Позитивистская философия: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм. Анализ науки в позитивизме.
Позитивисты отриц. все фил. пробл., кот. заним. фил. на протяж. многих лет. По их мн. фил. не долж. вых. за рамки позит., положит. знания. т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она мож. описывать лишь внешн. связи между явл. Характ. черта позит. - агностицизм. Позит. тракт. опыт, как совокупн. ощущ.ч-ка. Возникает в конце 19-го века. В своём развитии он прошёл три основных этапа:1 – позитивизм 2 – эмпириокритицизм
3-неопозитивизм.
Позит.ивизм Конта, Миля и Спенсера. которые объявили ф-ю ненужной наукой, мешающей разв. научного познания, дезориентирующей его, поскольку она ставит нереальные цели достижения знания, сущности вещей, конечных причин, скрытых за наблюдаемыми явлениями. По мнению Конта, чел-е позн. долж. сосредоточить свое внимание на изучении явлений, описании их внешних сторон. Они считают, что фил. долж. обобщ. научн. знан. Конт – осн. позит. Позитивизм док. несостоятельность всей традиц. ф-фии, бесплодность её осн. проблематики, ненужн. таких её баз. понятий, как «бытие», «материя», сознание», «сущность».
Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными. Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания.Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии.Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.
Герберт СпенсерСтержнем единства знаний людей явл. идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения. Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.
.Неопозитивизм.или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап.Неопозитивизм формир. в 20-х гг. 20в. и представлен двумя вариантами:логическим позитивизмом (Шлик,Карнап) и лингвистическим позитивизмом (Витгенштейн)
Фил. должна заним. изуч. природы научн. знан. Критер. истины - опыт. Неопозит. предм. своей фил деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнит. ценности. Представители этого этапа (Карнап, Поппер, Лакатос, Кун), придерж. основных принципов позит., счит. понятия традиц. фил. вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путём. Они сформ. осн. принципы проверки ценности совр. научн. знаний: верификации (сопоставл. их с наблюд. объектами, чувств. данными, эксперим.), фальсификации (искажение данных) и конвенции (договоренность, соглашение). Неопозит. выст. против всякой “метафизики”, то есть общих фил. проблем, считает эти проблемы надуманными, искусственными псевдопробл. и заявляет о том, что ф-я долж. обслуж. науки, оказ. ученым помощь в формир. научн. положений и оперировании ими; она должна заниматься лишь разработкой правил логического анализа, решать языковые проблемы.Карнап - философ и логик, один из лидеров неопозитивизма. Был активным участником Венского кружка. Взглядам К. свойственно отрицание мировоззренческого характера философии и сведение ее к «логическому анализу языка науки», основанному на аппарате математической логики. Теоретико-познавательные основы это-: го анализа, как его понимал К., представляют собой соединение эмпиризма с конвенционализмом. В работах К. философская концепция неопозитивизма переплетается о исследованиями по теории логики и логико-методологическому анализу науки. В эволюции взглядов К. на природу логического можно выделить два этапа: 1) синтаксический, когда К. рассматривал логику науки как логический синтаксис языка науки, и 2) семантический, когда К. делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки. На этом этапе К. пытается на основе исходных понятий логической семантики построить единую систему формальной логики.
Философская концепция Ш.лика‒«последовательный эмпиризм», к которому он пришёл, отказавшись (под влиянием Р. Карнапа и Л. Витгенштейна) от критического реализма. Ш. основывается на понятии «чувственного данного» ‒ чувственного переживания познающей личности, не передаваемого другим субъектам. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитический характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Согласно Ш., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него ‒ формальные правила, определяемые синтаксисомтого языка, на котором производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей философской концепции к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.
Во второй половине 20в. интерес смещается с логического языка на обыденный язык,что нашло развитие концепции «языковых игр» Витгенштейна.Если на первом этапе задача философии состояла в том,чтобы заняться терапией языка-очищением его от псевдопроблем,к-ые ставят филоофия,религия,этика и др.,то на втором,согласно концепции «языковых игр»,значение слов определяется их употреблением.Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка,спецификой ситуации,т.к. высказывание-часть деятельности,в процессе к-ой формируется значения терминов и выражений.
Постпозитивизм
Формируется в 60-70гг. 20в. и переключается на исследование реальной истории науки.Общим для всех концепций постпозитивизма является:1-изучение динамики научного знания 2-реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска 3-исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания. Постпозитивизмом назыв. множество концепций, кот. пришли на смену неопозитивизму (Карл Поппер)
Попер-критический рационализм. Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие:1-проблема демаркации,2- принцип фальсификации,3- принцип фаллибилизма,
4- теория "трех миров". ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.Истинным явл-ся то,что не опровергнуто.Рост научного знания- не движение от одного истинного знания к другому,а переход от одних проблем к другим. Рост знания достигается в процессе рацион. дискуссии, кот. неизменно выст-ет критикой существ-го знания. Поэтому свою фил-ю Поппер называет критическим рационализмом. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По К.Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.