История жизни и философия фомы аквинского

Фома Аквинский, пожалуй, самый видный представитель средневековой философии периода ее расцвета. От Августина его отделяли восемь веков. За эти века очень многое было продумано крупнейшими христианскими мыслителями. Но задача синтеза христианства и философии так никем и не была разрешена.

Фома — член доминиканского ордена, преподаватель университетов, подлинный учитель католической церкви, посмертно канонизированный ею. По средневековым меркам трудно было найти человека более образованного, чем Фома, которого назвали "ангельским доктором".

Фома подобно Августину убежден в необходимости синтеза христианской религии и философии. Но как этого добиться. Августин отталкивался от неоплатонизма и полагал, что душа, независимая от тела, непосредственно усматривает Божественные идеи. Фома, недовольный неоплатонизмом, обращается к учению Аристотеля.

Душа и тело едины. Благодаря чувственной душе посредством интеллекта человек абстрагирует умопостигаемые вещи. Этим он весьма близко доходит до Бога, разум сопутствует вере. Окончательное воссоединение с Богом происходит благодаря вере. Разум не может заменить веру. Но и он силен в религиозном отношении.

Разум подводит к мысли, что Бог не есть какая-то материальная вещь, он выступает как абсолютный акт бытия, дающий вещам существование. Аристотелевский перводвигатель, форма всех форм, возводится Фомой в ранг христианского Бога, абсолютного бытия, чистого существования.

Весьма показательно, что, во-первых, Фоме не удалось придумать особую религиозную философию. Во-вторых, его перетолкование философии Аристотеля не очень убедительно. Философия Аристотеля представляется в форме служанки богословия.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"

1. Монотеизм и теоцентризм — это одно и то же?

2. Чужд ли креационизм науке?

3. Можно ли философски обосновать существование Бога?

4. Духовность человека — это его религиозное (а не светское) измерение?

5. Была ли античная философия теоцентричной?

6. Существует ли особая, религиозная философия?

7. Действительно ли философия может быть служанкой богословия?

8. Какие философские идеи пытался использовать Августин, аристотелианские или неоплатонические?

9. Какие философские идеи пытался использовать Фома, аристотелианские или неоплатонические?

10. Правомерен ли космологический аргумент: должна быть первопричина, это — Бог?

Примечание: оценка число правильных ответов

"5" — 9-10 "4" — 7-8 "3" — 5-6 "2" — менее 5

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"

1. Христианская этика

2. Религиозная и научная картины мира

3. О доказательствах существования Бога

4. Сравнительный анализ христианства и ислама

5. Сравнительный анализ христианства и иудаизма

6. Кант и Гегель: размышления о религии

7. Философия В.С.Соловьева

8. Религиозные искания в творчестве Ф.М.Достоевского

9. Религиозные искания в творчестве Л.Н.Толстого

10. Христианская герменевтика

11. Философия Аврелия Августина

12. Философия Фомы Аквинского

13. Философия У.Оккама

14. Ранняя схоластика в Западной Европе

15. Средневековый спор об универсалиях

16. Христианство перед вызовом XXI века

17. Христианство и молодежь

18. Христианский символизм

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"

§ Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч.1. С.115-134.

§ Гвардини Р. Конец Нового времени// Вопросы философии. 1990. ? 4. С.127-135.

§ Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.302-337.

§ Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

§ Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.14-15, 193-196, 483-485, 612-615; Ч.2. С.375-377.

§ Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994. Т.2.

§ Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

§ История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1995.

§ Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"

1. Нет, это не одно и то же.

2. Да.

3. Нет, нельзя.

4. Да, духовность — это религиозное измерение личности.

5. Нет, не была.

6. Нет, не существует.

7. Нет, не может.

8. Неоплатонические.

9. Аристотелианские.

10. Нет, не правомерен.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДВА ЦЕНТРА: БОГ И ЧЕЛОВЕК

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Наши рекомендации