Любовная интрига и общественный конфликт
Дворянство
в романеА. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин детально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г. Белинского,это произведение можно назвать «энциклопедией русской жизни», потому что здесь воспроизведена картина русского общества, «взятого в одном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения самосознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное, московское и петербургское, так и провинциальное дворянство.
Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, общественного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой после получения наследства от дяди сделался богатым помещиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были богаты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка. Выйдя за князя N, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна», то есть вошла в круг титулованной знати.
Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова «долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требовало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши. Кроме того, он давал три бала ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на средства, полученные при закладке имения, называлось «жить долгами». Такой способ был прямым путем к разорению.
Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк». В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомысленный Онегин пошел по второму пути.
По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на государственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образование. Пушкин отрицательно относился к домашнему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала французскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относившимися к своим педагогическим обязанностям. Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.
Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов, Царскосельский лицей, Педагогический институт в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дворян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу. Среди друзей изнакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царскосельском лицее. Ленский учился в Геттингенском университете, который был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.
Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его воспитывали «убогий» француз-гувернер и домашние учителя, которых нанимали для преподавания русского языка, истории, а также танцев и верховой езды. Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах. Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных поклонов, научившись легко танцевать мазурку, Онегин без труда был признан своим в высшем обществе: «свет решил, что он умен и очень мил».
Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен среди дворян, стремившихся к серьезному образованию. Этому также способствовала мода на воспитателей-иезуитов в начале XIX века. С закрытием иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ныне». Онегин же, воспитанный под руководствомаббата-католика, овладел начальным курсом латинского языка и умел разбирать эпиграфы — античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни.
Интерес к историческим сведениям был широко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Философско-публицистический подход к исторической науке в декабристской среде противостоял взгляду на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни царствующих особ и их приближенных лиц. Именно такое отношение к этой науке усвоил Онегин, хранивший в своей памяти «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней».
Интерес к сочинениям Адама Смита и других экономистов был яркой чертой общественных настроений русской дворянской молодежи в 1818— 1820 годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми соприкасался Пушкин, изучение политэкономии считалось более полезным, чем занятия античной поэзией. Политэкономия преподавалась и в Геттингенском университете, который закончил Ленский. Онегин, подобно многим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им труды Адама Смита. Однако автор иронизирует по поводу серьезности его познаний в области политэкономии. Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.
Знание трудов французских философов-просветителей также было широко распространено в среде передовой дворянской интеллигенции. Их сочинения вызывали многочисленные споры и дискуссии. Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен минувших договоры»: речь шла о трактате Жан Жака Руссо «Обобщественном договоре», широко известном в России. «Плоды наук, добро и зло» — другой повод для спора, также связанный с диссертацией Руссо на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой цивилизации.
По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступления на службу или начала выездов в свет. Самоцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающими как большое чудачество и непозволительная блажь. Онегин, свободный от служебных обязанностей, разочаровавшись в светской жизни, все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.
Дворянство было «служилым» сословием. Хотя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны правительства, так и со стороны общественного мнения. Служба также органически входила в дворянское понятие чести и связывалась с патриотизмом. Наиболее престижной считалась военная служба.
На таком фоне биография Онегина приобретала демонстративный оттенок. Герой пушкинского романа не только никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16—17 лет, но и вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина. Это делало Онегина белой вороной в кругу современников. Достаточно сказать, что князь N, за которого вышла замуж Татьяна, был боевым генералом, израненным в сражениях. По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они былиприятелями. Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира. Он был участником русско-турецкой войны и получил медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «отлично-благородно», что означает «заслуживающим отличия образом». Он скорее всего был статским чиновником. Ленский же, только что достигший совершеннолетия, окончив университет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.
Светская жизнь наряду со службой была важным элементом дворянского быта. Свободный от служебных обязанностей, Онегин ведет исключительно светский образ жизни. Лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за полдень». Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии «старого режима» и была занесена в Россию эмигрантами-роялистами. Эта привычка отделяла неслужащего дворянина не только от простонародья или офицеров, тянувших фрунтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина, чей день начинался довольно рано. Татьяна Ларина, выросшая в деревне и следовавшая здоровым обычаям сельских жителей, любила «предупреждать зари восход».
За поздним подъемом следовал утренний туалет и чашка кофе, которые сменялись к двум- трем часам дня прогулкой по Невскому проспекту. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать вресторане. Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Невском проспекте. Именно туда он отправился, чтобы встретиться с Кавериным, который был известен своим разгульным поведением и свободомыслием.
Послеобеденное время* Онегин, как любой петербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг.
Бал или званый вечер в светской гостиной венчали день. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина. Это была область непринужденного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии значительно ослаблялись. Недаром в романе изображению балов уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а также вкратце упоминается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.
Признаком особого щегольства считался поздний приезд на бал. В первой главе Онегин, следуя моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были центральным событием бала, им придавалось большое значение. Они следовали в определенном порядке. Бал начинался с торжественного танца — полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом — мазурка, считавшаяся кульминацией бала. Заключительным танцем был котильон. Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и темы разговоров в зависимости от характера музыки.
Умение танцевать в светском обществе считалось признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Длительные упражнения придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях. Это влияло на душевный строй человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный актер на сцене. Однако в эпоху Онегина в среде передовой дворянской молодежи складывается отрицательное отношение к танцам. В то время были «в моде строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».
Бал заканчивался в два-три часа ночи ужином, после чего гости разъезжались. Онегин возвращается домой на рассвете, когда трудовой Петербург начинает новый день. Назавтра его жизнь пойдет по тому же раз и навсегда заведенному кругу, из которого трудно выбиться. Жизнь петербургского франта подчинялась общему закону дворянской культуры — стремлению к ритуализации быта, исключавшей возможность индивидуального распорядка дня. Это механическое однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жизни в гармонии с природой и угадывавшей за суетой и внешним блеском светской жизни ее внутреннюю бессодержательность.
Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинялся законам чести, и психологическим стимулом здесь выступал стыд. Идеал, созданный дворянской культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирующее бесстрашие. Ее целью было снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением, восстановление его чести.
Дуэль проходила по определенным правилам. Она начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого кто-то считал себя оскорбленным и требовал удовлетворения. С этого момента противники не общались друг с другом. Это брали на себя их представители — секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов, или картель. В обязанности секундантов также входило найти возможность для мирного решения конфликта.
В романе Пушкина Зарецкий, к которому обратился оскорбленный Ленский, был единственным распорядителем дуэли и намеренно допустил нарушение правил. Он не обсудил возможность примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, было ясно, что произошло лишь недоразумение. Появление Онегина на месте поединка со слугой в роли секунданта было грубым нарушением правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секунданты, как и противники, должны быть социально равными. Гильо и Зарецкий не встретились накануне и не составили условий, на основании которых она должна была проводиться. Онегин появляется на месте поединка не в условленное время, а опоздав более чем на час. Таким образом, Онегин и Зарецкий оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой еще не верит. Зарецкий же потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей. Поведение Онегина во время поединка свидетельствует о том, что он не хотел кровавого исхода, а стал убийцей поневоле, так как он стрелял с дальней дистанции, что было для него совсем невыгодно.
Образ автора
в романеА. С. Пушкина «Евгений Онегин»
...Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница.
А. С. Пушкин
«Евгений Онегин» — лироэпическое произведение, роман в стихах, поэтому и лирическое, и эпическое начала в нем равноправны. Эта особенность делает образ автора в романе не менее важным, чем образы героев. Образ автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни», атмосферы свободной композиционной активности. Кроме того, он определенным образом организует взаимоотношения поэта и читателя, позволяет читателю понять отношение поэта к миру и к себе.
Наиболее четко образ автора в романе раскрывается в лирических отступлениях, которые в большей мере представляют автора как героя своего романа.
В первой главе романа автор — лицо, которое выполняет многообразные функции — ведет диалог с читателем романа, представляет своих героев. В лирических отступлениях он размышляет о своем отношении к различным явлениям русской культуры, таким, как балы и театры. Пушкин дает очерк истории русского театра, причем время и место действия первой главы совпадают с реальными событиями жизни поэта. Годы, проведенные в Петербурге перед южной ссылкой, были периодом его исключительно напряженных театральных интересов. В это время он сблизился с кружком молодых театралов — «Зеленая лампа», которые соединяли литературно-театральные интересы с политическими и были связаны с «Союзом благоденствия».
Так как основным предметом изображения в романе является высший свет, то отношение к нему помогает раскрыть внутренний мир автора. Он показывает, что человек света зависим от мнений других, духовно несвободен, в своих поступках он руководствуется принципом «что скажет Марья Алексевна», а не внутренним чувством ответственности. В свете извращаются самые чистые, святые чувства: дружба превращается в скрытую вражду, любовь — в «науку страсти нежной».
Все это волнует автора, поэтому в лирические отступления вкраплены поэтические воспоминания, размышления Пушкина, биографические подробности, краткие характеристики русских писателей, суждения о культуре, многогранности русской действительности — так создается Пушкиным художественный образ русской эпохи. Лирические отступления также воссоздают и все этапы биографии самого автора. Он упоминает, как «безмятежно процветал» «в садах Лицея», как посещал петербургские театры и балы, гулял по Невскому проспекту, «как часто по скалам Кавказа» скакал на коне, как «плоды своих мечтаний и гармонических затей» читал старой няне в Михайловском.
Мир автора, однако, шире, чем рамки лирических отступлений. Автор не только лирический герой, он повествователь. В качестве повествователя он выступает в произведении в разных лицах: друг и добрый знакомый Онегина; покровитель и защитник Татьяны, которой открыто выражал свою симпатию и сочувствие; поэт, руководствующийся новыми принципами изображения окружающей жизни в отличие от последовательного романтика Ленского; свидетель событий, приведших к возникновению конфликта между героями. Поэт ведет непрерывный диалог с читателем, обсуждает с ним план своего романа, насмехается над литературными штампами и рифмами.
«Роман требует болтовни», — писал Пушкин. Именно «болтовня» создает иллюзию легкости и свободы повествовательного монолога «Евгения Онегина». В непринужденности «болтовни» как бы сам собой возникает образ читателя, во многом напоминающий образ, сложившийся в стихотворениях Пушкина: это читатели «посвященные» — «друзья» и «непосвященные» — «насмешливый читатель». «Друзья» — люди, близкие автору по духу, те, для кого написан роман, те, в чьей памяти душа поэта «тленья убежит». Однако в романе нет той резкости неприятия «тупой черни», «толпы непросвещенной», которая возникает в стихотворениях «Поэт и толпа», «Поэту». Напротив, автор обращается к довольно широкому кругу читателей, с иронией надеется, что кто-нибудь укажет на его «прославленный портрет» и скажет: «то-то был поэт!» Хотя понимает, что среди читателей есть люди, духовно отчужденные от писателя и его героя.
Образ автора раскрывается не только в прямой оценке, но и в скрытых от поверхностного взгляда перекличках с героями.
Наиболее сложным является авторское отношение к главному герою романа — Онегину, который оказывается не только плодом воображения писателя, но и его «добрым приятелем». В Онегине Пушкина привлекают «неподражательная странность, резкий охлажденный ум». Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные пути и мрачные эпиграммы. Вместе с ним автор собирался путешествовать по «чуждым странам», но по воле случая они разошлись.
Однако, несмотря на это, автор противопоставляет себя Онегину. Пушкин любит природу, восхищается литературой, восторженно относится к
театру и балам, мечтает о любви. Для Онегина же природа — одно из звеньев перемен занятий, в театре он видит лишь светское начало, в литературе не мог он «ямба от хорея отличить», а любовь для него— «наука страсти нежной». Проникнутый тщеславием, он обладает сверх того еще особой гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках.
Тем не менее образ автора отражен в каждом из героев романа, в совпадении отдельных черт мировосприятия. С Татьяной автора связывает близость природе, причастность народной культуре, она близка поэту как «русская душою» героиня, одаренная воображением.
Ленский — поэтическая натура. Этим он близок автору и далек от Онегина. Пушкин любуется чистотой помыслов, наивностью, пылкостью героя, но при духовной близости возникает и некоторая отчужденность Ленского от жизни. Так проявляется ироничность в повествовании о восторженном романтике, «безумная душа» которого осуждена любить. Однако в целом отношение автора к герою характеризуется безусловным сочувствием, которого он не скрывает. Подобный иронический пафос присутствует в изображении всех героев, даже любимой Пушкиным Татьяны.
Таким образом, повествовательный монолог и лирические отступления создают достаточно полное впечатление о духовной сущности образа автора. Свободный переход автора от повествования к лирической части и наоборот делает весь роман «свободным», что во многом определило композицию «Евгения Онегина».
Великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Однако эта оценка критику показалась недостаточной, не охватывающей всех проявлений личности поэта в романе, и он добавил: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В связи с этим роман можно смело назвать не только энциклопедией русской жизни, но и энциклопедией души самого Пушкина.
Любовная интрига и общественный конфликт
в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума*
В основе сюжета пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса — общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведения отметил Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна... частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел ».
Сюжет комедии «Горе от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической системе амплуа. Этот треугольник образуют героиня — Софья Фамусова, в свои семнадцать лет расцветшая прелестно, и два героя — Чацкий и Молчалин. Один из них наделен положительными чертами характера, ему свойственно благородство, пылкость чувств, способность на самоотверженные поступки ради своей возлюбленной. Другой — «услужлив скромен, тих», но за этими качествами скрывается карьеризм, стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью. Однако оба героя выходят за рамки классицистических амплуа. Молчалин, изображенный с негативной авторской оценкой, удачлив в любви, именно его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положительный, терпит крах в любви. Отступление от принципов классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а добродетель не торжествует. Молчалину почти удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате, а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву.
Отличительная черта пьесы — наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения. Абсолютно уверенная в своем возлюбленном, Софья не подозревает, что Молчалин не только не любит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать ее расположение подарками. Лиза же, в свою очередь, безответно любит буфетчика Петрушу. Кроме того, с ней пытается безуспешно флиртовать сам барин.
Конфликт комедии определяется столкновением жизненных принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представителя передовой дворянской интеллигенции. Сюжет и конфликт, связанные в один узел, развиваются параллельно. Все узловые моменты развития сюжета комедии сопровождаются монологами Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному застойному быту, отсутствию новизны в общественной жизни дворянства.
В экспозиции, сценах комедии, предшествующих появлению Чацкого в доме Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится известно, что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года назад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится другой человек. Предпочитая Молчалина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жизненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье. Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья осознает, что слишком беспокойный и независимый Чацкий не будет покорным мужем, над которым можно безраздельно властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайловичем. Уже в экспозиции комедии намечается конфликт между жизненными принципами героев, по сути принадлежащих к разным общественным лагерям. По мере развития действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между его участниками.
При встрече с Софьей в монологе «Ну что ваш батюшка?..» Чацкий слегка затрагивает их общих знакомых, сетует на пустоту интересов, на отсутствие положительного содержания в светской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех, с кем ему предстоит жить, становится очевидно, что Софья к нему холодна.
В развитии любовной интриги, связанной со стремлением Чацкого узнать, любит ли его Софья, а если не его, то кого, окончательно выясняется, что Софья предпочитает Молчалина. Она
почти признается Чацкому в своей любви к скромному секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением, богатству, свободе суждений.
В монологе «И точно, начал свет глупеть...» Чацкий противопоставляет два века: «век нынешний» и «век минувший» с их разными жизненными ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, улавливая в его речи крамольные настроения. В монологе «А судьи кто?» Чацкий последовательно излагает жизненную программу людей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В результате этих столкновений Чацкий оказывается нежелательным женихом для дочери Павла Афанасьевича не только потому, что он небогат и не преуспел в службе, а потому, что он «карбонари», он «хочет вольность проповедать». Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втянуть его в беду.
Кульминация в развитии конфликта и любовной интриги наступает в третьем действии. Софья, рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, чтобы отомстить ему. Все гости охотно верят этой клевете, подхватывая, распространяют сплетню и отворачиваются от человека, который высказывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный конфликт. В момент, когда Чацкий произносит свой монолог о французике из Бордо, никто из присутствующих его не слушает, все с усердием кружатся в вальсе. Герой оказывается в полном одиночестве, общество отвернулось от него.
В четвертом действии наступает развязка: Софья случайно узнает об истинных чувствах Молчалина. Ей становится стыдно оттого, что он оказался таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко оценивая его личные качества. Для Чацкого финальное отрезвление, о котором он говорит в монологе «Не образумлюсь... виноват», означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, потерю возлюбленной, но он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разошлись и их примирение невозможно.
Параллельное развитие общественного конфликта и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дворянского общества и придает психологическую достоверность переживаниям героев, вовлеченных в этот конфликт. Любовная линия завершается разоблачением Молчалина и разрывом Софьи с Чацким.
Дворянство
в романеА. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин детально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г. Белинского,это произведение можно назвать «энциклопедией русской жизни», потому что здесь воспроизведена картина русского общества, «взятого в одном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения самосознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное, московское и петербургское, так и провинциальное дворянство.
Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, общественного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой после получения наследства от дяди сделался богатым помещиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были богаты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка. Выйдя за князя N, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна», то есть вошла в круг титулованной знати.
Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова «долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требовало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши. Кроме того, он давал три бала ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на средства, полученные при закладке имения, называлось «жить долгами». Такой способ был прямым путем к разорению.
Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк». В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомысленный Онегин пошел по второму пути.
По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на государственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образование. Пушкин отрицательно относился к домашнему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала французскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относившимися к своим педагогическим обязанностям. Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.
Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов, Царскосельский лицей, Педагогический институт в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дворян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу. Среди друзей изнакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царскосельском лицее. Ленский учился в Геттингенском университете, который был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.
Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его воспитывали «убогий» француз-гувернер и домашние учителя, которых нанимали для преподавания русского языка, истории, а также танцев и верховой езды. Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах. Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных поклонов, научившись легко танцевать мазурку, Онегин без труда был признан своим в высшем обществе: «свет решил, что он умен и очень мил».
Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен среди дворян, стремившихся к серьезному образованию. Этому также способствовала мода на воспитателей-иезуитов в начале XIX века. С закрытием иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ныне». Онегин же, воспитанный под руководствомаббата-католика, овладел начальным курсом латинского языка и умел разбирать эпиграфы — античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни.
Интерес к историческим сведениям был широко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Философско-публицистическ