Тема 6. Проблематика детерминизма в новоевропейской философии и науке 2ч.
1. Основные положения механистической картины мира . Понятия материи и движения.
2. Природа как «поле возможного преобразования».
3. Концепция линейного (механистического) детерминизма.
4. Всеобщность знания и автономия воли.
Литература:
К в. 1:
3. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.2. О началах материальных вещей. Пар. 1-40. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 501-520.
Вопросы к тексту:
-почему следует признать существование материальных вещей?
-какова роль чувств в процессе познания?
-в чем заключается природа материи?
-какова идея пространства у Декарта?
-какое определение движения дается Декартом?
4. П.Гольбах. Система природы.Ч.1. Гл. 2, 3. – П.Гольбах. Избранные произведения. Т.1. М.,1963, с. 68-91.
Вопросы к тексту:
-как Гольбах определяет движение?
-как понимается природа в концепции Гольбаха?
-что такое «простые» и «сложные» движения?
-как соотносятся между собой движение и покой?
-какое определение жизни дается в тексте?
-как Гольбах обосновывает вечность материи?
-что такое материя у Гольбаха, каковы ее основные свойства?
К в. 2:
3. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.2. О началах материальных вещей. Пар. 1-40. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 501-520.
Вопросы к тексту:
-почему следует признать существование материальных вещей?
-какова роль чувств в процессе познания?
-в чем заключается природа материи?
-какова идея пространства у Декарта?
-какое определение движения дается Декартом?
4. П.Гольбах. Система природы.Ч.1. Гл. 2, 3. – П.Гольбах. Избранные произведения. Т.1. М.,1963, с. 68-91.
Вопросы к тексту:
-как Гольбах определяет движение?
-как понимается природа в концепции Гольбаха?
-что такое «простые» и «сложные» движения?
-как соотносятся между собой движение и покой?
-какое определение жизни дается в тексте?
-как Гольбах обосновывает вечность материи?
-что такое материя у Гольбаха, каковы ее основные свойства?
К в. 3:
1. Б.Спиноза. Этика. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 358-364.
Вопросы к тексту:
-как Спиноза определяет необходимость и случайность?
-как, согласно учению Спинозы, соотносятся устройство мира и божественное всемогущество?
2. И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Кн.2, Гл.2. Вторая аналогия. Основоположение временной последовательности согласно закону причинности. Спб, 1993, с. 152-163.
Вопросы к тексту:
-как, согласно Канту, возможно эмпирическое знание о явлениях?
-какое определение объекта дается Кантом?
-согласно какому правилу определяется временная последовательность явлений?
-почему «отношение причины к действию» является условием опыта?
-каким образом «причинность приводит…к понятию субстанции»?
К в. 4:
И.Кант. Основание метафизики нравов. Р.3. Переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума. – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000, с. 269-282.
Вопросы к тексту:
-как в тексте определяется автономия воли?
-что такое практический разум?
-применительно к каким двум видам причинности человек может осмыслять свои поступки?
-как возможен категорический императив?
-на чем основана значимость морального закона?
-возможно ли, согласно Канту, объяснение самой свободы?
Всего 24ч.
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел 1. Онтология в системе философского знания
Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии
Предмет философии как проблема. Парадоксальный характер философского мышления. Критическая функция философии и неоднозначность социального статуса философа. Неопределенное отношение «человек – мир» как ядро «вечной» философской проблематики. Философия как «учение» и как «деятельность» (Л.Витгенштейн).
Тема 2. Методология философского познания
Проблема метода философского познания. Специфика философского познания в сравнении с научным, обыденным и художественным. Теоретический и практический аспекты философствования. Знание и мудрость. Саморефлексия как ядро философского акта. Граница безусловного и обусловленного как «место» философствования, ее скользящий характер. Диалектика как канон и как органон.
Тема 3. Основные категории философии. Онтология и метафизика
Вопрос о бытии как первый шаг философской рефлексии. Особый статус глагола «быть» в европейских языках. Онтология как метафизика. Онтологические категории как формы осмысления отношения «человек-мир», их нерепрезентативный характер. Неустранимость онтологической проблематики из сферы философского мышления. Роль онтологических допущений в познавательной и практической деятельности человека.
Раздел 2. Античная философия: онтология Единого
Тема 3. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного
Отношение «я – мир» как состояние «внутри-себя-различенности». Микрокосм и макрокосм. Философский акт как установление предела. Принципиальная несистематичность онтологического осмысления интуиции Единого, невозможность сосуществования идей (Платон). Беспредельное как небытие, взаимопредположенность бытия и небытия, одного и иного. Диалектика как способность возведения к единству. Онтологический аспект понятия справедливости и этический рационализм.
Тема 4. Статический и динамический аспекты категории тождества в античном мышлении
Интуиция Единого и абсолютный характер тождества. Структура как основа тождества и различия вещей и идей. Динамический аспект всеобщего тождества. Движение как разделение однородного и порождение миров. Релятивность пространства и времени в свете интуиции Единого. Дискретность и непрерывность в контексте идеи «умного бытия». Часть как модификация целого и относительность ценностей.
Тема 5. Категории «эйдос», «идея», «число» и представлениео внутренней детерминации вещей и явлений
Совпадение чувственного и рационального в категории эйдоса. Геометрический характер числа, гармония как расчлененное Единое. Единство логического и онтологического. Идея как «живое понятие» и диалектический метод. «Причастность идее» как способ и причина бытия вещей и явлений.
Раздел 3. Осмысление трансцендентности Бытия в средневековой европейской философии
Тема 6. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову
Парадоксальный смысл идеи Абсолюта и посредническая миссия Слова. Трансцендентность Творца и разрыв между мыслью и Словом. Приобщение к Слову как акт веры и опора на Авторитет. Апофатическое богословие о непостижимости Творца. Полнота акта творения и ограниченность тварного ума. Бытие как чистая актуальность . «Ставший» характер тварного бытия и «архитектонический идеализм» средневековой мысли (Й.Хейзинга). Зло как нехватка бытия и проблема теодицеи.
Тема 7. Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения
Невозможность всеобщего тождества в рамках концепции креационизма. «Сращенность» вещи и понятия (слова) , иерархизм и символизм средневекового мышления. Двойственный характер Слова и неизбежность антитезы «реализм – номинализм». Слово как орудие власти. Номинализм и проблема уникального. Вертикаль веры и горизонталь знания. Внешнее и внутреннее измерение морального акта.
Тема 8. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы
Вещь как фрагмент тварного мира, ее непроницаемость для конечного разума. Реальность как граница между «внешним» и «внутренним». Особый статус категории субстанции в средневековой философии. Активный характер формы и материя как отрицательный «полюс» тварного бытия. Статичность и иерархичность пространства и времени в средневековой онтологии. Идея предопределения и проблема свободы воли.
Раздел 4. Онтологические основания новоевропейского рационализма
Тема 9. Объективный и субъективный аспекты проблемы бытия как вы-явления сущности
Парадоксальный характер субъект - объектного отношения. Идея «предположительного мира» (Н.Кузанский) и деятельно-познающая активность субъекта. Объект как точка приложения активности субъекта. Роль категории опыта в новоевропейском мышлении. Бытие как система отношений, открывающихся в опыте. Категории сущности и явления. Онтологический аспект трансцендентализма.
Тема 10. Категории материи и идеи в философии Нового времени
Совпадение «бытия» и «ничто» как исходный момент познания преобразования мира. Диалектика как саморазвитие понятия. Апофатический смысл категорий «материя» и «идея» в условиях «гносеологического поворота» философии Нового времени. Антитеза метериализма и идеализма. Философия как «наукоучение». Онтологический и этический смысл понятия объективности. Основные положения механистического мировоззрения. Методологизм и технологизм мышления и деятельности в контексте понимания бытия как вы-явления сущности.
Тема 11. Принципы развития и детерминизма в новоевропейской философии и науке
Вневременной и внепространственный статус субъекта. Тело как протяженность. Абсолютность и однородность пространства и времени в классическом естествознании. Линейный детерминизм и принцип развития. Идея прогресса, ее противоречивый характер и скрытый телеологизм. Пространство и время как «формы чувственности» (Кант) и автономный субъект. Свобода как «истина необходимости (Гегель).