Человечество в поисках алгоритма диалога и согласия.

Рассматривая третий вопрос темы, следует сориентировать студента на положение о том, что человечество к началу III тысячелетия в принципе испробовало большинство из возможных идей, проектов, утопий для достижения социального счастья и убедилось в их слабой реализуемости.

В мировой социально-философской и философско-исторической литературе все чаще встречается мысль о том, что привычные формы организации общественной жизни - государство (правовая и социальная модели) и гражданское общество, - требуют своего пересмотра под углом зрения социальных инноваций и сопровождающего их кризиса. Такого же пересмотра требуют сами идеологические программы, их обеспечивающие. Более того, в пересмотре нуждается вся система норм международного права, столь бесцеремонно нарушаемого государствами Запада и, в частности, его лидером - США (например, развязанные ими войны в Югославии и Ираке). Следует понимать, что международное право как раз и созидалось для предотвращения насилия сильного над слабым, обеспечения принципа уважения субъектов права к суверенитету, самому народу и территориальной целостности государств.

Выше шла речь о тезисе Ф.Фукуямы «о конце истории» как завершении
идеологических «шатаний» человечества и наступлении полной и
окончательной победы западной версии социальной истории с
воплощенными в ней институтами либеральной демократии,
капиталистического (рыночного) способа производства и

саморегулирования. Данный тезис в своей демонстрации настаивает на том, что в единой ойкумене, занимающей одну экологическую нишу, возобладала единственно эффективная и гибкая модель социального устройства и развития. На самом деле, данное положение противоречит эволюционной теории, которая видит в цивилизационном разнообразии (а значит разнообразии культурных укладов, языков, традиций, типов духовности и конституции человека) необходимый положительный фактор, благотворно влияющий на всю природно-социальную систему. По сути дела современный этап истории - это этап борьбы незападных цивилизаций за право быть полноценными участниками глобального социального процесса, за право иметь свою долю участия в общемировых делах (ООН, ЮНЕСКО, ВТО, НАФТА и т.п.). Иначе говоря: современность - это время поиска алгоритма согласованного развития.

Сложившийся в мире после распада СССР и соцлагеря пасьянс политических сил говорит об автономизации (огораживании) западного сообщества от остального мира, и более того - о нежелании «золотого миллиарда» (стран т.н. семерки) допускать к принятию решений тех, кто «отстал» в своем историческом развитии. Этот ракурс носит название «однополярный мир», где главенствует один субъект (политической, экономической и культурно-информационной) власти. Студенту нужно




обратить особое внимание на то, что в контексте «однополярного мира» никакой диалог и согласие между народами невозможны, ведь остальной (незападный) мир рассматривается как объект приложения воли субъекта, он последовательно унифицируется под шаблон западной техноцивилизации.

В варианте многополярного мира восстанавливается сам принцип диалога как особого уровня и способа коммуникации, обеспечивающего взаимопроникновение, а, следовательно, взаимообогащение в нем участвующих субъектов. Диалог культур и цивилизаций предполагает онтологическое равноправие сторон плюс общее - интерсубъективное основание диалога. Причем, это основание должно быть таким, чтобы ценностно удовлетворять стороны, вступающие в него. В противном случае, субъектов диалога ожидает непонимание и отчуждение.

Говоря о возможности диалога между странами «золотого миллиарда» и остальным миром, «Севером» и «Югом», «Востоком» и «Западом» в XXI веке, следует отметить: этот диалог возможен на основе разделяемых всем человечеством ценностей и норм. Считается, что они - результат духовного и предметного творчества многообразия цивилизаций. Но если предметные ценности (в виде материальных благ) близки всем людям, то с духовными дело обстоит сложнее. Восток и Запад предложил свою иерархию ценностей, в которых есть момент общности и различия. Например, универсальная ценностная перспектива, открытая христианством, прижилась как на Востоке, так и на Западе; то же можно сказать о перспективе Просвещения и некоторых других вариантах светских, деятельностных идеологий. На Востоке приоритет был отдан созерцательным взглядам и ценностям. В идеале - созерцательный и деятельный аспекты - в глобальной культуре -должны быть уравновешены, ведь сама культура - это диалектическое единство традиции и новации. В силу этого, нормальный алгоритм диалога должен строиться на взаимном уважении культур и цивилизаций, принципах толерантности и ненасилия, на мировоззренческо-этическом принципе гуманизма.

Подводя итог в рассмотрении этого вопроса, укажем на то, что сам принцип диалога распространяется не только на человеческое сообщество (имеющее внутреннюю культурно-цивилизационную, государственно-политическую, экономическую дифференциацию), но и на комплекс отношений между обществом и природой. Современная социальная философия сформулировала его в виде принципа коэволюции природной и социальной систем, интегрированных в систему более общего порядка.

4. Будущее как философская проблема. Современная футурология о моделях будущего.Человечество всегда стремилось заглянуть за тот исторический горизонт, который ему открывается из настоящего. Будущее манит, но оно же внушает страх, чувство тревоги и неуверенности, поскольку покрыто завесой тайны. Ранее это желание «заглянуть за горизонт» реализовывалось в предсказаниях и пророчествах, сегодня оно связывается с научным и социально-философским предвидением и прогнозированием. Изучающим этот вопрос должна быть понятна разница между религиозной,

утопической, рационально-философской и научной версиями будущего. Если в первой заложен принцип божественного предопределения всего хода истории с позитивным финалом, то вторая (утопия) абсолютизирует будущее как качественную величину (идеал), неравноценную настоящему. Философия же и наука исходят из того, что будущее - продукт закономерных социоприродных процессов, понимаемых рационально, а, значит, доступных предвосхищению.

Поэтому именно наука и философия, как формы рационального знания, сделали предметом своего рассмотрения будущее не как обетование, идеал, а как проблему, требующую своего разрешения. Так сложилась одна из самых новых областей междисциплинарных исследований - футурология (от лат. futurum - будущее; и греч. Ахзуо^ - слово, учение). Один из ее основателей американский социолог О.Тоффлер полагал, что одна из задач, стоящих перед футурологией - это помочь сформулировать (приемлемые и адекватные) цели будущего. Спрашивается: как же футурология решает эту задачу?

Всякий прогноз или предвидение опирается на знание реальных взаимосвязей, существующих в рамках социальной системы, между системой и ее окружением. Само это знание вероятностно, поскольку его достоверность не абсолютна, а относительна. Ведь сам человек это не «крошечный комочек смеси углерода и воды» (Б.Рассел), детерминированный исключительно «извне», а наделенный сознанием и волей, эмоциями и страстями социальный субъект. Поэтому и социальные процессы, как место реализации свободы и спонтанности людей, не могут быть уложены в прокрустово ложе однозначных схем.

Степень достоверности подобного знания зависит от ряда факторов: 1) от того, какой временной интервал будущего берется в качестве предмета прогноза (ближайшее, обозримое или отдаленное); 2) от того, обоснован ли сам прогноз знанием сущности предмета; 3) от того, насколько знание системно, всесторонне и конкретно. Отсюда вытекает необходимость в вынесении гипотетических суждений о будущем, суждений, которые строятся на принципе опережающего отражения, но укоренены в уже известных законах и практике.

Под прогнозом понимают предположение, вероятностную модель, представляющую собой теоретически и эмпирически обоснованное суждение о «поведении» объекта в будущем, в его возможных качественных состояниях, альтернативах и хронологических рамках реализации. Социальный прогноз естественно охватывает - в качестве своего объекта - те возможные взаимодействия между людьми, складывающиеся на основе развивающихся общественных отношений, которые порождают значимые результаты или продукты. Наряду с привычными процедурами -планированием, проектированием, управлением и программированием -социальный прогноз обеспечивает комплексность знаний, формализованных в проектах, программах, планах.

В настоящий момент социальная философия располагает такими видами прогнозов:

- поисковым, связанным с экстраполяцией ведущих тенденций настоящего этапа развития в будущее;

- нормативным, опирающимся на принцип реализации (востребованности) норм, идеалов и ценностей современного общества будущими поколениями людей;

-реактивным, при котором будущее мыслится через возможную реакцию - как положительную, так и отрицательную - на ведущие тенденции настоящего;

- аналитическим, который связан с решением аналитических задач и выработкой комплексной, перспективной модели будущего;

- комплексным, сочетающим в себе элементы поискового и нормативного прогнозирования;

- системным предвидением, в рамках которого находит свою реализацию системная интерпретация природы и социума в коэволюционной перспективе.

Разумеется, используя эти и некоторые другие средства освоения будущего, человечество может адекватно сориентироваться в историческом моменте и построить стратегию своего пути «за горизонт». Адекватность самой ориентации во многом определяется тем историческим багажом, которым оно располагает, и который не растеряло на своем извилистом пути. Иными словами, образ будущего - это слепок тех действий, которые совершил и совершает человек в своем историческом бытии.

Современная социальная прогностика, помимо сценариев будущего, занята созданием модели будущего. В этом философам на помощь приходят математики, экономисты, экологи, ученые-естественники. Глобальное моделирование ставит своей задачей выработку и виртуальную проверку той глобальной ситуации, что может кристаллизоваться в недалеком будущем. Ярким примером глобального моделирования является работа, проделанная академиком Н.Н.Моисеевым с группой его сотрудников в начале 80-х годов XX века. Своей комплексной математической моделью ученые подтвердили гипотезу американского исследователя К.Сагана о том, что в случае полномасштабной ядерной войны на Земле наступила бы «ядерная ночь», а затем и «ядерная зима». В результате этих работ люди стали иначе относиться к происходящей в мире гонке вооружений.

В настоящий момент ученые заняты моделированием негативной экологической динамики, с учетом анализа сложившейся расстановки сил в биосфере, регрессивных факторов и тенденций «внутри» самого сообщества, нарастающего противостояния богатого «Севера» и бедного «Юга», сторонников глобализма и антиглобализма. Таким образом, проводимые в рамках футурологии работы являются серьезным предостережением человечеству, а ее выводы ориентируют и мобилизуют всех землян на оптимизацию жизнедеятельности в системе «мир-человек».

Навчально-методичне видання

Фіософія.

Навчально-методичний посібник

для студентів технічних вузів

(російською мовою).

ГПд ред. Л.О.Алексеево'1, Р.О.Додонова, Д.С.Музи, Т.Б.Нечипоренко, В.Г.Попова

Друге видання


Наши рекомендации