Тема 3. Методы психологической саморегуляции

(ПК-1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,17,18,20,23)

Нервно-мышечная релаксация (НМР). История возникновения и формирования метода. Принципы построения упражнений и непосредственные эффекты их использования. Характеристика процесса обучения навыкам нервно-мышечной релаксации. Многовариантность использования методов НМР, его сочетание с другими методами психологической саморегуляции. Профессионально-прикладное применение нервно-мышечной релаксации.

Аутогенная тренировка (АТ). Содержание и история становления метода. Усвоение вербальных формулировок (формул самовнушения) в виде самоприказов как основная характеристика метода. Механизм действия аутогенной тренировки: формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах. Современные модификации аутогенной тренировки и направления их использования в профессионально-прикладной практике. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции.

Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов. Экспериментальные исследования мысленного воспроизведения движений*. Основные феномены, сходство эффектов реального и мысленного воспроизведения движений. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике: использование техники как относительно самостоятельного метода снижения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации и как техники мысленного самопрограммирования. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.

Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции. Данные о преимуществе восстановительных эффектов при применении методов психологической саморегуляции (нервно-мышечной релак­сации, аутогенной тренировки) по сравнению с пассивным отдыхом (пребыванием в спокойном нерабочем состоянии в течение неко­торого времени, равного по времени использованию процедур ПСР). Профессионально-приклад­ное направление адаптации программ ПСР.

Тема 4. Общая характеристика техник медитации

(ОК-1,4,6,7, ПК-4,5,6,8,9,12,13,14,17,18,20,23)

Понятие о медитации. Медитация и восточная философия*. Цели медитации. Использование медитации как метода саморегуляции. Медитация как способ снять нервное напряжение. Основные правила медитации. Время медитации. Место для медитации. Поза для медитации. Позы «лотоса», «полулотоса», сидя на пятках. Упражнения для достижения комфорта в позах для медитации. Первая ступень медитации – достижение концентрации. Визуализация. Роль визуализации в медитации. Роль дыхания в медитативной практике. Особенности контроля дыхания. Негативные последствия контроля дыхания во время медитации. Техника безопасности при медитативной практике. Различные школы восточных учений, практикующих медитативную технику. Сравнительная характеристика. Медитация и измененное состояние сознание.

Тема 5. Техники медитации

(ОК-1,4,6,7, ПК-4,5,6,8,9,12,13,14,17,18,20,23)

Медитация «избавления от нежелательной энергии». Цель медитации. Вход в состояние медитации. Визуализация. Использование «образа экрана» в практике «избавления от нежелательной энергии».

Медитация чакр. Цель медитации чакр. Понятие о чакрах в восточных практиках. Семь чакр организма. Месторасположение чакр. Цветовая характеристика чакр. Роль чакр в работе организма по представлениям восточной философии. Визуализация при медитации чакр.

«Небесная и земная» медитация. Цель медитации. Свободная поза при небесной и земной медитации. Визуализация при небесной и земной медитации.

Созерцание предмета. Цель медитации. Использование различных предметов. Техника проведения созерцания предмета. Тренировка концентрации внимания на предмете.

Счет дыхания и осознаваемое дыхание. Техника безопасности при использовании контроля дыхания в технике медитации.

Внимающая медитация. Цель медитации. Техника проведения медитации. Роль наблюдателя при проведении медитации. Наблюдение за окружением, мыслями, рассуждениями. Устранение от эмоций. Осознание эмоций.

Медитация на геометрических фигурах. Объект медитации: круг, треугольник, прямоугольник, звезда и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Фиксация эмоциональных состояний при медитации на геометрических фигурах.

Медитация «лотос с тысячью лепестков». Роль слов и речи в формировании эмоционального состояния человека. Символ лотоса в восточной философии. Слово, образ или идея как центр лотоса. Возникновение ассоциаций как лепестков лотоса. Созерцание ассоциации-лепестка. Переход от одной ассоциации к другой.

Медитация с мантрой. Роль звуков на эмоциональное состояние человека. Определение мантры. Виды мантр. Сочетание произнесения мантр и дыхания. Произнесение мантры вслух на выдохе и про себя на вдохе.

Медитация на музыке. Влияние музыка на функциональное состояние человека. Цели медитации. Подбор музыки для медитации. Визуализация при прослушивании музыки.

Медитация на собственном теле. Формулы медитации. Медитация на собственном теле как основа для медитации на позе. Техника медитации на позе. Применение медитации на позе в боевых искусствах.

Цветомедитация для достижения психической гармонии. Представления восточной философии о влиянии цветов на эмоциональное состояние человека. Использование цветов в медитации для устранения отрицательных эмоций. Медитация «обрести изначальную жизненную силу» – использование красного цвета в медитации. Медитация «окунуться в сияющий блеск солнца» – использование оранжевого цвета в медитации. Медитации «слиться с золотыми лучами истины» – использование желтого цвета в медитации. Медитация «развить в себе сердечные силы благодаря целительному доверию» – использование зеленого цвета в медитации. Медитация «познать бесконечность неба» – использование голубого цвета в медитации. Медитация «познать глубину ночи» – использование синего цвета в медитации. Медитация «как вверху, так и внизу» – использование фиолетового цвета в медитации. Медитация «дать свободу самому себе» – сочетание оранжевого и желтого цвета. Медитация «успокоиться и привести себя в равновесие» – сочетание зеленого и голубого цвета в медитации. Медитация «почувствовать облегчающую прохладу и освежиться» – сочетание голубого и синего цвета в медитации. Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.

Медитация на мандалах*. Раскрашивание мандал как один из способов погружения в измененное состояние сознания*. Использование мандал в медитативной технике*. Значение мандал в восточной философии*.

Наши рекомендации