Тема: «Материя, движение, пространство и время»

Тема: «Материя, движение, пространство и время»

ВОПРОС 1: Эволюция представлений о «материи» в истории философии

(субстрат - субстанция - объективная реальность )

1. Античные взгляды на «материю»

В рамках материалистической традиции материя как "ПервоНАЧАЛО всего" (или как "Все" до "всего" и "во всем" ) мыслилась долгое время субстратно.

Материя есть вечное бескачественное первоВЕЩЕСТВО,абсолютно изначальный МАТЕРИАЛ и носитель свойств", на основе которого и в процессе саморазвития которого возникает и существует "все остальное", т.е, все "отдельное", "единичное" и "конкретное".

Материя несотворима и неуничтожима. Она способна существовать и "сама по себе», не нуждаясь в "отдельном", как условии своего осуществления.

Данное видение материи было мировоззренчески реализовано в нескольких вариантах:

А/ Через уподобление материи как "Всеобщего"с некими, возведенными в статус всеобщего, конкретными материальными "веществами" /водой, возду­хом, огнем и т.п/.

Так, Фалес утверждал, что "все состоит из воды". На этом примере наглядно просмат-риваются ключевые мировоззренческие парадоксы субстратного понимания материи. Очевидно, что оно носит "полуфилософский" характер, ибо в нем некри-тически совмещены философские представления о материи как о «первом ВСЕ» и в тоже время материя рассмат­ривается в контексте естественнонаучных представлений о «составе всего существующего". На вопрос же о том, "из чего состоит" вода как одна из ве­щественных сред физического мира, наука уже давно ответила. Суть же философского подхода к материи принципиально иная. Философию интересует не просто "вода", а_"вода всего". На такого рода вопрос, а точнее вопрошание, наука не в силах ответить, ведь это уже область "предель­ного" и "изначального".

Далее. Трактовка материи как «строительного материала» для конкретных, предметно оформленных воплощений, дает веские основания к идеалистическим интерпретациям материи как "аморфной восприемнице всего", являющейся одновременно и "условием возможности всего существую­щего многообразия», и источником зла и несовершенства ( неоплатонизм ),по причине ее пассивного сопротивления преображающим воздействиям «мира идей», наделяющих материю "формами" и "смыслами".

Б/ через отождествление «материи как таковой» с совокупностью "перво-стихий" и "первокачеств".

В частности, по мнению Аристотеля, в "природе" наличествуют четыре противополож-ных качества: "холодное и теплое", "сухое и влажное". Они характеризуют собой первичные свойства "материи". Материя же является носителем этих качеств, которые соединяются попарно, но так, что соединение прямо противоположных из них не допускается.

В конечном итоге, оказываются возможны четыре комбинации, посредством которых образуются «четыре первостихии бытия":

сочетание сухости и тепла порождает "материю огня";

тепло и влажность создают "материю воздуха";

влажность и холод – образуют "материю воды",

а холод и сухость дают начало "материи земли".

Из соединения "первостихий" или "начал" порождаются все "тела" природы и различные бытийные состояния:

ОГОНЬ

З Е М Л Я _______сухость____________________тепло______________В О З Д У Х

Холод влажность

В О Д А

В/ вариант «множественного первоначала». Атомистическая гипотеза.

Согласно представлениям Левкиппа, Демокрита и Эпикура "все состоит из атомов и пустоты". Атомы символизируют собой "неделимые и непроницаемые первокирпичики мироздания» и выражают идею прерывности материи. Пустота же характеризует непрерыв-

Это обстоятельство,

во-первых, воспроизводит философско-мировоззренческую альтерна­тиву "материализма" и "идеализма", решая ее в пользу первого из названных умонастроений,

а, во-вторых, делает ленинское определение философски неуязвимым для последующих корректировок, со стороны научного Разума, ибо, чтобы ни было впредь открыто учеными в объективной действительности (новые микрочастицы, поля или астрофизико-биохимические "состояния"), все это будет лишь дополнять и конкретизировать) исходную категорию "объективной реальности".

Иначе говоря, ленинское определение предостерегает ученых от попыток искать абсолютные и неизменные "субстратные первосущности" бытия, ориенти­рует на осмысление факта качественной и количественной неисчерпаемости мира и его познания.

Еще одним фундаментальным аспектом ленинской интерпретации материи как объективной реальности, является мировоззренческая актуализация проблемы "реальности "и бытийных вариантов ее осуществления.

Выясняется, что наряду с «Объективной», существующей «ДО Сознания» и «материальной» по своей природе реальностью, можно выделить также «Субъективную реальность», идеально полагаемых сознанием ценностно-смысловых измерений бытия и «Субъективно-Объективную онтологию культурных предметностей», которые представляют собой социально-историческое и предметно-практическое «воплощение» Идеального в Материальном, форму опредмеченного существования субъективных замыслов и проектов в «материале» природных и социальных закономерностей.

Материя мыслится существующей не "сама по себе", а в «отдельном» и посредством "отдельного", что подчеркивает бытийную взаимосвязь «общего», «особенного» и «единичного» в диалектическом самообнаружении материей своих внутренних возможностей.

ВОПРОС 2. Представления о движении в истории философии.

В истории философии понятие "движения" претерпело известную смысловую эволюцию, в процессе которой были мировоззренчески опробованы весьма разно­образные подходы к его истолкованию. Можно выделить некоторые "сквозные" для философского мышления взгляды на движение, как на характеристику бытия.

1. Субстанциональное и атрибутивное понимания движения

Ряд мыслителей идеалистической ориентации рассматривали движение как некую само-стоятельную "сущность", существующую в виде "дематериализованной энергии" и порож-дающую различные бытийные состоянии в качестве собственных "флуктуационных возму-щений".

Более традиционной версией идеалистической интерпретации движения было увязы-вание его с определенной "первосущностью", способом самореализации кото-рой движение и объявлялось.

При этом сама Абсолютная Первосущность мыслилась или как некий "перводвигатель", или как «чистый акт творческой активности вечного первоначала, характеризующий его как "актуальную бесконеч­ность" бесконечной активности и бытийной полноты осуществления всех своих абсолютных возможностей.

В контексте материалистических представлений движение рассматривалось как "способ существования материи", ее неотъемлемое, коренное, фундаменталь-ное С В О Й С Т В О ("атрибут"). В этой связи движение также наделялось характеристи-ками вечности, несотворимости и неуничтожимости. Провозглашая мировоззренческий тезис о том, что «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение" (марксизм), материалисты, трактовали его в качестве фактора, обусловливающего внутреннюю самоактивность /"жизненность" / материи. "Сказать ли: мир есть материальное движение, или: мир есть движущаяся материя, от этого дело не изменится" /В.И.Ленин/. Материя предстает в качестве вечного становления и качественных пере­воплощении объектов, событий, вещей и явлений, бытийно "завязанных" между собой посредством «материального единства мира».

Таким образом, движение либо рассматривалось как механизм самоосуществления тем или иным Абсолютным Первоначалом /"материей", "Богом", "Мировым Разумом”, «чис-тым сознанием», «мировой Волей»и т.п.) своих внутренних возмо­жностей к «самоопреде-лению через существование» в Другом (своем Ином), либо мыслилось как «субстанция» всего.

Движение и покой.

По мере исторической эволюции человеческого общества, появления философии, науки и иных способов теоретического и духовно-практического освоения действительности, исход-ные представления о пространстве и времени подвергаются строгому понятийному анализу и мировоззренческой конкретизации. При этом отмечается, что пространство и время лишь в абстракции, лишь в определенных исследовательских контекстах, допустимо рассматри-вать в отрыве друг от друга

События Прошлого, в рамках данного воззрения, «уже не существуют», а события Будущего «еще не существуют», хотя и те и другие оказывают безусловное «возмущающее» воздействие на каждое бытийное «сейчас и теперь», неустранимы из них.

Время извечно слагается из перетекающих друг в друга подвижных «сейчасностей», временной «возраст» которых всегда равен их существованию в качестве определенных бытийных самотождественностей.

Таким образом, если для субстанциональной и статической концепций все существующее существует «ВО ВРЕМЕНИ ВЕЧНОСТИ», которая их сущностно объемлет и характеризует как «одновременные и совечные», «не становящиеся, но ставшие», то для реляционной и ди-намической концепций, время есть ВЕЧНАЯ ПРОИЗВОДНАЯ «сейчасных», качественно определенных, временных единичностей, производная от их становления, взаимодействия и саморазвития, феномен постоянного «переХОДА» из возможности в действительность.

Тема: «Материя, движение, пространство и время»

Наши рекомендации