Лекция 17. ОБЫДЕННОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

1. Мир обыденный, понятие повседневности.

2. Человек в обыденности.

3. Обыватель как тип личности.

4. Самоактуализированная личность в противоположность обывателю.

5. Характеристики самоактуализирующихся людей.

Основная литература

Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 2-х т. – М., 2003. Т.1.С. 553-560.

Дополнительная литература

Маслоу Абрахам Харольд. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Философия. История. Культура. Книга для высших и средних учебных заведений. Ч.1. – Курск, 1995. С.307-314.

1. Мир обыденный, понятие повседневности

Обыденный мир – это мир, в котором мы живем постоянно, мир реальных предметов, простых ощущений и чувство, простых привычных и понятных отношений.

Философы и социологии обратили внимание на этот мир лишь в XX веке, и выявили ряд его характерных признаков.

Прежде всего, повседневность, как особая реальность, формируется и существует лишь в постоянно возобновляемых контактах людей, в общении, в сплетении значений и смыслов. Основой является система общепринятых значений – труд, семья, дружба, порядочность, справедливость. Это прочная сеть обыденных отношений.

Во-вторых, обыденный мир – предельно практичный. Как выжить и обеспечить достойное существование, завоевать дружбу, любовь, уважение.

Обыденный мир относительно устойчив, консервативен, давно известны способы, позволяющие кратчайшим путем достичь простых обыденных целей. Поэтому третьей чертой обыденности, является шаблонность, стандартность сознания и поведения человека обыденного.

Четвертый признак – обыденное сознание включает огромное количество представлений принятых на веру, не критично. У обыденного человека есть два принципа объяснения, принципа-опоры – первый гласит: "это очевидно", второй: "так принято".

Пятый признак – повседневный мир включает обширный набор различных переживаний. Переживание – это эмоционально окрашенное состояние внутреннего мира, данное человеку непосредственно. Эмоции, чувства, страсти, радость, гнев, страх, грусть, удивление, восхищение – вот некоторые варианты переживаний.

Шестой признак – обыденный мир включает значительный пласт скрытого знания, скрытых договоренностей, установок, привычек, житейских аксиом – всего того, что воспринимается само собой разумеющимся членами данного обыденного сообщества.

2. Человек в обыденности

Обыденность, повседневность кажется ясной не потому, что детально просвечена мышлением, а как раз потому, что ускользает от анализа. Но обычная жизнь не анализируется до тех пор, пока в нее не вторгается какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Столкнувшись с таким нарушением, обыватели прежде всего стремятся нормализовать ситуацию, ввести ее в рамки повседневности, и лишь потом начинают исследовать фактор, который нарушил привычный ход жизни. Но сам фактор уже интерпретируется как обычное, повседневное явление. Происходит переосмысление ситуации. Она стандартизируется по одному-двум шаблонам, а, следовательно, нормализуется, становится понятной ситуацией повседневности, ибо каждый обыватель знает, что делать, если партнер болен, как вести себя с шизофреником, как уйти от открытого конфликта и т.д. Нормализация происходит путем приписывания партнеру какого-то типичного и понятного мотива – "шизик", "пьяный".

Первая типичная реакция обывателя, при встрече с тем, что выходит за рамки его понимания, - это превращение непонятного и невозможного в возможное и понятное. Если же происходящее настолько невероятно, что вообще не вмещается в рамки нормального течения жизни, то обыватель прибегает к еще одному приему – истолковывает реальный, но невозможный в повседневной жизни факт, как несуществующий (галлюцинация, провал в памяти и т.д.).

И, наконец, возможен еще один вариант. Если "объясненные" факты слишком настойчиво заявляют о своей необходимости, оказываются слишком реальными, если их не удается нормализовать и тем самым отбросить, тогда их приходится интерпретировать, как указание на нечто иное, чем повседневность – потустороннее, мистическое.

3. Обыватель как тип личности

Обратите внимание на один существенный момент. Каждый из людей, так или иначе, живет в обыденном мире, погружен в него. Однако в русском языке есть особое слово, "обыватель", употребляемое очень часто с негативным, уничижительным оттенком. Видимо, обыватель, это человек, для которого мир обыденности, и есть весь мир, другого он не знает, знать не хочет и не нуждается в нем. Он погружен в обыденность с головой, вся его жизнь представляет собой суету в обыденности.

Шопенгауэр считал, что обыватель – это человек без духовных потребностей. "Это люди, все время самым серьезным образом занятые реальностью, которой на самом деле нет".

Еще один признак обывателя –– пошлость! Ее можно определить как духовное мещанство, самодовольную посредственность, грязь, низость, суетность в бытии. Вульгарность, погоня за дешевым комфортом, отказ от высоких помыслов.

Очень точно охарактеризовал обывателей А.И. Герцен в размышлениях над трудами Дж.Ст. Милля: "Мещанство это та самодержавная толпа сплоченной посредственности, которая всем владеет, толпа без невежества, но и без образования. Все вокруг пошлает, мельчает, множатся подавляющие массы какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты. Он не преувеличивает, говоря о суживании ума, энергии, о стертости личностей, о постоянном мельчании жизни, о постоянном исключении из нее общечеловеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой конторы и мещанского благосостояния".

Хотелось бы привести еще высказывание Н. Рериха: "Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие могут одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обыденности, что необходимо пробить эту стену. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленому миру красоты. Не будет устремляться к малому, когда стучится великое".

4. Самоактуализированная личность в противоположность обывателю

В последней книге американского персонолога А. Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста.

Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации.Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

"Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

5. Характеристики самоактуализирующихся людей

Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности.

Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле.

Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и, во всяком случае, диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность.

Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.

Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.

Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура ответственности, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания.

Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия. К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами. Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях.

Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду она находит внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера.

Самореализующаясяличность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов. В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

12. Определенные изменения в системе ценностей.

Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

13. Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности. Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Можно творчески подходить к любому делу.

14. Сопротивление окультуриванию.

Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Лекция 18. АКСИОЛОГИЯ

1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии.

2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей.

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 603-614.

Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. – М., 2003. Т.1. Ч.2. Гл. 4.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. С. 310-331, 484-488, 525-533.

Дополнительная литература

Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

Островский Э.В. История и философия науки. М., 2007. Гл. 14.

Философия. Под ред. В.И.Кириллова. М., 1997. Ч. 2.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989.

1.Аксиология – философская наука о ценностях

Основные положения аксиологии

Аксиология (греч.аxia - ценность и logos – учение, слово) – теория ценностей; философское учение о ценностях, раскрывающее природу людей, выявляющее основные ценности, их роль, пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему миру.

Аксиология как учение возникает во второй половине XIX века. Однако стремление теоретически осмыслить жизнеутверждающие ценности возникли много тысяч лет назад в первейших мифологических, религиозных и философских по­строениях. Уже античные философы видели, что человек не только познает мир, но и оценивает составляющие его предметы, выражает свое отношение к познаваемому.

Основные познавательные задачи аксиологии:

- установление роли, значения, статуса предмета или явления;

- привлечение внимания других людей к данному явлению и умножение таким образом числа сторонников данной оценки.

Итак, в процессе познания решается не только гносеологический вопрос - о том, что представляет собой тот или иной предмет, но и аксиологический вопрос - о том, как следует относиться к этому предмету.

Центральные проблемы аксиологии.

1. Диалектика природно-телесных и духовных ценностей и антиценностей. Г.Гегель разделяет ценности на утилитарные (жилище, питание, предметы быта и т.п.) и духовные. В.Миронов считает, что по содержанию ценности делятся на экономические, политические, социальные, политические и духовные. Достойно внимания мнение И.Нарского: материальные блага являются не самоцелью, а средством движения к подлинным ценностям – счастью человека, свободе, добру, справедливости.

В современной философской, медицинской и другой литературе все чаще стало уделяться внимание одной центральной идее диа­лектики души и тела — их гармоническому взаимоотношению. Ори­гинально решает эту проблему профессор В. Л. Обухов, который считает, что такая гармония может устанавливаться только с учетом существования духа, души и достижения человеком состояния ду­ховности.

Из приведенных примеров видно, что диалектический подход в рассмотрении роли тела и души в жизни человека наиболее пред­почтителен. Он дает возможность, во-первых, избежать односто­ронности и абсолютизации при определении сущностных сил чело­века; во-вторых, видеть эти силы в их крайней противоречивости, то есть в единстве и разности природно-телесной, телесно духовной и духовной их организации и развитии, в-третьих, определить круг основных как ценностей, так и антиценностей.

2. Вопрос о соотношении объективного и субъективного в категории ценности. В основе ценности лежат не субъективные оценки, а объективная значимость предмета.Однако при этом объективная ценность и субъективная ценность могут соответствовать, а могут резко расходиться друг с другом. Оценки одного и того же явления у разных индивидов (социальных групп, наций и т.д.) часто бывают различными. Следует помнить, что истина объективна, а ценности носят субъективный характер. Принимая во внимание разнородность познавательного и ценностного способов освоения мира, необходимо привести их в согласие, уравновесить. Это – сложная духовно-практическая работа, обеспечивающая целостность человеческого опыта, всей системы ориентации человека в окружающем мире.

2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей

Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, рас­крыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу мо­ральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познаватель­ных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5. Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности– такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Лекция 17. ОБЫДЕННОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - student2.ru ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Лекция 17. ОБЫДЕННОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительныеценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.

Причи­ной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является:

· с одной стороны, неистребимое стремление человече­ского духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей,

· с другой - известная огра­ниченность наших познавательных возможностей, средств,

· а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разу­ма, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становле­ния этой сущности.

Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку.

Значение ценностей:

- формирование интересов, мотивов и целей;

- регуляторы и критерии оценки поступков людей;

- служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла

Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противопо­ложность: свобода - в анархию, истина - в разрушительную силу, добро - в зло, любовь - в ненависть и т. п. В свою оче­редь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству. И, наконец, усложняет эту противоречивую ситуа­цию и то обстоятельство, что в реальной жизни все ценности и антиценности как бы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Рассмотрим это диалектическое переплетение на примере основополагающих нравственных ценностей: добре и зле. Добро — это ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту или сам этот стандарт; это все то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Как и любая нравственная категория, добро социально и культурно детерминировано, т. е. зависит от господствующих в данную эпоху мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, стремлений и потребностей разных социально-профессиональных или поло-возрастных групп, существующих типов личности.

История изобилует примерами, когда преступники одной эпохи становились героями других эпох. Приговоренный к смерти за аморализм, Сократ уже более двух тысячелетий считается образцом моральности. Сожженный за опасный для общественных нравов еретизм Дж. Бруно стал символом человеческой самоотверженности. Еще больше можно привести свидетельств того, как с течением времени герои превращались в злодеев (идеологи инквизиции, Наполеон Бонапарт).

Поня­тие зла незамедлительно является нам вслед за добром.

Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу); это все, что безнравственно, заслуживает осуждения, противоречит интересам и жизненным потребностям человека и человечества. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить.

Религиозно-философское учение манихеев (III-XI вв.) по­следовательно утверждало равноправие двух начал мироздания: света и тьмы, добра и зла. В мире и в людях они смешиваются в разных пропорциях, а потому беспрерывно борются между со­бой, но к финальной победе предопределено добро. В древнеки­тайской классической "Книге перемен" мир также объясняется через диалектику двух начал: ян (светлого, доброго, творческо­го) и инь (темного, злого, пассивного). Как их ни расценивай, одно из них не сильнее другого. Оба полюса имеют смысл отно­сительно друг друга. Зло - не нечто ужасное, а лишь оборотная сторона добра, и наоборот. "Свет - левая рука тьмы, тьма - пра­вая рука света".

Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений:

- Добро и зло познаются в единстве, одно через другое.

В одной китайской притче рассказывается о юноше, мечтавшем узнать, что такое истина, добро. Мудрец предлагает ему прежде познать, что есть зло, чтобы было с чем сравнить. Одного понимания зла недостаточно. Само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай.

- Добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро можно понять только как активное сопротивление злу. Действительное добро – это деяние добра, добродетель.

Наши рекомендации