Направления русской психологии конца 19 – начала 20 века.
Небольшое отступление: специфика почти всех учебников и курсов к отделению русской психологии. Это не говорит о том, что она развивалась в изоляции, напротив, связь с иностранной наукой была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий публиковались и в журналах, например в «Вестнике Европы». Но для отечественной психологии характерна особая специфика и динамика развития.
40-60-е годы XIX в. - период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы.
Психологическая мысль развивалась в связи с научными достижениями и общественной мыслью. Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Что касается первого: расцвет позитивизма и естествознания, поиски объективного метода исследования психики (что определило победу в 70х программы Сеченова). (Этот пункт логики развития был общемировым, однако в связи с популярностью естествознания и медицины в России, у нас это было выражено даже несколько больше). При этом особенно важными были такие параметры социальной ситуации, как ментальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, проходивших в российском обществе. Западничество и славянофильство как два общественно-политических течения. Эпоха реформ, как следствие – вопросы нравственности, народности, проблема национального самосознания. Вообще, что особенно для России – это интеллигенция (а психология развивается именно в этой среде), ее связь с духовностью.
Таким образом, особенности:
- влияние установок интеллигенции, общества в целом, а только развитие в пределах кафедр университетов;
- ориентация на практику, в том числе по причине стремления к просвещению народных масс;
- влияние ментальности – центральные вопросы этические, а не познавательные, как заграницей (Ср.: даже у Сеченова!).
Еще в 18 веке некоторые концепции были популярны, но истинные рассвет – 60-е гг. ослабление цензурного гнета, «освобождение» (1862!) – вслед за крестьянством и всего общества, достижения науки, популяризация просвещения. 60-80 гг.: появление собственно психологических работ. К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России появились кафедры психологии, определившие на ближайшие 30 лет развитие психологии.
Александр Галич (1783-1848): учитель Пушкина, профессор философии. Развивал новые для своего времени идеи связи психики с деятельностью человека в общественных условиях, того, что человек – не только природное существо.
А.И. Герцен (1812-1870): идеи качественного своеобразия человеческой психики (хотя это и особая функция мозга), отличия от психики животных. Причина – историческое развитие человека. Поэтому психология должна основываться не только на физиологии, но и на философии и истории. Идея о деятельной природе личности. Проблема свободы воли, которая имела острое общественно-политическое звучание (полемика Сеченова с Кавелиным как яркий пример). Герцен не преемлил ни идеализма, ни фатализма в этом вопросе; указывал на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе, сознания, воли.
Н.А. Добролюбов (1836-1861): критика дуализма, человек как целое, нераздельное существо. Разоблачение френологии и вульгарного материализма вообще. Взгляд на психические процессы как детерминированные, имеющие причину во внешнем мире.
Н.Г. Чернышевский (1828-1889): выступал против дуализма в психологии; различал в человеке два рода явлений – материальные (есть, ходить) и нравственные (думать, желать). Первоначально придерживался материализма, антропологического подхода (рассмотрение деятельности человека как деятельности его организма; в чем специфика собственно антропологического подхода, я не поняла). Ратовал за причинные подход в психологии, говорил о необходимости выхода за пределы сознания для познания его природы и причин (эту традицию и продолжил позже Сеченов). Выступал против функционального подхода в психологии (типа, это атомизм), говорил о том, что мышление, память и т.п. должны рассматриваться неразрывно от личности и деятельности человека, его потребностей. Развивал идею о специфике человеческих потребностей, их отличности от органических потребностей животных; у человека органический компонент отходит на второй план. Мысль о производстве потребностей в активной деятельности.
Различал характер и темперамент; характер определяется условиями жизни, воспитанием, темперамент обусловлен природными факторами, хотя также подвержен влиянию социальных условий (тут-то он и отошел от материализма). Разработал понятие «народного характера» как совокупность нравственных и умственных качеств народа.
П.Д. Юркевич (1827-1874): философ и педагог, учитель В. Соловьева. Критическое рассмотрение идей Чернышевского. Видел недостаточность в рассмотрении психологии по образцу естествознания (видел опасность сведения психологии к физиологии). Отстаивал самостоятельность психологии как науки о внутреннем чувстве.
Важные психологические идеи развивались в области педагогики. Дело в том, что в 60е гг. 19 века она была связана с передовым движением в области народного просвещения и привлекала внимание не только специалистов, но и всей прогрессивной русской общественности. Идеи формирования всесторонне развитой, высоко нравственной личности, гуманистического отношения к воспитаннику стали лейтмотивом передовой педагогической мысли, и ведущие ее теоретики (Юркевич, Ушинский) указывали на первостепенное значение психологии для педагогики.
Н.И. Пирогов (1810-1881): выдающийся русский хирург. Исключительный резонанс получила его статья, в которой развивалась мысль о примате развития личности перед обучением в процессе подготовки специалистов в области социальной практики. Принцип воспитания человека в человеке. Поддерживал эту идею и К.Д. Ушинский (1824-1871). В его работе «Человек как предмет воспитания» (1868-1869) был произведен синтез педагогики с психологией, использовались достижения всей мировой философско-педагогической мысли. Этот труд считается предтечей отечественной детской и педагогической психологии.
Собственно педагогическая психология берет свое начало в работах П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. 80-е гг.: развитие капитализма, производства. Появление работ по учету психики человека в труде (подбор и обучение, продуктивность работы, профилактика ошибок). К психологии обращаются юристы, физиологи, психиатры. Возникают и замысли «психической этнографии».
М.М. Троицкий (1835-1899): попытка синтеза эмпиризма с богословской традицией. Придавал большое значение распространению психологических и философских знаний, повышению общего уровня психологической культуры в российском обществе и создал Московское психологическое общество при Московском университете. Считал, что именно психология, главным образом теория познания, должна стать основой общей методологии всех общественных наук. Говорил о необходимости позитивного подхода в психологии. Идеи культурной обусловленности нравственности человека.
М.И. Владиславлев (1840-1890): благодаря ему психология стала одной из ведущих дисциплин в университетах. Пытался соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Приверженец эмпирической линии в отечественной психологии (Локк, английский ассоцианизм).
Вторая половина 19 века – языкознание как один из источников психологического знания. А.А. Потебня (1835-1891): создатель научной школы исторического языкознания. Развивал идеи взаимосвязи языка, познания и мышления, единства сознания и языка. Историческое развитие человеческого сознания, его социальная природа. Язык как важнейшее условие развития самосознания (рассматривается, как повлиявший на Выгу!). Считал, что развитие индивидуальной психики не может происходить изолированно от других людей, от времени и культуры, в которых живет человек. Идея опосредования (медиации) знаком и словом! Познаем мир не непосредственно, аки животные какие… Именно применение знаком делает человека культурным, и он извлекает из природы науку, а не фетиши и богов, как дикарь.
«Сеченов и Потебня практически одновременно пришли к идее о том, что психическое развитие культурного человека происходит путем присвоения внешних, общественных знаний, языка, норм, традиций, идеалов, которые хранятся в культуре данного народа и которые, переходя во внутренний план, интериоризируясь, формируют основы психики человека». (Марцинковская)
Ассимилировал и развивал идеи Вильгельма фон Гумбольта (1767-1835) о социальном характере языка. По Г., язык – это не просто средство общения, но продукт сознания народа, его видения мира (хе, поэтому знание нескольких языков обогащает представление о мире). Г. Выдвинул проблему внутренней формы языка (отличная от внешней звуковой оболочки). Эта идея развивалась Потебней, Шпетом, Узнадзе. По Потебне, сначала в слове отражается мифологическое сознание, а затем поэтическое и научное. (Первые два – символичность и многозначность, последнее – это знак, с определенным значением). Таким образом, можно проследить путь развития познания от мифа до науки, процесс движения от языка чувств к языку мыслей.
Таким образом, три пути:
- философский;
- лингвистический;
- естественно-научный.
Отечественная психология 19 века: 1. не голое копирование, но творческая интерпретация достижений мировой психологии; 2. привнесение нравственных и этических идей; 3. идеи о роли культуры и слова. В результате: оригинальные научные концепции психического, примером которых могут служить взгляды Сеченова, Кавелина и Потебни.
В 90-х годах XIX в. ситуация изменилась. Изменение в идеологических и научных установках. Если в 60-80-е годы общество преклонялось перед наукой, особенно наукой естественной, о чем говорилось выше, то уже к 90-м годам общественное настроение начало заметно изменяться, появились апатия, усталость от нереализованных политических обещаний, неверие и негативизм по отношению к науке. Изменились и ценностные ориентации интеллигенции. Не либеральные европейские тенденции, но гуманитарные, стремление к самобытности. Другая крайность – отказ от ЕН, превалирование гуманитарного знания.
В.С.Соловьев (1853-1900): противник позитивизма, влияние на становление новых приоритетов в философии и психологии.
Н.Я. Грот (1852-1899): крупный организатор русской психологии. Рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Ранние идеи в созвучны материализму, позже углубляется в метафизические проблемы, исследует вопросы о природе души, задача обоснования высших начал нравственности.
Л.М.Лопатин (1855-1920): психология как наука о законах и процессах душевной жизни; ее цель - изучение познавательных психических процессов и открытие общих закономерностей, определяющих психическую жизнь человека. Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для психологии, Лопатин все же считал психологию по преимуществу философской, а не естественной наукой. Внимание к проблеме воли, ее влияние на развитие нравственности.