Далее он распространяется на дру­гие тела, в которых преобразовывается в цвет и сияющую красоту, но в темных телах становится производительным свойством и проникает к самому центру, где лучи концентри­руются и превращаются в темный жар, бурю, пылание, и та­ким образом все вещи получают мощь света в соответствии со своими возможностями. И все имеет воздействие на свои свойства и качества, когда присоединено к свету через этот живительный жар.

Именно поэтому маги запрещают разбрызгивать мочу больного на его тень, а также раскрывать недужащего под Солнцем или Луной, ибо лучи проникающего света приносят с собой плохие качества болеющих и сообщают их другим те­лам. Вот почему колдуны стремятся прикрывать своими те­нями свершаемое колдовство; точно так же и виверра одной только своей тенью заставляет онеметь любую собаку.

Можно также делать искусственный свет с помощью светильников, ламп, факелов, свечей и т. д. из определенных предметов и жидкостей, извлеченных или составленных под определенными соответствующими звездами и соединенных с себе подобными. Когда их зажигают, они производят за­мечательные и небесные эффекты, которым люди удивля­ются уже давно. Как сообщает Плиний, некий Анаксилай утверждал, что, если взять выделения кобылы после случки и положить на огонь факела, явятся чудовищные зрелища лошадиных голов. Такое же верно и в обращении с ослами, а мухи, закатанные в воск и зажженные, являют картины необычного. Кожа змеи, сожженная на лампе, заставляет появиться змей. Говорят, что если поместить цветы виногра­да в фиал, наполненный маслом, и дать им созреть, а затем залить это масло в лампу и зажечь, то увидишь виноград. То же самое происходит и с другими фруктами. Если [century] смешать с медом и кровью чибиса, а затем поместить в лам­пу, то все, кто стоит вокруг, увидят гораздо больше того, чем предполагали; если зажечь это в ясную ночь, все обнаружат, как звезды рассыпаются. Подобная же сила содержится и в чернилах из каракатицы: когда их кладут в лампу, они вы­зывают ночные кошмары. Говорят также, что свеча, сделан­ная из определенных сатурнических вещей, будучи погашен­ной во рту только что умершего человека, каждый раз, когда ее зажигают, наводит на окружающих страх и печаль. О по­добных этим факелах и лампах свидетельствуют Гермес, Платон и Хирамид, а из более современных — Альберт.

Цвета — тоже разновидность света; смешиваясь с пред­метами, они связывают их со звездами, которым соответ-

228

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

229



ствуют. В дальнейшем мы скажем о некоторых цветах, яв­ляющихся светом планет, благодаря которым узнают при­роду даже неподвижных звезд; цвета эти относятся также к свету ламп и свечей. Сейчас же покажем, как цвета состав­ных вещей распределены среди планет.

Так, все черные, блестящие, землистые, свинцовые и коричневые цвета относятся к Сатурну. Цвета сапфира, воздуха, а также те, что всегда зеленые, чистые, пурпур­ные, темноватые, золотистые и смешанные с серебром, при­надлежат Юпитеру. Цвета красные, пылающие, огнен­ные, фиолетовые, цвета пламени, крови и железа пред­ставляют Марс. Цвета золота, желтые, яркие и пурпурные представляют Солнце. Но все цвета белые, волшебные, удивительные, зеленые, красноватые, несколько желтова­тые и пурпурные относятся к Венере, Меркурию и Луне. Более того, среди небесных домов первый и седьмой име­ют белый цвет, второй и двенадцатый — зеленый, третий и одиннадцатый — желтый, четвертый и десятый — красный, пятый и девятый — цвет меда,- шестой и вось­мой — черный.

Элементы обладают своими цветами, через которые фи­зики узнают об их составе и природе. Так, цвет земли вы­ражает холод, коричневый — сухость, а черный выявляет черную желчь и сатурническую натуру; голубой означает флегму, белый — холод, черный — влажность и сухость, красноватый — кровь, злобу, пламя, жар огня, показной гнев, которые, благодаря своей утонченности будучи сме­шанными с другими, дают еще большее цветовое разно­образие. Например, если их смешать с кровью, то домини-

рующая кровь даст цветущий красный, доминирующая желчь — красноватый оттенок, а если все смешать в рав­ных пропорциях, получится печальный красный. Но если черная желчь смешана с кровью и та преобладает, выйдут красный и конопляный цвета; если преобладает желчь, об­разуется мутно-красный; когда смешивают с меланхоличе­скими жидкостями организма, получают черный, а если с меланхолическим соком (черной желчью) и флегмой (сли­зью) поровну — конопляный. Изобилует флегма — вы­ходит цвет грязи, если же меланхолия — синеватый, но когда смешивается только с флегмой в равных пропорци­ях — лимонный; при наличии избытка чего-то другого — бледный или бледноватый цвет.

Итак, все цвета более сильны, когда они в шелке, или в металлах, или в определенных субстанциях, или в драго­ценных камнях, а также в тех вещах, которые напоминают по цвету небесные тела, особенно если эти тела живые.

Наши рекомендации