Особенности и этапы развития украинской философии
Характерные особенности
Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии.
Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев:
1) Онтологизм;
2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению;
3) Эмоционализм;
4) Религиозная направленность.
Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей.
Онтологизм
Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.
Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению
Мудрость как отражение онтологичности украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа.
Очевидно, что только знание и понимание биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их работ.
Эмоционализм
Эта черта связана с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в философии сердца, основанной П. Юркевичем.
Религиозная направленность украинской философии
Осознание Бога незримо присутствует в жизни каждого славянского человека, поэтому будет верным утверждение, что религиозность «красной нитью» проходит и через философские произведения украинских деятелей: в одних больше, в других меньше. Однако эта религиозность отнюдь не означает бесконечную тему Бога в тематике проблем. Скорее имеется ввиду идея христианского подвига через утверждение и раскрытие всех творческих и существенных сторон личности.
Украинский историк А.К. Бычко полагает, что философская мысль в Украине, равно как и в остальных славянских государствах, неразрывно связана с менталитетом народа и отображает главные черты украинской ментальности, которые перечислены ниже:
1) Антеизм (сродненность с родной землей, термин происходит от бога Антея. Антеизм - служит основой экофильности украинской натуры).
2) Индивидуализм.
3) Кордоцентризм, эмоционализм (философия сердца - Юркевич)
4) Экзестенциальность (обращение к философии существования)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В истории украинской философии нет четко определенной устоявшейся периодизации. Одна группа ученых выделяет семь значительных философских образований. Другая же говорит лишь о трех периодах, которые отражают эволюцию трех типов культур: христианской традиции (главный философский вопрос – "человек и Бог"), переход от Возрождения к эпохе Просвещения ("человек и мир") и культура времени модерна (человек как сущность нации). Такая система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение философских акцентов, но не учитывает едва ли не основной фактор развития философской мысли – становления этнического типа сознания
Поэтому я придерживаюсь хронологического описания украинской философии, которое состоит и семи периодов:
• становление философской культуры в Киевской Руси (Х-Х111 вв.);
• философия украинского возрождения (Х1У-ХУ1 вв.);
• период Просвещения, связанный с философской культурой Киево-могилянской академии;
• период украинского предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец ХУ111- начало Х1Х вв);
• отдельно украинский романтизм Юркевича и Гоголя;
• школа академической философии - блок позитивизма и рационализма;
• период формирования философских идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские позиции украинской диаспоры.
Далее в реферате дан более подробный анализ каждой исторической эпохи
28.Этико-гуманистическое содержание философии Сковороды
Г.С. Сков. –основатель в Укр. классической философской мысли. За то, что большинство своих сочинений он написал в диалогах, его называют «укр. Сократом». Мироздание состоит из 3 миров — макрокосма (Вселенная), микрокосма (человек) и некий «символичный мир» (Библия), связующий большой и малый миры. Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимого и невидимого. Макрокосм в видимой форме – природный мир ощущаемых вещей и явлений, материя, «тень» истинного, но невидимого «естества» -Бога. Бог – не сама природа, а её «источник», «свет», он вечен, а «тенью» вечности является бытие материальное. Человек состоит из «эмпирического» (телесного), кот-е является «тенью, тьмою», и «внутреннего» (истинного) естеств. Сущность истинного человека – Бог. Проблема самопознания занимает центр. место в трудах. Он приходит к мысли, что человек является началом и концом всякого философствования. Но это не эмпирический человек, а «внутренний, вечный и божественный». Через Библию чел-к приходит к познанию себя как чел-ка внутреннего, где «истинный чел-к и Бог есть тожде». Цель расшифровки символики 3-го мира – найти «сродный» способ взаимоотношений с миром. Правильный выбор жизненного пути («сродного труда») приводит к счастью. Своя «сродность» или своя «стать» есть у каждого человека. «Несродность» (неумение или нежелание творческого поиска «сродного труда») - главный источник всех человеческих бед. Весьма терпимо относился к язычеству, видя в нём подготовку человеческого рода к принятию христианства. Таким образом, в фил-фии Сков. экзистенциальность (ориентация на неповторное челов. существование), антеизм («сродность» чел-ка и мира) впервые приобретают классическую форму отображения.