Теккереевская линия» в английской литературе 50-60-х годов.

Джордж Элиот: связь эстетических позиций и творчества с «научной революцией» и позитивизмом. Натурализм. «Мидлмарч»: сочетание натуралистических и романтических тенденций; особенности характерологии и композиции.

Творчество Э. Троллопа и Г.Джеймса как развитие «Теккереевской» линии в английской литературе.

Литература Германии 30-40 гг.

Общественная ситуация и особенности литературы 30-40-х гг. Л.Берне, «Молодая Германия». Публицистика Гейне. Г. Бюхнер: трагическая концепция истории, проблема личности. «Смерть Дантона»историко-философская трагедия.

Г. Гейне.

Лирика 30-х годов. Ирония. Эволюция романтизма. Своеобразие политической лирики Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Сатирическая направленность. Лирический герой и положительная программа поэта. История и человек в сборнике «Романцеро». Поиск новых положительных начал.

Литература Германии 50-60-х гг.

Ф. Геббель.

Теория драмы Геббеля как отражение детерминистской концепции личности. Драматургическая поэтика Геббеля. «Юдифь». Особенности психологизма. Идея тотального детерминизма и трагедии личности. «Мария Магдалина» – модификация мещанской драмы. «Агнесса Бернауэр». Конфликт государственных интересов и личности. «Гигес и его кольцо». Обобщенное выражение трагического конфликта личности и целого; смысл использования классицистической поэтики.

Т.Шторм.

Тип «новеллы настроения». Лиризм и формы его проявления. Эволюция новеллистики.

Литература США.

Формирование и самосознание национальной литературы. Генри Лонгфелло и утверждение связей американской и мировой поэзии. «Песнь о Гайавате» – «романтический эпос» американской литературы. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и зарождение американского реализма. Американский трансцендентализм и его значение для литературы. Творчество Г.Торо, У.Уитмена, Г.Мелвилла.

Н.Готорн.Жанровый состав и проблемно-тематическое единство творчества. Проблема греха. Особенности психологизма. «Алая буква»: новеллистические и притчевые черты в романе.

Темы семинарских (практических) занятий

Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.

Практическое занятие № 1.

Тема: Американский трансцендентализм и «Уолден» Г. Торо.

Литература:

1.Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.

2.Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.

3.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4.Клумпьян Х.-Д. Клумпьян, Х. Клумпьян Генри Дэвид Торо. 1999.

План:

1.Американский трансцендентализм: источники, основные представления, значение для литературы. Р.Эмерсон и трактат “Природа”.

2.Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”: история создания; нравственно-философские идеи книги; особенности структуры; композиция, образность, стиль.

Практическое занятие № 2.

Тема: Уолт Уитмен. «Листья травы».

Литература:

1. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.

2.Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.

3. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4. .Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

5.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.

План:

1. История формирования сборника.

2. Состав и композиция.

3. Философские идеи книги.

4. Особенности лирического героя.

5. Особенности поэтики.

Практическое занятие № 3.

Тема: Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит».

Литература:

1. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.

2. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.

3. Петровская Е. Кит как текст // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261

4.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

5.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.

План:

6. Своеобразие жанра: особенности сюжета, повествования, композиции; символика в романе.

7.“Моби Дик” как национальная эпопея.

“Моби Дик” как философский роман: онтология в романе; проблема познаваемости мира

Задача семинарских занятий

  • проверка усвоения лекционного материала,
  • контроль за самостоятельной работой студентов,
  • выработка навыков и систематизация приемов анализа текста,
  • формирование активного профессионально-терминологического словаря,
  • развитие устной речи.


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Эстетика Бальзака и формирование его реалистического метода.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.421-450.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.53-87.

Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961.

Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Бальзака) // Вопросы литературы 1977 №8 С. 106-134.

2. Традиции и новации в художественно-социальном раскрытии проблемы смысла жизни в социально-философском романе О.Бальзака «Шагреневая кожа».

Читать:

Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.15-77.

3. Трагический путь конфликтов и компромиссов личности с обществом в романе О.Бальзака «Утраченные иллюзии».

Читать:

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С.77-165.

Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» М., 1982.

4. Эстетические взгляды Стендаля, особенности его художественного психологизма.

Читать:

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.20-53.

Забабурова Н. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982.

Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

5. Изображение социально-психологических коллизий современности в романе Стендаля «Красное и черное».

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.388-408.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 64-186.

6. «Пармская обитель» Стендаля как «роман-поэма» о свободной личности.

Читать:

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. С. 329-396.

7. Творчество Мериме.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.408-421.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.87-102.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист. – В кн.: Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М., 1990.

8. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Т.Готье и Леконт де Лиля.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.129-136.

Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества. // Теофиль Готье Избр. произведения. М., 1972. С.3-42.

Гарин И. Теофиль Готье // Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.117-157.

Зенкин С. Теофиль Готье и «Искусство для искусства»// Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 170-200.

Леконт

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.169-205

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 136-140.

9. Поэзия Шарля Бодлера. Сборник стихотворений «Цветы Зла».

Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233-287.

Нольман М. Шарль Бодлер. – М., 1979.

Гарин И. Проклятые поэты. М., 2003. С.207-529

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 142-157.

10.Характеристика французской литературы 1850-60-х годов.

Реизов Б.Г. «Искренний реализм». Шанфлери. //Французский роман ХIX века. М., 1977. С. 142-209.

Аникст А. «Хорошо сделанная драма» во Франции // Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.11-42.

11. Философско-эстетические взгляды Г. Флобера и его литературное новаторство.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.450-464.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.102-122.

Реизов Б. Творчество Флобера. – М., 1955.

Пузиков А. Идейные и художественные искания Флобера. // Пузиков А. Рыцари истины. Портреты французских писателей. М., 1986. С. 279-321.

Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари». Под гнетом реализма. // Зенкин С. Работы по французской литературе т.2 Екатеринбург, 1999. С. 6-133.

12.Художественный мир Ч. Диккенса.

Читать:

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.238-261.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.156-181.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 192-219.

Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М., 1987.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.124-181

Потанина Н.Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса: (Роман «Большие надежды») // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983. С. 105-117.

Урнов Д. Гоголь и Диккенс // Изв. АН СССР Сер. Лит. И яз. М., 1985. Т.44, №1, с. 38-47. Или: Урнов Д.М. «Живое описание»: (Гоголь и Диккенс) // Гоголь и мировая литература. М., 1988. С.18-49.

13.Человек и общество в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», как смеховом и историко-философском «эпосе» о современности.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.181-197.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С.293-319.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С.219-235.

Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.181-250.

14.«Теккереевская линия» в английской литературе. Творчество Д.Элиот, Э.Троллопа и Г.Джеймса.

Читать:

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.233-248.

История западноевропейской литературы XIX век. Англия. М.-СПб., 2004. С. 337-367.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 180-192.

Кузмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузмин Б. Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977. С. 76-133.

Сноу Ч. Троллоп М., 1981.

Шерешевская М.А. Генри Джеймс и его «Женский портрет»// Г.Джеймс Женский портрет» М., 1984. С.532-577.

Ивашева В. “Век нынешний и век минувший…” Английский роман Х Х века в его современном звучании. М., 1990. С.341-429

15. Характеристика литературы Германии 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.86-89; 120-129 (Бюхнер).

16.Поэзия Гейне 1830-40-х годов.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.93-115.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.294-304.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 300-322.

Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. // Дейч А. Судьбы поэтов. – М., 1987. С.113-573.

Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983.

Стадников Г. Генрих Гейне. Биография писателя.- М., 1984.

17.Драматургия Ф.Геббеля: взгляд через вечное, культурно-мифологическое, на нравственно-философские противоречия человека и мира.

История западноевропейской литературы. ХIХ век. Германия. Австрия. Швейцария / Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Березиной. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.,: Академия, 2005. С.129-135.

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С.304-308.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). М., 2005. С. 286-300.

Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С.42-62.

18.Поиск нравственно-философской основы истории в романе Готорна «Алая буква».

История зарубежной литературы ХIХ века / Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. С. 512-522.

М.М. Коренева Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность. М., 1982. С.160-205

Стэнли Т. Уильямс Натаниел Готорн //Литературная история Соединенных Штатов Америки М., 1977. Т.1 с.489-515.

Ковалев Ю. Творчество Натаниеля Готорна // Готорн Н. Избр. соч.: В 2 т. Л., 1982. С. 3-38.

3. Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Общая характеристика литературного процесса второй трети ХIХ века.

2. Проблема личности в литературе второй трети ХIХ века.

3. Новые тенденции в европейской литературе 50-60-х гг.

4. Идеал и реальность в художественном мире Бальзака.

5. «Человеческая комедия» Бальзака: структура, история формирования цикла, основные проблемы и идеи, эволюция.

6. Бальзак. «Шагреневая кожа» как «философский этюд».

7. Бальзак. «Евгения Гранде» как образец реалистического романа.

8. Бальзак. «Отец Горио» – модель «Человеческой комедии».

9. Бальзак. «Утраченные иллюзии» и особенности поздней манеры.

10. Ситуация выбора в романах Бальзака.

11. Представления Стендаля о человеке и особенности героя в его творчестве.

12. Итальянская тема в творчестве Стендаля.

13. Психологический метод Стендаля.

14. Особенности романа Стендаля.

15. Стендаль. “Красное и черное”.

16. Стендаль. “Пармская обитель”.

17. Драматургия Мериме.

18. Мериме. “Хроника царствования Карла IX “.

19. Новеллистика Мериме.

20. Судьбы жанра новеллы в литературе второй трети Х Х века.

21. Литературное новаторство Флобера.

22. Представления Флобера о человеке и особенности героя.

23. Флобер. “Госпожа Бовари”.

24. Флобер. “Воспитание чувств”.

25. Творчество Флобера 70-х гг.

26. Группа “Парнас”.

27. Поэзия Леконт де Лиля.

28. Поэзия Готье.

29. Поэзия Бодлера.

30. Английская литература 30-40-х гг.

31. Творческий путь Диккенса.

32. Диккенс. “Посмертные записки Пиквикского клуба”.

33. Диккенс. “Торговый дом “Домби и сын”.

34. Диккенс. Творчество 50-х гг. и роман “Тяжелые времена”.

35. Диккенс. “Большие надежды” и творчество 60-х гг.

36. Теккерей и Диккенс: суть творческой полемики.

37. Теккерей. “Ярмарка тщеславия”.

38. Творчество Теккерея.

39. “Теккереевская линия” в английской литературе.

40. Литература Германии 30-40-х гг.

41. Лирика Гейне 30-40-х гг.

42. Гейне. “Атта Тролль”.

43. Гейне. “Германия. Зимняя сказка”.

44. Драматургия Геббеля.

45. Новеллистика Шторма.

46. Литература США второй трети ХIХ в. (общая характеристика).

47. Американский трансцендентализм и литература.

48. Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”.

49. Новеллистика Н.Готорна.

50. Н. Готорн. “Алая буква”.

51. Поэзия У. Уитмена.

52. Г. Мелвилл. “Моби Дик, или Белый Кит”.

Наши рекомендации