Лекция 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Происхождение философии.

2.Философия в системе наук.

3. Философия как наука. Критерии специфики философского знания.

4. Объект и предмет философии.

5. Функции философии.

6. Структура философии.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 14-22.

Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. – М., - М., 2004. Гл. 1. «Философия как она есть», Гл. 6. «Философия перед зеркалом».

Дополнительная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1999.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Философия: учебник для студентов нефилософ. специальностей / под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2007.

Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. Раздел 1.

1. Происхождение философии

Появление философиисвязано с приходом цивилизации на смену дикости и варварству. Наиболее явственно это наблюдается в древней Греции VI–V вв. до новой эры. Первые классики европейской философии Платон и Аристотель полагали началом философии интеллектуальное чувство удивления — тому, что большинству людей кажется простым и обычным, либо слишком уж сложным и бесполезным. Как устроен космос? Что есть истина? Добро или зло правит миром? Как добиться справедливости в общественных делах? Что ждёт нас после смерти? Объективна ли красота или она есть дело личного вкуса? В чём заключается счастье жизни? Эти и похожие по своей смысложизненности, судьбоносности вопросы специально трактуются философами, у которых слушатели и читатели ищут на них более или менее правдоподобных ответов, идейной пищи для собственных размышлений. Так что в узком, собственном смысле термин “философия” означает особую отрасль научного (или, по крайней мере, наукообразного) знания о самых общих и принципиальных вопросах. Рассмотрение таких вопросов обычно переходит в духовную практику самопознания личности и общества.

Само слово “философия” дословно переводится с древнегреческого (“phileo” — “люблю” + “sophia” — “мудрость”) как “любовь к мудрости”, “любомудрие”. Согласно достоверной легенде, это выражение придумал Пифагор. Он имел в виду, что подлинная мудрость доступна только бессмертным богам, а слабый (по сравнению с природными стихиями), ограниченный человек способен лишь стремиться к ней, самозабвенно искать ее всю жизнь. «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела…» (Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов).

2. Философия в системе наук

Философия в ее онтологической ипостаси родственна естест­венным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую об­щими (движение, пространство, время, причинность, свойство, от­ношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнона­учное знание.

Антропологическая, человековедческая составляющая филосо­фии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущ­ности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое образование с необхо­димостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции.

В гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, по­скольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается от­личительной особенностью технической науки. Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одно­временно естественной, гуманитарной и технической наукой, что де­лает философию (и только философию!) "своей" для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.

3.Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Вопреки обывательским о ней представлениям, философия устремлена к точности, ориентирована на точность, несет ее в себе. Объясним почему! Философия родилась из практической потребности объективно и точно познавать мир. Мифологическое и религиозное мышление оказалось беспомощным в новых условиях активного освоения' всех сторон бытия. Философские идеи проходили проверку практикой, увязывались в систему с элементами научного знания, реально работали. Это возможно только в том случае, если философия адекватно, точно отражает действительность.

Одним из важных направлений философской деятельности является обработка инструментов познания - понятий, категорий, их обновление, развитие, уточнение. Неточные понятия опасны, их использование ведет к ошибкам в познании и практике.

Философия разработала ряд принципов познания, применение которых обеспечивает высокую точность результатов, - это принципы историзма, конкретности, всесторонности, связи с практикой.

Наконец, в философии есть своеобразные «формулы» гуманитарного знания, по глубине не уступающие формулам физики.

Это красивые, точные мысли, кристаллы смысла, сгустки смысла спрессованные в философских афоризмах разной степени насыщенности, глубины. Они показывают сущность, закономерности сложных явлений бытия, дают толчок мыслям человека, прочитавшего их, служат надежной опорой в системах умозаключений. В качестве примера такой формулы можно привести актуальный сегодня афоризм К.Маркса: «Совесть привилегированного класса, есть привилегированная совесть».

Еще одной фундаментальной основой собственно философской точности является то, что она в отличие от любой науки черпает свои знания не из исследования какого-то фрагмента действительности, опирается не на какую-либо конкретную науку. Философия интегрирует знания, добытые всеми науками, впитывает весь интеллектуальный опыт, накопленный развивающимся человечеством, включая и обыденное знание.

На таком мощном основании философия гораздо менее конкретных наук склонна к односторонности, заблуждениям, неточности.

Но в отличие от естественных и технических наук, философия не так жестко привязана к критериям научности, поэтому философское мировоззрение более гибко, пластично, легче отказывается от заблуждений и принимает новое.

Критерии специфики философского знанияпредполагают и дополняют друг друга; их соотношение варьируется в отдельных разделах философии.

Первый критерий философствования — его устремленность к обобщениям значительного масштаба; ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с ее помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого.

Второй критерий отличительности философии называется рефлективностью, имеется в виду, что философия всегда - мысль о мысли, размышление о размышлении. Ученый изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам ученый или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим.

4. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект- носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм- это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм- это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм- это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм- философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм- это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизмкак философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Лекция 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ - student2.ru

5. Функции философии

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функцияозначает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

Лекция 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ - student2.ru Функции философии -основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение
✓Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
✓Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности(см.вопрос3 «Предмет и методы философии»)
✓Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
✓Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности(то есть механизм познания).
✓Критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание , искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
✓Аксиологическая функция философии(в переводе с греческого axios – ценный)заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории(начало Средних веков –поиск новых(теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация;; кризис капитализма конца 19 –начала 20вв.и др.)
✓Социальная функция –объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
✓Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
✓Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы общества.

6. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение, праксеология и некоторые другие.

Основные разделы философии следующие:

Онтология (греч. “ontos” — “сущее”) — учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”, «пространство», «время», «развитие», «эволюция»).Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией?Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология (греч. “gnosis” — знание) — теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима ?И др.

Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией (греч. “episteme” — “мнение”).

Метафизика — так называются онтология и гносеология вместе взятые. Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. “logos” — “слово”, “понятие”, “разумение”) — часть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.

Методология (греч. “metodos” — путь, имеется в виду — исследования, порядок совершения умственных и практических действий) — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.

Философскаяантропология — раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.

Наши рекомендации